Современные девчонки и мальчишки заводят аккаунты в соцсетях чуть ли не с детского сада. Что происходит с ребенком в виртуальном мире, чего опасаться детям и взрослым, как родителям себя вести, чтобы не потерять доверие любимого чада, — об этом и многом другом мы поговорили с экспертом по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андреем Сиденко.
Телефон с младых лет
— Андрей, с какого возраста детям можно давать телефоны с выходом в интернет?
— Здесь нет никаких границ, вернее, они есть, но очень размытые. Всё зависит от самой семьи, от той культуры отношений с гаджетами, которая принята в доме. Это очень сильно влияет на то, когда ребёнок начинает активно взаимодействовать с интернетом. Потому что дети очень быстро считывают паттерны поведения своих родителей. Если в семье не выпускают смартфон из рук, то и ребенок будет тянуться к гаджетам. Если в доме не приветствуют активность в интернете, то возраст, в котором дети впервые зайдут в Сеть, сместится, но ненамного. Даже если родители настаивают на том, что гаджетами пользоваться нельзя, ребенок всё равно будет ими пользоваться. Просто не своим, а посмотрит то, что ему интересно, у друзей, одноклассников и ребят во дворе.
Мы проводили исследование «Взрослые и дети в интернете: альтернативные цифровые реальности» — о том, когда дети впервые начинают пользоваться гаджетами. По словам родителей, чаще всего это происходит в 5–7 лет. Обычно ребенку дают собственный телефон или покупают гаджет, когда пришло время идти в школу. Конечно, на уроках пользоваться телефонами запрещено. Но не все и не всегда соблюдают это правило, в конце концов, родители сами не против, так как хотят быть на связи постоянно со своими детьми, вдруг что случится. Вспомните, о чем вы спрашивали последний раз, когда звонили сыну или дочке. Все ли в порядке? Ты поел? Готов? Конечно, любой родитель стремится устроить канал связи с ребенком.
— А если говорить о рекомендуемом времени?
— Каких-то конкретных цифр тут назвать нельзя, так как опять же сильно зависит от семьи. Даже психологи подтверждают, что тут все очень индивидуально, но с небольшой оговоркой: чтобы не страдали активности в реальном мире. Давайте попробуем посчитать, сколько времени ребенок может тратить на гаджеты: в сутках 24 часа, минус 8 часов на сон, примерно столько же может уходить на учебу в школе, кружки, и поесть еще нужно. Свободное время ребенок может посвятить тому, что хочет: чтению, играм, прогулкам. В зависимости от разных временных затрат, каждый раз будет получаться разная цифра в ответе, отсюда и вывод, что все очень индивидуально.
На самом деле нет ничего страшного, если взаимодействие с устройством начинается в дошкольном возрасте, например, в два-три года. Но это познавательный контент, например, мультики, сглаженные по цветам и смыслам, которые пытаются донести авторы. И все это не круглые сутки нон-стоп, а в рамках определенного времени. Другое дело, если ребенок сталкивается с контентом, который не подходит ему по возрасту.
— Как родителям понять, что ребенок начал смотреть в интернете все подряд, включая сцены насилия, криминала и так далее? Взять его телефон или проследить историю посещений на компьютере?
— Посмотреть посещения можно, но не отбирать телефон. Нужно обратить внимание, какие поисковые запросы делает ребёнок. Как на сайтах для поиска информации — Яндекс, Гугл, так и на других, на видеохостинге. Об этом можно узнать при помощи программ родительского контроля, например Kaspersky Safe Kids, которое можно установить как на стационарные компьютеры, так и на гаджеты ребенка.
«Главное — не переборщить с желанием контролировать каждый шаг ребенка, даже в цифровом пространстве нужна мера»
Если ребёнок постоянно интересуется какой-то вредной, на ваш взгляд, тематикой, то, во-первых, это не повод сразу идти и требовать от него ответа. Есть риск окончательно испортить отношения. Детям точно не понравится, что за ними следят, да ещё и негативно комментируют их действия.
