MGORSK
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +16

0 м/c,

штиль.

734мм 62%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Город Галина Бибик, редактор школьной газеты «Планета Мы»: «Дети наделены множеством талантов и постоянно горят желанием поделиться своими интересами»

Галина Бибик, редактор школьной газеты «Планета Мы»: «Дети наделены множеством талантов и постоянно горят желанием поделиться своими интересами»

Галина Бибик окончила МГТУ (МГМИ) по специальности «инженер черных и цветных металлов», долгое время работала редактором технической литературы. Чтобы осуществить мечту – открыть детскую газету, – защитила кандидатский минимум по общей педагогике, перейдя в лицей. На всероссийском конкурсе «Учитель года» в 2014 году она стала единственным участником, представившим школьное СМИ. Сегодня ее ученики занимают призовые места в самых разных конкурсах, связанных со средствами массовой информации.

Как рождаются мыслители? Зачем школьнику нужны навыки журналиста? Как через слово вырастить патриота? Своим опытом делится редактор школьной газеты «Планета Мы» Галина Бибик.

– Галина Васильевна, в Магнитогорске школьных газет много. Чем уникально ваше издание?

– Наша газета выходит регулярно, как любое взрослое периодическое печатное издание. Для нас не существует поблажек в виде «не успел», «не было настроения» – газета, каким бы ни был ее тираж и кто бы ни был ее читателем, должна выходить в срок. Другая ее уникальность состоит в строгом следовании принципу: все работы в ней авторские. Причем каждый автор учится или работает в школе. Никому, даже начинающим корреспондентам, не позволяется заниматься плагиатом. Второй важный принцип: дух патриотизма должен присутствовать в любой, даже самой маленькой заметке. И не имеет значения, рассказ это о домашнем питомце или интервью о летних каникулах, ведь мы в первую очередь учимся любить свою Родину, постепенно расширяя границы видения от себя любимого к семье, городу, стране.

– Вы же не хотите сказать, что другим подобным СМИ свойственно иное?

– Нет, конечно, но наше следование этим принципам является целью формирования мировоззрения наших молодых авторов.

– Тем не менее начинающим корреспондентам бывает очень соблазнительно воспользоваться уже имеющимся опытом, выложенным в Интернете...

– Да, такое случается. Но потому я и редактор, что узнаю плагиат по «почерку». Я их за это не ругаю, иногда даже хвалю за то, что не поленились найти время и желание на поиск нужной информации. Но объясняю, почему такая работа в газету не пойдет и как можно воспользоваться найденным материалом.

– Как у вас родилась идея создать школьную газету?

– Высшее образование я получила как инженер-металлург, долгое время работала в небольшой типографии редактором технической литературы, откуда меня пригласили в лицей №1 (тогда он назывался РАН), где была своя мини-типография. Под руководством А. Л. Савицкого мы выпускали большое количество методической литературы, помогали защищать кандидатские, выпускали литературно-художественный журнал «Лицеист». Наш директор поощрял любые идеи. К нам часто заходили лицеисты пообщаться. Мне нравилось обсуждать с ними темы политики, мироустройства, их хобби... Однажды газета «Все каналы» предложила мне вести детскую страничку. Я тогда отказалась, видно, еще не была готова, но идея создать свое детское издание засела в душе. А тогда я лишь хотела всем показать, какие у нас умные дети, поэтому стремилась к тому, чтобы в наших беседах могли участвовать все желающие лицеисты. Постепенно я пришла к решению издавать свою газету.

– То есть опыта работы в СМИ у вас совсем не было?

– Еще студентками мы с сестрой писали в институтскую газету. Впоследствии она стала корреспондентом, и когда мне дали добро на издание газеты, мы пригласили ее к нам редактором, а я обучала ребят компьютерным программам, обработке рисунков и фотографий. Когда она ушла в серьезное СМИ, всю работу я взяла на себя. Многие учителя подхватили мою идею с радостью и с удовольствием сотрудничали с газетой, а дети... дети всегда наделены множеством талантов и постоянно горят желанием поделиться с другими своими интересами. Надо только уметь их слышать.

Был у нас ученик, который любил говорить на политические темы. Мы много занимались с ним над логикой изложения идей. После того, как он написал заметку «Если бы я был президентом», он понял, что хочет заниматься политикой. Другой юноша, болеющий за лицей всей душой, отстаивал через газету мнение студентов по вопросам их лицейского быта. Сам он писал не очень хорошо, но всегда находил тех, кто умел грамотно оформить его мысли. А сколько талантов он привел в нашу редакцию!

