Жительница Копейска пожаловалась на проблемы с ритуальным салоном. Они с братом хотели поставить новый памятник на могилу родителей к Радонице. Заказ оформили заранее, еще в прошлом году, и даже внесли предоплату. Но недавно сотрудники компании объявили, что повышают стоимость могильной плиты больше чем в два раза, на 51 тысячу рублей.
«Вы в магазине так же ругались, когда сахар подорожал?»
— Мы пришли в ноябре, когда был пик коронавируса. Они сказали: «У нас сейчас очень большой объем работы, мы вам даже не сможем сделать эскиз», — рассказала Наталья. — Но мы всё посчитали, и они попросили внести предоплату. Мы спросили: «Какую предоплату?» Они сказали: «Любую, хоть тысячу». Мы внесли две тысячи рублей. Деньги у нас были, мы могли отдать хоть 50, хоть 70 процентов, но про бОльшую сумму никто нам не говорил.
Брату с сестрой выдали квитанцию, в которой были перечислены все заказанные товары и прописаны цены, и предложили вернуться после новогодних праздников — чтобы начать работу над макетом памятника. Весь январь и февраль клиенты обсуждали с ритуальщиками, как будет выглядеть могильная плита.
— Брат периодически приезжал в салон, сидел там, вносил корректировки в макет, потому что у него было свое видение, и он очень трепетно относился к процессу, так как мы хотели сделать это для родителей. А неделю назад мы заказали у этой же компании второй памятник — для бабушки с дедушкой — и внесли предоплату в 3 тысячи, — поделилась читательница 74.RU. — После этого брат еще ездил к ним, договаривал какие-то детали. Спрашивал: «Работы какие-то ведутся?» На что ему продавец говорил: «Да-да, уже на производстве что-то делается».
На следующий день мужчине позвонили из ритуального салона и сообщили, что увеличивают стоимость могильной плиты с 44 до 95 тысяч рублей. Клиентов возмутило не столько само повышение цены, сколько то, что об изменении условий договора им не сказали заранее.
— Для меня это кидалово. Я не спорю, что везде цены выросли, но это делается не так. Стоимость не могла подняться за несколько часов! — объяснила собеседница нашего издания. — На мои возмущения в салоне ответили: «Вы в магазине так же ругались, когда сахар подорожал?» Сравнили сахар и памятник!
«За эти деньги можно только крестик на памятнике нарисовать»
Как рассказала Наталья, владелец ритуального салона — индивидуальный предприниматель Владимир Киркин — отказался общаться с обиженными клиентами. Но прокомментировать ситуацию для 74.RU бизнесмен согласился. Резкое увеличение стоимости товара он объяснил общим повышением цен в России и проблемами с поставкой черного гранита, из которого должны были сделать памятник. По его словам, этот камень добывают только на одном карьере в стране — в Петрозаводске (Республика Карелия), материал очень сложно получить, и цены на него постоянно поднимаются. Как сказал предприниматель, у него оставались небольшие запасы с прошлого года, но их отдали людям, которые внесли «нормальную» предоплату.
— По граниту, который заказал клиент, сейчас в России очень большой дефицит. Просто его нет. Заканчивается на карьере добыча, — сказал Владимир Киркин. — С ноября его цена выросла ровно в три раза. Вы же понимаете, что сделать заказ по старой цене возможности нет. Я это просто не буду делать. Здравый смысл же должен быть. Я бы еще мог понять, если бы там была 50 или 100 процентов предоплата. Ну, 2 тысячи рублей — на них машину даже не заправишь. За эти деньги можно только крестик на памятнике нарисовать.
По версии бизнесмена, клиенту сразу говорили, что цену могут зафиксировать, только если предоплата будет не меньше 50% — мужчина якобы обещал привезти деньги, но так и не сделал этого [у самих заказчиков другая версия — см. выше].
Владимир Киркин заявил, что он до последнего — даже в ущерб себе — держал цены. Изменить прайс предприниматель якобы решил только после того, как ему на почту пришли новые расценки от поставщика камня. На вопрос нашего журналиста о том, почему клиента не предупредили о возможном подорожании, бизнесмен ответил, что его тоже никто не предупреждал. При этом он подчеркнул, что сразу предложил заказчику вернуть предоплату, и пожаловался на поведение мужчины.
— Он пришел к нам в магазин и устроил скандал с угрозами жизни и здоровью — моих и девочек, которые у меня там сидят. Прозвучали слова: «Я вас всех закопаю» — дословно вам цитирую. «Вы все бессмертные», — высказался Владимир Киркин. — Я не хочу в полицию идти, а факт нарушения закона уголовного есть. Есть аудио и видеозапись. Поэтому, если эта ситуация пойдет дальше, человек поедет в тюрьму. Ну потому что есть закон, и его нужно соблюдать.
Предоставить редакции видео или аудиозапись, подтверждающие его слова, бизнесмен отказался, повторив угрозу обратиться в полицию в случае, если материал будет опубликован.
Кто здесь прав?
Директор одной из крупнейших ритуальных компаний в Челябинске «Вечность» Дмитрий Ботов подтвердил 74.RU, что стоимость памятников в последнее время действительно увеличилась.
— Поставщики повысили цены. Надо, конечно, человека, который у нас памятниками занимается. Насколько я знаю, там процентов на 80 как минимум. В основном, конечно, гранит подорожал, — прокомментировал руководитель фирмы.
Несмотря на то что другие участники рынка тоже увеличили стоимость товаров и услуг, в ситуации с копейским салоном закон на стороне клиента, считает юрист Оксана Журавлева.
— Квитанцию можно через суд попробовать признать договором возмездного оказания услуг, виды услуг все перечислены, стоимость определена. Единственное — отсутствуют сроки изготовления, — прокомментировала эксперт. — Для повышения оплаты ИП необходимо заключать с заказчиком письменное соглашение к договору, где должно быть указаны новые цены на изготовление памятника. Подлежит доказыванию в суде факт, когда была приобретена плита для памятника ИП и когда стали изготавливать сам памятник и приступили ли вообще до повышения цен к его изготовлению.
Что с ритуальными услугами в Челябинске
Ранее челябинский ритуальщик поведал о тонкостях этого бизнеса: похороны за миллион, бандиты и система информаторов — в нашем материале.
А здесь вы можете почитать о том, почему челябинцы всё чаще отправляют тела родственников на кремацию и как сотрудники скорой и больниц могут быть причастны к распилу денег в «загробном» бизнесе.
Как происходит кремация, могут ли перепутать тела и зачем в залах прощания стены жизнерадостных цветов? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы отправились в челябинский крематорий.