Во-вторых, такая информация для родителей служит скорее индикатором того, что сейчас находится в поле интересов ребенка. Задайте себе вопрос, почему он начал интересоваться темой, которая, на ваш взгляд, ему не подходит. Может быть это простое любопытство и желание разобраться в том, чего он пока не понимает. Кстати, поисковый запрос может быть сделан на основе того, с какой информацией ребенок сталкивается в течение дня: радио, тв, уроки в школе, беседы с одноклассниками после уроков, мир — это океан информации.
Если чадо уже в таком возрасте, когда дети интересуются темой, например, отношений с противоположным полом, сексом, родителям нужно поговорить об этом. Подготовиться, возможно посоветоваться с психологом. Сейчас можно найти много хорошего контента в интернете о том, как начинать с ребенком сложные диалоги
Андрей Сиденко — эксперт «Лаборатории Касперского». Педагог, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России 2013». Работал учителем информатики школы №29 Мытищинского района Подмосковья. В 2015 году вошел в десятку самых цитируемых педагогов мира (рейтинг учительского сообщества США Connect Learning Today). Кандидат педагогических наук.
Среди других маркеров для родителей — запросы, связанные с употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Но и тут главное — не торопиться. Запросы в интернете не означают, что ребенок собирается это покупать. Может, он просто готовит доклад в школе о вреде алкоголя и табака. Скорее это сигнал к действию для родителей.
Без возраста, школы и геометок
— Подростки, да и дети помладше, готовы выкладывать в соцсетях ежедневный отчет о том, что происходит в его жизни. Что можно и нельзя «постить» и как говорить об этом с ребёнком?
— На самом деле говорить надо не только с детьми. Многим взрослым тоже не мешало бы критично взглянуть на свой цифровой след. Все зависит от того, насколько человек готов делиться персональной информацией, завязанной на его реальную жизнь. В списке явных запретов — домашний адрес, сканы документов (паспорт, ИНН, СНИЛС и любые другие), номер телефона. Детям не рекомендуется размещать свой реальный возраст, публиковать имена родственников и ссылки на родительский профиль. Дело в том, что злоумышленники могут представляться знакомыми родителей или других родных и воспользоваться тем, что этот аккаунт принадлежит ребенку, например напугав его или пообещав быстрый заработок
Незачем ставить геометки с подписями «Вот мой дом», «Двор, в котором я живу» или размещать посты с информацией о том, что кто-то из родных уехал в отпуск. Типичный пример, как не надо делать: девушка-подросток выставляет селфи с фразой «Твое лицо, когда мама уезжает на 2 недели в командировку и оставляет дома одну», да ещё отмечает подробную геометку места, где живет.
Если вы хотите поделиться с родственниками и друзьями какой-то информацией, фотографиями, сделайте отдельный чат. или выставите настройки приватности, чтобы размещенные вами фото, видео или текст видели только ваши друзья (определенный круг лиц), а не все пользователи интернета. Пусть он будет доступен только для друзей или только членам семьи.
Номер школы также стоит сделать доступным только для друзей. Потому что школа — это место в реальном мире, где ребёнка можно встретить почти 9 месяцев в году. Важно донести до детей информацию о том, что если ты решил завести себе аккаунт в социальной сети, первое, что нужно сделать, — закрыть свой профиль настройками конфиденциальности от посторонних глаз. И неважно, какая это соцсеть. Все сервисы предлагают площадку для общения, но ею могут пользоваться люди с не самыми благими намерениями.
— Родители любят постить фотографии своих детей — они восхищаются ими, гордятся. И даже не задумываются о том, чтобы спросить разрешения на публикацию у самого ребенка.
