В последние годы «дорожной революции» на Южном Урале обострился вопрос повышения качества магистралей и назрела необходимость проведения новой политики в этой сфере. По поручению губернатора Бориса Дубровского взят курс на заключение контрактов жизненного цикла, которые позволят привлекать подрядчиков к ответственности за некачественную работу. О том, какие направления деятельности регионального министерства дорожного хозяйства и транспорта являются приоритетными в 2015 году, нашему сайту рассказал глава ведомства Алексей Гущин.
– Алексей Иванович, почему в Челябинской области было организовано отдельное министерство дорожного хозяйства и транспорта?
– Наше ведомство создано на основе министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, которое ранее было образовано на основе Челябинскавтодора и Главного управления дорожного хозяйства региона. Все полномочия в сфере дорожного хозяйства и транспорта автоматически перешли к нам. Бюджет ведомства на сегодняшний день порядка 8,2 миллиарда рублей, примерно столько же средств было на эти цели в прошлом году у минстроя. К разделу министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства привел большой объем работы. К тому же наше ведомство было последним, которое объединяло несколько направлений. В других регионах существует или миндортранс, или минтранс. Кроме того, наше базовое федеральное ведомство – Минтранс РФ. Нам проще работать с ними в таком статусе. Но главная причина создания отдельного регионального миндортранса – усиление внимания к дорогам Челябинской области.
– Какие задачи стоят перед ведомством в 2015 году?
– В нашем ведении – 8682 км областных дорог, из них 3,5 тысячи км, или 42-43%, находятся в ненормативном состоянии, и их надо срочно ремонтировать и реконструировать. Если финансирование будет на прежнем уровне, то на это уйдет примерно пять-семь лет.
– Какие основные объекты дорожного строительства будут в центре внимания в этом году?
– Опорная сеть автодорог в Челябинской области создана. Чтобы куда-то доехать, у нас все есть. Некоторые из магистралей надо приводить в нормативное состояние. Не видим необходимости строить что-то новое и большое. Вследствие увеличения нагрузок на дороги второй категории требуется их реконструкция, повышение качества.
В ближайшие три года в планах министерства завершение замороженных по каким-либо причинам объектов. На эти цели требуется полтора миллиарда рублей. Речь идет о дорогах, которые надо достраивать и запускать. Второе важное направление – капремонт дорог, число которых планируется удвоить. В 2017 году мы начнем наращивать объемы работы.
– Продолжится ли строительство автодорог в сельской местности?
– Президент России Владимир Путин поставил задачу соединить дорогами поселения, которые не имеют круглогодичного сообщения. Таких населенных пунктов порядка 245. Мы занимаемся ими каждый год. Так, запустили дорогу Полянный – Вахрушево – Долгодеревенское. В 2015 году соединим твердым покрытием Маржинбаева – Дербишева и Чекурова с автодорогой Кунашак – Усть-Багаряк. В этом году планируется запуск 10,2 км автодороги Нижнеусцелемово – Кидыш – Степное (участок Бирюковский – Степное). Объект находится в 90-процентой готовности.
На юге области запустим 15,7 км дороги Свет–Кацбахский. Там предстоит выполнить еще 30-40% работ. Также в планах дорога первой категории Южноуральск–Магнитогорск, которую перестали строить в 2007 году. Уже сделаны 13-километровый участок первой категории, два путепровода. Вторая часть дороги шириной 9,5 метра не запущена. Полотно приходит в негодность даже от того, что не эксплуатируется. Кроме того, перед нами стоит задача завершить автодорогу Каракуль–Могутовский протяженностью 3,9 км. Осталось немного до запуска автодороги Усть-Багаряк – Тюбук.
В 2013 году во время подтопления юга области в Варненском районе смыло мост в Катенино. В этом году мы его восстанавливаем, также должны запустить. К сожалению, тяжеловозы раздавили дорогу Кундравы–Варламово. Нам необходимо отремонтировать участок протяженностью 5,35 км. Ремонт также намечен на 11 километрах автодороги Кузнецкое–Байрамгулова.
До 2020 года мы должны отремонтировать автодороги, ведущие к пограничному переходу, в Кизильском, Брединском и Варненском районах. В Троицком районе работают наши коллеги из управления дорог «Южный Урал».
– Планируется ли ремонтировать крупные магистрали областного значения в этом году?
– Продолжается ремонт магистралей, соединяющих Свердловскую и Челябинскую области. Со Среднего Урала жители едут к нам отдыхать на озерах, а южноуральцы ездят туда на работу. Дорога, дублирующая трассу Челябинск–Екатеринбург и проходящая через Чебаркуль, Миасс, Карабаш и Нязепетровск, популярна у грузовых автомашин. Мы разговаривали с водителями большегрузов, интересовались, почему они ей пользуются. Они отвечают просто: эта дорога короче. Считают, что экономят горючее. На этой магистрали также есть участки, подлежащие капремонту. У нас на каждую дорогу есть паспорт, в котором отражается ее текущее состояние. В нем находится не только характеристика, но и приложены фотографии. Все документы просматриваются, и только после этого принимается решение о необходимости ремонта того или иного участка дороги.
