
В финальных играх за Кубок Гагарина челябинцы болеют за черно-белых в одноименном парке
Пожалуй, мало кто сейчас в Челябинске не следит за Кубком Гагарина, ведь черно-белые отчаянно бьются за победу. Ажиотаж такой, что билеты на домашние матчи раскупают за считаные минуты, а игры в гостях собирают тысячи горожан в совершенно новых для челябинских болельщиков локациях — сначала в ТРК «Горки», потом на «Тракторовке», теперь в «Парке Кубка Гагарина». Как «Трактор» решился на этот эксперимент, во сколько он обходится клубу и многом другом, мы спросили у руководителя отдела маркетинга ХК «Трактор» Дмитрия Панова.

С Дмитрием Пановым мы встретились в парке Гагарина перед матчем «Трактора»
— Дмитрий, раньше в Челябинске хоккейных болельщиков не баловали фан-зонами. Как «Трактор» пришел к этой идее? Да еще и так, что она тут же залетела.
— Это на самом деле не первая фан-зона, они когда-то были и такое делали. Просто такое внимание к плей-офф, и это бросается в глаза. Но обычно фан-зоны делали в каких-то закрытых заведениях, в ТРК и так далее. Вот сейчас первый раз в истории, наверное, мы играем в мае (сезон лиги продлили на месяц), и мы имеем возможность в теплую погоду насладиться играми плей-офф, раньше о таком могли только мечтать. Поэтому мы решили пойти в город — погода отличная, люди хотят праздника. 12 лет назад мы только выходили в финал, то есть такое не часто случается, это действительно такой городской праздник. Ну и наша арена не может вместить большое количество людей, а запрос на хоккей у большого количества людей. Соответственно, мы решили сделать праздник для всех — открытый, свободный.
— Сколько стоит организация фан-зоны на улице?
— Я цифр каких-то определенных вам не скажу. Конечно, это не дешевое удовольствие, но надо сказать, что мы делаем всё при поддержке наших партнеров, спасибо им большое. Если бы не они, наверное, у нас сил бы не хватило сделать такой праздник.
— Намного дороже делать фан-зону на улице, чем, например, в «Горках»?
— Конечно, открытые массовые мероприятия делать гораздо дороже, потому что тут, сами видите, зона безопасности создается, ограждения, досмотры, металлорамки, куча персонала — это всё несет большие расходы.
— А кто оплачивает? Партнеры?
— Полностью партнеры.

В фан-зонах очень атмосферно
— Как получается так быстро согласовать все зоны?
— Да, уведомления о таких мероприятиях подаются заранее, но благодаря личной вовлеченности губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера мы имеем возможность сократить эти сроки и сделать всё оперативно, благодаря вовлечению многих служб, муниципальных организаций. Вот, например, парк Гагарина, Кировка, руководство этих объектов пошло нам навстречу, если бы не они, конечно, мы ничего бы не смогли.
— А почему переезжаете так быстро с места на место? Из-за увеличения количества фанатов?
— Да, Кировка имеет такую ограниченную историю. Когда столкнулись со второй «Тракторовкой», поняли, что этого мало, и переехали в парк Гагарина, где места гораздо больше.
— А недовольные жители Кировки были?
— Честно говоря, нам частенько спускают такие письма от жителей, на которые мы отвечаем, но в этот раз я еще пока ни одного письма не видел. Возможно, они до нас еще дойдут, но я таких пока не знаю.

На «Тракторовке» тоже было здорово!
— А как отрабатываете такие письма?
— Мы, конечно, в процессуальные сроки отвечаем на эти письма, находим какие-то аргументы, почему мы делаем такие мероприятия, что это действительно какая-то сиюминутная история с неудобством, но зато праздник для города.
— Люди идут навстречу?
— Как правило, люди с пониманием относятся, но, повторюсь, за время вот этих фан-зон я не видел ни одного какого-то обращения, какого-то гневного вопроса: «Зачем вы это делаете?». Ни одного не видел.
— А видите какой-то символизм в том, что вы проводите в парке Гагарина Кубок Гагарина?
— Если вы заметили на входе в парк, он переименован парк Кубка Гагарина, и мы надеемся, что команда сделает всё для того, чтобы привезти настоящий кубок сюда, и это будет действительно настоящий парк Кубка Гагарина. Просто стечение обстоятельств, такой удачный каламбур, можно сказать. Надеемся, привезем кубок.