— Это обратная сторона медали. Спрашивая разрешение, мы воспитываем в детях уважение к другим пользователям, к приватности и защищенности людей в цифровом мире. Ребенок имеет право, чтобы никто не пользовался его именем, чтобы его фотографии публиковались исключительно с его разрешения. К сожалению, все проблемы начинаются как раз с этого момента — родители не спрашивают детей. В дальнейшем дети тоже не спрашивают своих сверстников, публикуя ту или иную фотографию. Хотя попавший в кадр человек возможно не хотел бы ее размещения. По разным причинам: она ему не нравится, планировал сюрприз или подарок, да мало ли что… Так что это дорога с двусторонним движением.
— Многие родители пытаются «подружиться» со своими детьми в соцсетях. И делают это под другим именем, чтобы, с одной стороны, не смущать ребенка, а, с другой, наблюдать, что происходит на его страничке. Это правильно или нет?
— Для детей добавить в друзья родителей — серьёзный шаг. Только не надо допытываться при отказе или удалении из друзей: «Почему ты не хочешь меня добавить? Что ты там прячешь? А ну, показывай». Это приведет лишь к испорченным отношениям. Намного эффективнее выстраивать доверительное общение.
«Если ребенок когда-нибудь узнает, что посторонний аккаунт, с которым много лет общался, оказался его мамой или папой, пострадает доверие к родителям»
Он абсолютно от всего будет ждать какого-то подвоха. Если ребенок не хочет, чтобы вы видели, что он делает, комментирует и кто у него друзья, с определённого возраста надо это принимать. При этом постараться объяснить базовые вещи, например, что не надо добавлять в друзья незнакомцев, публиковать то, о чем мы говорили ранее, высылать знакомым и незнакомым личные фото, которыми не хотел бы широко делиться. Мальчики и девочки общаются, встречаются, обмениваются личными фотографиями. Речь не обязательно про обнаженку, просто приватные фото. А когда пара расстается, фотографии могут стать средством испортить настроение и навредить репутации бывших.
— Как же проследить, с кем сын или дочь общаются в Сети, что смотрят в интернете и при этом не спугнуть?
— Просто поговорить. Да-да, лучше не скрывать, говорить по-честному. Кроме того, в школах реализуется ряд федеральных проектов, например, «Урок цифры», в ходе которых ребятам рассказывают об информационной безопасности и не только. Специалисты нашей компании часто проводят такие уроки в школах по всей стране.
Мы проводили занятия с десятиклассниками, в том числе в Челябинской области. Среди прочего обсуждали использование родительского контроля. Например, одна из функций нашего приложения Kaspersky Safe Kids — отслеживать, где находится ребенок в физическом мире. Я спросил, что старшеклассники думают об этой функции. И знаете, что сказали дети? Они вовсе не против такого контроля. Все до одного назвали её полезной, потому что это про безопасность. Правда, была оговорка, которую предложили сами дети: мы живем в мире, где безопасность имеет важный аспект во взаимоотношениях, поэтому им тоже было бы важно знать, где находятся и их родители.
Небольшой совет: чтобы нивелировать нарушение приватности границ ребёнка, вы можете предложить в ответ открыть свою геопозицию. То есть ребенок будет знать, где находитесь вы. А вы будете в курсе, где сейчас ребенок. Это и есть забота друг о друге.
Топ родительских страхов
— Чего больше всего боятся взрослые?
— Можно выделить несколько родительских страхов по поводу интернет-жизни детей. Первый касается контента, с которым взаимодействует ребенок. Это не обязательно порно или материалы, которые классифицируются как «18+». Речь идет о сценах насилия, употребления табака и наркотиков, об опасных челленджах. Не секрет, что дети внимательно следят за популярными блогерами и часто повторяют какие-то действия, тоже не всегда безопасные.
Треть родителей большой опасностью считают интернет-зависимость. Но сейчас гаджеты для детей — это инструмент общения, поиска информации, то, чем они живут. Цифровая зависимость не равна времени, которое ребёнок проводит в сети. И тотальный запрет использования гаджетов и выхода в интернет — не выход. Кстати, более 57% детей заявили о том, что их родители тоже проводят много времени в смартфонах и компьютерах. Так что тут все взаимосвязано.
