Обычно туристы выбирают консервативный метод путешествия: на самолете добраться до нужной точки, пожить в гостинице, походить по экскурсионным местам несколько дней и вернуться обратно в родной город. Немного иначе поступил Евгений Бушуев, президент автоклуба «OldMotors Тюмень». Он вместе с соратниками на ретромашинах проехал больше 3000 километров по Южному Уралу. Как это было — читайте его историю от первого лица.
О причинах поездки
Почему Южный Урал? В этом году у части экипажей не было возможности взять много отгулов, а праздничная неделя очень рваная. Поэтому искали короткий маршрут. За девять дней мы проехали примерно 3200 километров, сотни из которых были по грунтовке, нагуляли десятки тысяч шагов, взобрались на несколько гор, промочили ноги в нескольких реках.
Изначально решили ехать в конкретную точку — Долгие горы. Вокруг этого уже строился маршрут. Особенность наших путешествий — мы не возвращаемся той же дорогой, что ехали, чтобы увидеть больше.
О выборе маршрута
Маршрут строится примерно так: берем карту, смотрим, какими дорогами можно доехать до конечной точки. Затем гуглим информацию о конкретных участках — как там покрытие, можно ли проехать на обычной машине и так далее. Попутно, пользуясь сервисом Wikimapia, смотрим, какие интересные объекты есть по пути или в небольшом отдалении от основного маршрута. Также в дело шли «Яндекс.Карты», там сейчас много интересных объектов отмечено, тематические ресурсы вроде «Ураловеда».
Про подготовку и ожидания
Собственно, готовились... Скорее, готовили машины. Техника не должна подвести в пути, так что ей уделяли особое внимание, тем более что самой молодой машине было 32 года, а самой старой — 62. Естественно, мы заранее бронировали всё жилье по пути следования, так как в майские праздники жилье занимают очень быстро и можно было бы просто не найти ночлега.
Ожидания были более скромные. Но, к счастью, в реальности многое оказалось гораздо круче, чем на картинках в интернете, да и сам маршрут заставлял крутить головой в разные стороны и буквально ехать с открытым ртом.
Первый день экспедиции: Тюмень — Челябинск, ~550 километров
Первый день экспедиции, скорее, сборочный. Экипажи из Тюмени и Екатеринбурга стекались в Челябинск.
Из-за пожаров ехали не через Курганскую область, а через Екатеринбург. Путь легкий и ненапряжный, абсолютно плоские пейзажи сменялись холмами и горами.
Второй день: Челябинск — Белорецк, ~330 километров
Маршрут лайтовый, по пути заскочили в пару интересных мест — единственное отмеченное в маршруте, случайно проскочили.
Асфальт хороший. Куда ни глянь — горы, и это очень радует глаз. По пути нам встречались коровки, лошадки, барашки и козочки. Вся эта живность проявляла большой интерес к дорогам общего пользования. И неудивительно, они же общие.
Всё, что нужно знать о Белорецке: 10 из 10 встреченных нами байков — это «питбайки» и «эндуро». Выглядит город этаким южным курортным, особенно в теплую погоду.
Третий день: Белорецк — Мурадым, ~300 километров
Случайно посетили Арский Камень. Подъехать к нему в сухую погоду не составит труда, скала очень красивая. На нее можно легко забраться и осмотреть местность. Рядом протекает река Белая и жуют травку коровки.
Наши истосковавшиеся по жесткой физической активности тела понесли нас в сторону Шигаево, чтобы подняться на местный хребет. Это можно сделать на машине, но мы не рискнули — глубокие колеи и сыпучий грунт. Вид с хребта прекрасный. Вокруг пятнами лежал снег, что в +25 вызывало когнитивный диссонанс.
Дальше мы двинулись в сторону Каповой пещеры, пришлось пожертвовать другими точками, так как нужно было успеть прибыть до 17:00, иначе не попали бы на экскурсию — самому туда зайти нельзя. Тут еще есть и музеи, и чай со вкусными блинчиками с бортевым медом, медитативные прогулки по лесу, сопровождаемые чтением легенд об Урал-батыре.
Мы, заранее изучив маршрут, знали, что впереди нас ждет грунтовка. И это жесть. Еще недавно влажная после весны дорога быстро высохла в твердопердь, а грейдер бывал от силы на четверти пути. В итоге большая часть — движение со скоростью 30–40 км/ч. А кусок этот составлял 85 километров.
Четвертый день: Мурадым — Кувандык, ~185 километров
Было бы глупо, находясь в Мурадыме, не посетить Мурадымовское ущелье. Мы решили, что лучший вид сверху — еще и бесплатный. Поэтому забрались на скалы и оттуда окинули округу орлиным взглядом. Вид — просто отвал башки. Помножьте это на теплую, летнюю погоду, легкий ветерок и невероятный аромат от горных цветов.