– Как, на ваш взгляд, можно повысить качество выполнения дорожных работ и не допустить срывов сроков их сдачи подрядными организациями? Будут ли в этом году заключаться с подрядчиками «контракты жизненного цикла», и как вы планируете исполнять это поручение губернатора?
– Задача министерства – не просто распределить деньги, провести аукционы и «выкинуть» дороги на торги. Мы осуществляем полное сопровождение, начиная с проектирования. С подрядчиком постоянно идет активная работа. У нас есть кураторы, аккредитованная лаборатория. С первого дня подрядчики представляют нам сертификаты на материалы, в процессе работы мы проверяем усадку покрытия, земполотна. Теперь в контрактах жестче прописали качество выполнения работ. Предусмотрен гарантийный срок от шести до семи лет. В этот период подрядчик несет ответственность за построенную дорогу. Все дефекты, выявляемые в гарантийный период, подрядчики обязаны устранять.
– Уже есть примеры, когда подрядчики устраняли недочеты, переделывая участки дорог?
– Наша лаборатория выявила недочеты у подрядчиков, работавших на Курганском направлении на автодороге Петровский – Сычево – Лазурный, участок Петровский–Сычево – и они переделывали. В другом случае подрядчику, чтобы устранить недочеты, пришлось вырезать 100-150 метров асфальта и укладывать все сначала.
Сегодня мы мониторим дороги, построенные и реконструированные в предыдущие годы. В прошлом году заставили подрядчиков переделывать дороги в Сатке, Златоусте, Миассе. Они все выполнили. Выбор небольшой: переделать или попасть во всероссийский реестр недобросовестных подрядчиков. В последнем случае они не смогут больше принимать участие в торгах.
– Министерство уже начало работу по госконтрактам?
– Пока все идет по графику. Задание губернатора – организовать в первом квартале. Мы успеваем. Аукционы начались 16 марта.
– Весна обещает быть ранней, когда дорожники смогут приступить к работе?
– Чтобы сезон дорожных работ начался раньше, должно произойти сильное изменение климатических условий. Глубина промерзания почвы у нас составляет почти два метра. Дорожные работы могут начинаться, когда земля оттает, и температура воздуха установится на отметке +10 градусов. Есть среднестатистическая температура, и как бы февраль и март ни играли с нами, сезон дорожных работ раньше не начнется. С Казахстана придут ветра, и многие дороги переметает. В прошлом году тоже февраль был теплый, весна ранняя, но в конце апреля прошел сильный снегопад. А 15 октября 2014 года дорожникам пришлось завершить работы на месяц раньше. Старожилы отмечают, что такого не было за последние 46 лет. Кроме того, из-за ранней зимы дорожники не успели переоборудовать технику.
– Алексей Иванович, как вы оцениваете рынок подрядчиков в дорожной сфере сегодня?
– Как я уже упоминал, компании, отказавшиеся устранять дефекты, возникшие во время их работы, попадают в специальный российский реестр недобросовестных подрядчиков. В прошлом году на аукционы выходило несколько организаций. А в этом на один лот поступает до семи-восьми заявок. Хочется, чтобы работали наши организации, но не исключено, что придут подрядчики из других регионов. Думаю, что у дорожников в этом году будет серьезная конкуренция.
– Отразились ли кризисные явления на сфере дорожного хозяйства?
– Цены с прошлого года пока не выросли, так как сезон не начался. Пока больших колебаний мы не видим. Стоимость материалов оценивается на уровне прошлого года. В госконтрактах закладывают цены по нормативам Минэкномразвития РФ.
– Как будут решаться транспортные проблемы, в частности, с обновлением автопарка? Какой курс взят в этой сфере?
– Мы проводим аукционы в сфере перевозки пассажиров междугородних маршрутов лицензируем перевозчиков и контролируем их работу. Мы еще выдаем разрешение на перевозку пассажиров и багажа такси, оказываем методическую помощь муниципалитетам, в которых есть автобусные, трамвайные и троллейбусные парки.
В прошлом году в России регионам дали возможность войти в программу по приобретению автобусов, работающих на экологически чистом газомоторном топливе. Южный Урал попал в программу, и нам должны поставить 43 автобуса – в Челябинск, Златоуст и Копейск. Федеральный бюджет субсидирует 30% стоимости автобуса, остальные средства берет на себя регион и муниципальные власти.
В этом году госпрограмма расширена: помимо автобусов, можно приобретать троллейбусы, трамваи и коммунальную технику. Мы посчитали, что один автобус стоит около восьми миллионов рублей, трамвай – минимум 20 миллионов. Получается, что выгоднее приобретать автобусы. Они не привязаны к проводам и рельсам.
В этом году федеральный бюджет выделит три миллиарда на обновление парков общественного транспорта. Мы также намерены подать заявку.