– Что самым важным считаете в своей работе того времени?

– Самым главным для меня было и остается умение ребят мыслить, излагать обдуманное на бумаге и доказывать свою точку зрения. Единицы из них станут корреспондентами, когда вырастут, но эти умения пригодятся в любой профессии, в любой жизненной ситуации, даже в разговоре с мужем или женой навыки логического изложения мыслей помогут сохранять спокойное состояние духа.

– Почему ушли из лицея, если вам так нравилось работать с одаренными детьми?

– Сменилось руководство, и нестандартное мышление стало не в почете.

– Как вас встретили в школе?

– Мне были рады. И создали все условия для работы.

– Но школа не лицей...

– Да, ребята здесь попроще, но и гонору у них поменьше, а в остальном они не менее талантливы и не менее заинтересованы в собственных достижениях. Они полны стремлений. И моя задача как редактора осталась прежней: разговорить, найти точки соприкосновения, пробудить в ребятах желание поделиться своими талантами с читателями газеты, научить их делать это правильно. А с каким удовольствием они участвуют в конкурсах, которых у нас очень много! Мы стараемся не пропускать ни одного. Они бывают тематическими, литературными и профессиональными. Среди первых такие, как посвященный юбилею Челябинской области «Открой свой Южный Урал», на котором «Планета Мы» и один из моих учеников заняли вторые места в номинациях «Лучшее детско-юношеское СМИ: интернет-репортер» и «Лучшее детско-юношеское СМИ: печатное издание»; ежегодный конкурс «Зеленая волна», номинация «Газета», проводимый ГИБДД, в котором мы стали лучшей газетой области. В литературных конкурсах нам везет меньше, но мы не расстраиваемся, так как не считаем себя крутыми литераторами, хотя стремимся к этому и работаем над собой.

Среди профессиональных есть конкурсы фотографов, но самым серьезным для нас является Фестиваль школьных СМИ, который в конце января проводит МаГУ. К нему мы готовимся долго и всерьез, ведь это единственный конкурс, где каждый из участников может попробовать себя в качестве корреспондента. И он единственный, где соревнования приближены к реальной репортерской работе. С этого конкурса меньше 20 грамот наша редакция в школу еще ни разу не приносила. Хорошо помню наше первое появление на нем. Среди старшеклассников мои четвероклашки выглядели очень мелкими, но каждый из них за свой репортаж получил грамоту. За сутки малыши сумели не только изложить свои наблюдения, но и отредактировать их. Старшим было не легче, ведь им свои интервью пришлось сначала расшифровывать и лишь потом редактировать. Не всякий взрослый справится с такой задачей за столь короткий срок. Мы сидели до позднего вечера и уже на следующий день раздавали готовую восьмиполосную (!) газету. Каждый из 17 участников команды нашей школы занял призовые места, а ведь школ-участниц было не менее 20.

– Похоже, что школьные СМИ становятся массовым явлением... Это хорошо или плохо?

– Думаю, что в этом есть и хорошие, и плохие моменты. Хорошо то, что ребята учатся писать не только для себя, но и высказываться публично. Особенно в этом смысле мне нравится конкурс ораторского мастерства. Наше общество привыкло вести «кухонную» политику, когда можно кипеть, как чайник, не прилагая никаких усилий для исправления ситуации, а здесь подрастающее поколение учится не голословно критиковать, а сначала анализировать ситуацию и затем предлагать решение проблемы. Плохо то, что детские работы приобретают конъюнктурный характер.

– Почему не считаете литературный конкурс основным для себя? Разве корреспондент не должен быть начитанным?

– Должен. И как я уже сказала, мы над этим очень много работаем. К тому же считаю, что речь любого человека, особенно патриота своей Родины, должна быть пропитана любовью к родной литературе. Плохо не знать и не уметь цитировать героев, известных всей стране. Без этого речь становится скудной. Но основная задача корреспондента – наблюдать и описывать мир так, чтобы читатель почувствовал себя участником событий. Литературные конкурсы преследуют несколько иные задачи. В их рамках сложно дать возможность ребенку проявить себя в качестве корреспондента. У репортеров должны присутствовать навыки живого общения, умение слушать и слышать собеседника, способность отслеживать и анализировать изменения ситуации.

– