Петербург может похвастать своими дворцами, Екатеринбург — конструктивизмом, Карелия — памятниками на острове Кижи. А вот в Челябинске, кажется, есть только панельки — в основном серые. Если вы тоже попали под влияние этого стереотипа, предлагаем вам не торопиться с выводами. Поверьте, в городе тоже есть интересные объекты. Здания, мимо которых вы проходили или проезжали тысячи раз, могут скрывать интереснейшие истории. Мы попросили Юлию Семейкину из проекта «Челябинск пешком» рассказать о пяти интересных (и неочевидных) архитектурных объектах города. Как челябинцы скинулись на дом заезжему генералу и что за отношения связывали прачку с улицы Солдатской и хозяина керамического завода — в материале от первого лица.
Белые казармы (Российская, 151)
Первые челябинские казармы были построены в 1875-77 годы. Название «Белые» они получили после постройки казарм из красного кирпича в районе вокзала в 1911 году.
Строительство Белых казарм освободило горожан от одной из самых неудобных повинностей — воинского постоя. Это означает, что до постройки казарм, когда в Челябинске квартировались офицеры и солдаты, их размещали в домах горожан, что, конечно же, причиняло немало неудобств жителям города. Бывало, что офицеры размещались не одни, а с семьями. Бывало, что они останавливались в Челябинске на месяцы и даже годы, занимая лучшие покои в усадьбе.
Горожане, конечно же старались как-то избежать этой повинности и шли на разные ухищрения. Например, некоторые люди, имевшие богатые дома, специально не ставили печи в горницах, чтобы те считались нежилыми помещениями, и в их дом никого не определяли на постой. Сохранилась еще такая история: в 1808 году в Челябинске должны были расквартировать полк из Екатеринбурга, командующий которого славился очень сложным характером. И, разумеется, никто из состоятельных горожан не хотел принимать этого склочного генерала у себя дома. Проблему решили кардинально — купили генералу в складчину дом!
После постройки Белых казарм площадь около стали называть Солдатской или Казарменной. Сейчас же она носит название Площадь павших революционеров, т. к. именно на этом месте в 1918 году казаками были убиты пятеро известных челябинских политических деятелей — Колющенко, Болейко, Гозиосский, Тряскин и Могильников. На здании казармы расположена памятная табличка, посвященная этим революционерам.
В годы Великой Отечественной войны в Белых казармах размещался учебно-тренировочный полк самоходной артиллерии, в настоящее время в здании работает военный госпиталь.
Особняк Юдиной (Красноармейская, 100)
Один из красивейших деревянных домов Челябинска часто остается незамеченным, поскольку находится на тихой улочке Красноармейской. Сейчас вокруг него расположилось множество современных офисных зданий и ЖК, а напротив особняка сохранилось несколько маленьких одноэтажных домиков возрастом больше 100 лет. Эти маленькие домики в два окна смотрелись на улице Красноармейской (в те времена она называлась Солдатской) гораздо органичнее, чем огромный богатый особняк. Ведь в начале XX века улица Красноармейская была практически на окраине города.
Загадочна и история постройки. Дом вплоть до революции числился за Прасковьей Юдиной, крестьянской дочерью, купившей этот участок в 1899 году. Тогда на дворе был небольшой домик в две комнаты. А в 1906-м вместо него на участке уже числится герой нашей истории — особняк в шесть комнат, а также появляется прачечная — источник дохода хозяйки. Дом оценивался в 1000 рублей и был самым дорогим на улице. Стоимость соседних домов не превышала 300 рублей.
Сомнения краеведов вызывает источник дохода Юдиной: откуда у одинокой прачки были финансовые возможности на постройку богатого особняка?
И здесь появляется еще один герой нашей истории — Всеволод Лоренсов. Он был адвокатом, в 1909 году основал завод по производству изразцовых и терракотовых изделий. Завод процветал, после его открытия многие челябинские дома отделывались плиткой производства Лоренсова.
В 1902 году местом жительства Лоренсова числится «Солдатская ул., частный дом». В 1914-м местом склада завода Лоренсова числится улица Солдатская, 16 (то есть особняк Юдиной). В архивах полицейских сохранилась жалоба Лоренсова на соседских мальчишек, выбивших стекла в «его доме» и вновь указан адрес — Солдатская, 16. То есть существует множество подтверждений проживания Лоренсова в доме, но нет факта его владения.
Большинство краеведов сходятся во мнении о том, что Юдина владела участком, вела на нем свой бизнес, а дом пересдала с правом перестройки. Этим и воспользовался Лоренсов, у которого как раз были финансовые возможности на постройку такого особняка. Но некоторым больше нравится версия романа бедной прачки и керамического короля.