Болеть за любимую команду с единомышленниками гораздо интересней
— Решение делать фан-зоны на домашние матчи было запланировано или спонтанно решили, когда увидели интерес?
— Постепенно, когда у аудитории просыпается интерес, мы, конечно, должны давать ей больше, и мы стараемся дать аудитории, которая не попала на домашних матчах на арену. Мы вмещаем всего 7,5 тысячи человек. Хотелось бы, конечно, арену побольше, но мы живем с тем, что есть. Поэтому для тех, кто не попал, делаем другие фан-зоны.
— То есть всё-таки спонтанное?
— Закономерное. Мы смотрим динамику, запрос нашей аудитории и на него реагируем. Скорее, это ситуативная история.
— Планируете около «Трактора» открыть фан-зону?
— У нас в планах несколько форматов, я пока всего сказать не могу, но хочу сказать, что мы только расширяемся.
— Со стороны всё выглядит так, как будто это делается по щелчку пальцев, очень просто. Скажите, сколько человек работает над этим?
— Да, я хочу сказать большое спасибо всей моей большой команде, которая задействована в организации этого мероприятия, без них ничего бы не получилось. Вот, кстати, болельщики «Автомобилиста» (показывает в сторону), приехали на праздник «Трактора». В общем, это большая команда, это и наш отдел маркетинга, это и наши подрядчики, и наши партнеры, которые находят на это средства, это хелперы и волонтеры, которые помогают безвозмездно в организации этого мероприятия. Большое им спасибо! Самое сложное — это срок, в который мы здесь поставлены. С плей-офф ты никогда не знаешь, когда команда закончит его или продолжит. И мы вынуждены реагировать. У нас на всё про всё бывает только пара дней, чтобы среагировать и что-то организовать. Поэтому, конечно, без команды, которая здесь это всё делает, это невозможно.
— Плюс-минус это сколько человек?
— Если брать всех, это порядка 25 человек.
— Ну, это не так много.
— Немного, но в рамках нашего клуба эти же люди задействованы в организации хоккейных матчей. Это просто уже сложившаяся команда, каждый знает, что он должен делать, и поэтому за счет слаженной работы так получается.
— А креативом занимается «Трактор» или какое-то внешнее агентство?
— Полностью «Трактор».

Только посмотрите, какой масштаб!
— В Ярославле посмотрели, как круто здесь всё делают, вдохновились, и там мэрия тоже подключилась. Как думаете, если это организовано городом, чиновниками, возможно достигнуть такого же масштаба?
— Да, конечно, возможно! Я только рад, если наш пример позволяет кому-то двигаться в том же направлении. Это же круто, у нас индустрия растет за счет этого. Ты смотришь, что делают другие, и хочешь сделать так же или лучше, и поэтому сервисов для зрителей добавляется, интереса к виду спорта добавляется, аудитория расширяется. Я только рад, когда другие подключаются к такой движухе.
— Льстит, что за вами повторяют?
— Всегда очень приятно быть примером для кого-то.
— Поделитесь эмоциями, вы ожидали такого эффекта?
— Если честно, мы не всегда понимаем, сколько жителей соберет наш праздник. Поэтому, когда ты видишь то, что ты ожидал, что у тебя полная посадка будет и немножко людей будет стоять сзади, а приходит столько, что половина парка занята стоящими людьми, конечно, ты немножко ошеломлен от такого результата. Очень приятно. Спасибо нашим болельщикам.
— В следующем сезоне будут фан-зоны?
— Конечно, если команда повторит этот результат, или будет запрос у аудитории по ходу сезона, мы с удовольствием это сделаем.
— А какая у вас любимая деталь в фан-зоне?
— Мне больше всего нравится удачный нейминг, который появился у этой фан-зоны — парк Кубка Гагарина. Мне кажется, все звезды сошлись. Мне нравится, как мы сделали брендинг этого места, тут, действительно, всё в «Тракторе», всё в брендинге — это и лавочки, и различные флаги, сцена огромная. Мне нравится именно визуальная составляющая. И, конечно, атмосфера, которая здесь стоит, это ошеломляющий результат!
— Круто! Спасибо большое! Удачи вам!
Всё о том, как проходит Кубок Гагарина — читайте в специальном разделе.