В Андреевке мы планировали посмотреть Андреевский монастырь и набрать воды из местного источника. Поездка оказалась интереснее, чем ожидалось: мы случайно встретились с местным предпринимателем — очень интересным человеком. Он догнал нас на своем «Москвиче-2141» и сделал предложение, от которого невозможно отказаться.
В итоге мы побывали в небольшом музее, попробовали местный, натуральный мармелад, затарились по полной, попробовали лапшу на перепелиных яйцах, пощупали немного ретротехники, слушали песни под гитару и вообще оказались в приятной компании.
Родник мы посетили, вода холодная и очень вкусная. Ну а дальше — по грунтовкам, асфальту и полуасфальту мы продирались в Кувандык.
Пятый день: Кувандык — Оренбург, ~250 километров
Первым нашим пунктом в маршруте был «Немецкий мост» в Медногорске, по пути любовались местными красотами. Дорога к мосту обычно плохо проходима, но раз жара стояла уже который день, то мы без проблем подъехали прямо к нему.
Адская жара просто шептала на ушко: «Давай, залезь в эту холоднющую реку», — и некоторые из нас на уговоры поддались.
Второй пункт — это сами Долгие горы, с просмотра фоток которых и родилась идея ехать в путешествие. Если снизу вид не особо впечатляющий, то виды с коптера захватывают дух.
Шестой день: Оренбург, ~80 километров
Этот день мы посвятили целиком Оренбургу и его окрестностям.
Самой близкой точкой к нашему месту отдыха был Каргалинский водопад. В сухую погоду можно проехать к нему на совершенно любой машине. Выглядит это немного странно: сплошная степь, едешь, едешь, бац — и видишь каньон с водопадом. Внезапно. Но место очень красивое.
Сам город вызвал двоякие впечатления. С одной стороны — старый, местами советский асфальт, некоторое запустение и вызванное им обилие зелени — что радует. Вывески с дизайном из начала 2000-х, музыка примерно из тех же времен.
Вроде и немного печально, но это был прям портал в детство, в Тюмень начала нулевых — ощущение было, что вот-вот закончится учеба и у тебя начнутся очередные каникулы. А местный парк аттракционов «Тополя» — это вылитый Горсад из тех времен. Мы чуть не пустили ностальгическую слезу, накупив билетиков на разные аттракционы.
Седьмой день: Оренбург — Уфа, ~420 километров
Маршрут мы решили начать с осмотра Храма Святой великомученицы Екатерины в Тугустемире, построенный в середине 19 века. Жаль, никого не было на месте, кто мог бы показать, что внутри. Храм сильно выбивается из всего того, что мы видели на Урале.
Рядом мы заприметили интересное место — остатки АЗС образца 50-х годов.
К сожалению, мы жестко не укладывались в тайминг, и всё, что успели увидеть в Стерлитамаке — это заброшенный ДК «Авангард».
Здание было когда-то, давным-давно, очень красивым, но теперь это практически руины. И оно продолжает крошиться, видимо, недавно осыпался потолок в зале с барельефом космонавта. Выглядит всё это как следы более развитой цивилизации, которая когда-то подарила нам знания и космические путешествия.
Дальше мы рванули в Уфу, чтобы успеть немного погулять по ночному городу и оценить арт-квадрат. Место офигенное, даже в рабочий день там полно молодежи, движуха, концерты. Ночной город оставил очень приятные впечатления! Одно не понравилось: отсутствие разметки на дороге, странная манера езды местных и совершенно нелогичные принципы строительства дорог.
Восьмой день: Уфа — Златоуст, ~420 километров
Пожалуй, самый насыщенный на точки участок маршрута. Первым делом мы двинулись к Яхинскому водопаду. Дорога — это немного деревни, немного леса, немного спуска пешком. Как он выглядит в начале мая — это просто бомба. Можно залипнуть, слушая шум бурного потока воды.
Далее пошли затяжные спуски и подъемы в районе Сима, где мы и увидели одинокого путешественника, толкавшего груженый мопед в гору. Оказалось, ехал он из Крыма в Ишим и сломался еще вчера, так и тащил его два дня. Благодаря этой случайной встрече он продолжил маршрут уже не на своих двух ногах, а на своих двух колесах.
Следующим пунктом была плотина в Бакале. Пожалуй, отдельное наше «вау» получили местные остановки. В городе явно не было дефицита железа, каждая остановка до сих пор выглядит как памятник Советскому союзу. Плотина не произвела должного впечатления. Пожалуй, виной всему были четыре пьяных вусмерть агрессивных тела, из-за которых нам даже не удалось взобраться на смотровую площадку и полазить по самому сооружению.