После революции завод Лоренсова продолжил выпуск кирпича и порошка, в 1930-х вошел в подразделение ЧТЗ. А вот дальнейшая судьба владельца неизвестна. Дом в 1920-е использовали как жилой, в 1930-е — как военкомат. Затем его занимали различные фирмы, а сейчас здесь расположен офис заповедника Аркаим.
Дворец спорта «Юность» (Свердловский проспект, 51)
Один из ярчайших символов архитектуры советского модернизма в Челябинске имеет несколько братьев-близнецов на постсоветском пространстве.
В советское время любили приурочить большую стройку к круглой дате. Например, строительство в Челябинске первого крупного культурно-спортивного объекта приурочили к 50-летию Октябрьской революции. Появление дворца спорта решало сразу две проблемы: отсутствия арены для хоккейной команды «Трактор» и отсутствия большой концертной площадки. Главная арена «Юности» может вмещать 4000 человек при спортивных мероприятиях; 5001 человек — в концертном варианте.
Успеть открыть дворец спорта к назначенной дате было нелегкой задачей: на его возведение оставалось менее двух лет, в столь короткий срок было нельзя тратить время на разработку проекта. Поэтому в реализацию был взят проект Минского «Спортивного и киноконцертного зала на 6000 мест», который инженерами Челябинскгражданпроекта был адаптирован под существующую площадку.
Здания, несмотря на одинаковый проект, все же получились разными. У дворца в Минске вид более строгий, с прямыми линиями, челябинскому же зданию добавили парусности плавным линиями и подняли его над поверхностью земли: при переработке проекта челябинские инженеры дополнительно запроектировали подвальное помещение, буфет, крыльцо перед входом.
Уникальный объект сооружали многие тресты города. Приезжали помочь и магнитогорцы. На предприятиях Челябинска заказы для «Юности» выполнялись без задержек. Трубопрокатный завод поставил трубы для ледового поля, завод металлоконструкций — фермы. Инженеры изменили не только экстерьер здания, а также придумали более эффективную технологию строительства: при возведении здания в Минске наклонные колонны бетонировались на месте, в Челябинске такой вариант был невозможен, потому что строительство шло в зимнее время, и бетонирование на улице было практически невозможным. Поэтому наши инженеры решили применить технологию сборного железобетона: залить пилоны — наклонные колонны — в теплом помещении, а уже на месте соединить их с ригелями сваркой. В итоге уже челябинская технология строительства была воплощена при возведении дворцов спорта в Волгограде и Вильнюсе.
Филармония (Труда, 92а)
Колонны, классический портик — здание филармонии выглядит как знакомый всем образец советского неоклассицизма 1950-х, но на самом деле за ним стоит более чем столетняя история, и здание не раз перестраивалось согласно архитектурной моде разных периодов.
Если посмотреть на фото столетней давности, на месте филармонии тогда располагался магазин Шакира Ахметова, построенный в начале XX века взамен стоявших там раньше лавок. Ахметов неоднократно достраивал здание в период с 1901 по 1911 годы.
Еще на одном фото того же периода (начало XX века), снятого со стороны современной Площади искусств, виднеются два здания слева от современной картинной галереи.
Что же за темное здание находится между магазином Ахметова и пассажем Яушевых (картинной галереей)? Это был построенный в 1905–1908 годах магазин Закира Галеева (того самого, в доме которого на Кировке сейчас располагается рюмочная «Дом Галеева»). Сейчас все это пространство (магазины Ахметова и Галеева) занимает здание филармонии.
Итак, в начале XX века на улице Сибирской (Труда) рядом с мостом практически встык стояли магазины Шакира Ахметова и Закира Галеева. Купить там можно было практически все, кроме техники и инструментов: дорожные вещи, детские игрушки, фрукты, шоколад, гастрономические, бакалейные и галантерейные товары, обувь, изделия из золота и серебра, платки, перчатки, музыкальные инструменты, мыло и парфюмерию.
После революции и Гражданской войны недвижимое имущество Шакира Ахметова и Закира Галеева было муниципализировано. Магазин Ахметова сильно пострадал во время пожара 1921 года — там прогорели межэтажные перекрытия, не было крыши. Магазин Галеева, судя по некоторым фото 1920-х годов, тоже пострадал в пожаре, постепенно пришел в запустение. Дом Ахметова в начале 1920-х предполагали снести и организовать на его месте сквер, но что-то не заладилось, и зияющая окнами, сквозь которые было видно небо, коробка продолжала стоять в центре города. Бывший магазин Галеева же, видимо, несколько раз отремонтировали, и к концу 1920-х годов там располагался Свердловский склад пива.