Отдельная проблема связана с онлайн-грумингом. Это ситуация, когда злоумышленник втирается в доверие к ребенку, получает от него личные фотографии или видео, начинает шантажировать ребенка с целью получить еще больше такого контента или даже ищет встречи в реальном мире. Если ребенок не согласится выполнить такие требования, злоумышленники грозятся рассказать всем о таких фотографиях или разослать их друзьям ребенк. По статистике, 74% детей получали сообщения в интернете от незнакомых им людей. А 63% детей знакомились в интернете с людьми, которых в реальном мире не знают. Чаще всего это происходит в онлайн-играх, где пользователь может скрыться под аватаром. На втором месте по популярности — социальные сети. И 25% (!) детей встречались с новыми знакомыми по интернету.
— Что должно насторожить родителей в аккаунте ребенка?
— Если появляются сильно старшие друзья и пишут ему сообщения, нелишним будет напомнить о правилах общения. О том, что с незнакомцем не надо общаться ни на улице, ни в Сети и тем более сообщать какую-то личную информацию.
Стоит насторожиться, если увидели систематические посты и репосты с контентом, который носит деструктивный характер. То есть склонение детей к правонарушениям, действиям вне правового поля. Если чувствуете, как что-то изменилось в настроении ребёнка, постарайтесь с ним поговорить.
— Что бы вы порекомендовали точно заблокировать в телефоне ребенка?
— Нет списка однозначно плохих или хороших ресурсов. Есть контент, который не соответствует возрасту. Нужно обращать внимание на маркировку, она не просто так придумана. Во всем остальном мяч на стороне родителей и культуры, которая принята в семье.
Конечно, сейчас серьёзно развивается инструментарий самих интернет-площадок, которые блокируют деструктивный контент. Задача взрослых — донести до максимального количества людей, что если вы видите что-то подозрительное, надо сообщать в техподдержку. Не проходите мимо!
— Правовое регулирование интернета ужесточилось в последнее время. Можно получить срок даже за репост. Как об этом говорить с подростком, чтобы уберечь его от последствий?
— Сложно говорить об абстрактных постах или репостах. Уверен, что грань тут очень тонкая и сильно зависит от характера сообщений. Давайте помнить, что закон есть закон, нарушать его нельзя. Зачастую ребенок может не понимать, чем грозит то или иное действие. Надо объяснять, что сейчас тебе 15–16 лет, учишься в школе и понятия не имеешь, как сложится твоя карьера через много-много лет. И репутационные риски, которые ты допускаешь сейчас, через 5–10 лет сослужат плохую службу. Потому что интернет, как бы пафосно это не звучало, помнит все.
— Насколько у нас распространен кибербуллинг и что делать, если ребенок стал его жертвой?
— Достаточно распространен — примерно 20% или каждый пятый в России сталкивается с таким явлением. И это большая проблема. Часто родители даже не подозревают, что ребенок столкнулся с агрессией по отношению к себе. Вот же он рядом — сыт, одет, обут, все с ним хорошо. Несмотря на то, что агрессия по отношению к ребенку будет проходить в виртуальном мире, у него есть вполне ощутимые проявления в мире реальном (физическом). Возникают такие последствия, как стресс, снижение успеваемости, социальной активности вплоть до депрессии, бессонница.
Что сделать в первую очередь? Заблокировать аккаунт, с которого посылают сообщения. Ни в коем случае не нужно самому отвечать на такие комментария или просить кого-то ответить на претензии, не провоцировать агрессию и негатив. Лучше сообщить в техподдержку ресурса и постараться отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то позитивное.
Если юный пользователь получил сообщения с угрозой жизни и здоровья — это повод, во-первых, сказать родителям. Во-вторых, как бы ни было страшно и неприятно смотреть эту переписку, её нужно задокументировать и идти в правоохранительные органы.
В завершение хотелось бы сказать, что безопасность детей в интернете — это не только технические решения. Прежде всего, с ребенком нужно выстраивать доверительные отношения, чтобы в любой момент он мог подойти к вам, спросить или попросить помощи.