Дальше — Айские притесы — это просто великолепие. Едешь себе по равнине, а оказывается — ты на вершине плоской горы. К сожалению, местные развлечения вроде подвесного моста над пропастью и качели нам были недоступны — мы торопились, обслуживающий человек был всего один, а очередь большая.
Двигаясь в строну Златоуста от Айских притесов, вы обязательно проедете мимо Сонькиной лагуны. Место очень интересное, этакий местный «Диснейленд» с нотками безумия. Намешано здесь абсолютно всё, почитайте об этом месте, если интересно.
Кульминацией нашего седьмого дня экспедиции стал отдых в Лесной усадьбе в деревне Медведевка близ Златоуста. Место очень красивое, можно чиллить в горячем чане с видом на уральские горы. Птички чирикают, коровки мычат, индюки издают свои индюшачьи звуки. Что надо после тяжелого дня.
Девятый день: Златоуст — Тюмень (Екатеринбург), ~600 километров
Финальный рывок до дома. Особо никуда не торопились, высыпались, отдыхали в чудесном домике и только ближе к обеду двинулись в путь. Первым делом отправились к Черной скале на Таганае. Немного грунтовки — и мы у входа на тропу, пешком идти очень мало. Для тех, кто торопится или вообще не любит восхождения, отличный вариант. Оттуда хороший вид на Круглицу и прочие прелести Таганая. Откликной гребень, правда, с этой стороны так себе.
Златоуст — интересный город, много старой архитектуры, часовой завод, и, конечно же, ножи. Если вам нужен хороший нож — вам в Златоуст.
Потом ехали через Тургояк, топтали белый песочек, любовались волнами и мчали дальше.
Финальный аккорд — Карабаш. Город сильно преобразился за последние годы. Теперь по нему приятно ехать и вертеть головой по сторонам. Но нашей целью, конечно же, был кинотеатр «Победа», построенный в 1939 году. Кинотеатром, кстати, он стал только в 1955-м.
В сумерках наши экипажи попрощались и двинули по домам — кто в Екатеринбург, кто в Тюмень. На этом экспедиция завершилась.
О ретроавтомобилях на уральских дорогах
Автомобили выдержали достойно, без поломок. Только одна крупная — на ГАЗ-2410 начал разваливаться редуктор заднего моста, благо на первой же металлоприемке нашли замену. Передвигаться по уральским дорогам — одно удовольствие. Например, на той же 21-й «Волге» спереди диван. Так что можно путешествовать, как говорится, не отрывая задницу от дивана. В целом — очень даже комфортно.
Перепады высот машинам, несмотря на преклонный возраст, давались очень легко, наравне с потоком, приходилось даже обгонять грузовики, так что нервничать на дороге не приходилось.
Отсутствие кондиционеров легко компенсировалось поворотными форточками и открытыми окнами — страдать, обливаясь потом, от 30-градусной жары не приходилось. Единственный минус — это пыль, которая проникала везде, ибо грунтовок в пути было очень, очень много. В багажнике можно было открывать пляж, столько там было песка.
Посетили мы чуть меньше, чем планировали, но всё же объектов было достаточно много. В целом по опросу команды у нас нарисовался некий топ-пять природных мест: Айские притесы, Долгие горы, Каргалинский водопад, Яхинский водопад и Мурадымовское ущелье.
Вообще, трудно так выделять отдельные пункты, когда каждый день был насыщенным и полным впечатлений. Пазл путешественника сложился как надо: отличная погода, сухие грунтовки, полноводные реки и водопады. Плохие впечатления, пожалуй, оставил только сервис в некоторых местах.
Что могу сказать по итогу. Нам удалось проехать на таких «старичках». Это должно говорить о том, что для автопутешествий подойдет любой транспорт, главное — исправный.
Выводы
Да, я считаю, туристам стоит посетить Южный Урал — до такой красоты буквально рукой подать. Когда ты плюхаешься в самолет, через пару часов оказываешься в пункте «Б» и видишь маршрут только с неба, ты упускаешь самое главное — дорогу: изучаешь окрестности, населенные пункты, общаешься с людьми (к сожалению, не всегда приятно). Частенько бывало, что мы видели что-то интересное из окна и тут же меняли маршрут. В памяти еще остался момент, когда мы поравнялись с поездом и радостно обменивались с машинистом гудками, было по-детски весело.
Советы — поднять себя с дивана и начать путешествовать. Наметить себе точку, не сильно далекую. Открыть карту и смотреть, что можно посетить по пути — все интересные объекты обычно отмечены. Можно воспользоваться «Викимапией», там часто есть то, чего нет на других картах.
Что вы думаете про путешествие по России?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.