В 1929 году городские власти решили построить кинотеатр, использовав для этого здание бывших магазинов Галеева и Ахметова. Строили здание в очень лаконичном и актуальном тогда стиле конструктивизма, без лишних украшений. В нем планировался зрительный зал на 700 мест; 23 ряда по 20 кресел в зале плюс балкон. В ноябре 1929 года для этого кинотеатра было утверждено название «Пролетарий». Демонстрация фильмов там началась в первой половине 1930 года. 10 сентября 1934-го кинотеатр «Пролетарий» стал звуковым кинотеатром. Работал он до 1942 года.
В 1946–1948 годах по проекту архитектора К. Д. Евтеева была проведена реконструкция (интерьеры — с участием Ф. Л. Серебровского) бывшего здания кинотеатра под музыкальный театр. Перед входом был оформлен внутренний дворик, главный проход в который (со стороны улицы Кирова) был оформлен в виде портика с двумя рядами колонн. Со стороны реки Миасс и улицы Труда во дворик можно было пройти через высокие проемы с арочным завершением. С 1948-м в здании разместился Челябинский театр оперетты, но в июне 1950-го он прекратил существование. Решением Горисполкома, с 1 августа 1950 года здание было передано Челябинской филармонии, созданной еще в 1937 году.
Помещение бывшего кинотеатра, вообще говоря, плохо подходило для театра — в нем не было места для сцены. Поэтому ее соорудили за счет разрушения нескольких залов соседнего здания картинной галереи. Музей не только лишился почти половины своей выставочной площади, но и получил фасад, испорченный сценической коробкой сверху (обратите внимание на надстройку на крыше картинной галереи, это пространство занимает сцена филармонии, вверх поднимается занавес). Самому же концертному залу пришлось еще пристраивать помещения для фойе.
В 1988–2004 годах была проведена реконструкция здания по проекту Е. В. Александрова, и концертный зал обрел свой нынешний вид. Непосредственно строительные работы начались в 1993 году и завершились лишь к 2004-му. Здание было расширено в сторону реки. Также в ходе реконструкции внутренний дворик был включен во внутреннее пространство здания — это сегодня фойе. Но портик с шестью колоннами в оформлении фасада сохранили. Изменилось и внешнее оформление здания — со стороны реки Миасс появились полуколонны, а со стороны улицы Труда — пилястры (плоские вертикальные выступы на стенах, имитирующие колонны).
Отель «Покровский» (Цвиллинга, 13б)
Долгое время на месте этого здания красовался забор, за которым скрывались различные надворные постройки, а несколько лет назад здесь появилось новое трехэтажное здание. Оно выделяется в первую очередь тем, что построено в духе историзма, что очень нетипично для челябинских новостроек.
До революции владельцами этого участка были, пожалуй, самые известные предприниматели Челябинска по фамилии Покровские. Отец семейства Корнилий Иванович был женат на дочери Василия Григорьевича Жуковского — одного из врачей, победивших сибирскую язву в начале XIX века, городского головы и очень уважаемого в Челябинске человека. Сам Корнилий Иванович тоже был врачом, а также владельцем винокуренного завода и целого хутора на берегу реки Миасс.
Еще Покровские были большими меценатами, помогали детским приютам, держали школы и библиотеку. Корнилий Иванович вместе с сыном Владимиром организовал первый в городе клуб — клуб общественного собрания, а позже и первый в городе парк — Сад общественного собрания (сейчас это горсад имени Пушкина).
После смерти Корнилия Ивановича пять его сыновей основали товарищество. Двое из братьев в разное время были главами города. Самый известный из них, Владимир, немало повлиял на то, что в конце XIX века через Челябинск прошла железная дорога, которая стала катализатором резкого роста и развития города.
В 1910-е годы Покровские планировали построить еще один особняк на своем участке на улице Большой (Цвиллинга), но революция нарушила эти планы. Когда же бывший участок Покровских несколько лет назад выделили под застройку, сначала на нем, как полагается по закону, проводили археологические раскопки. Во время изысканий были обнаружены подвалы, предположительно, водочного завода Покровских, а также были подняты исторические документы, среди которых нашелся нереализованный проект особняка столетней давности.
И задумку Покровских решили осуществить сейчас — здание построили с незначительными изменениями, добавив один этаж (их стало три вместо планируемых двух). На фасаде даже разместили фамильный герб Покровских, который был задуман в первоначальном проекте! Несколько лет назад в здании открылась гостиница, которую назвали «Покровский». Этот проект — классный пример уважения к истории в новой застройке, хочется, чтобы таких примеров становилось только больше.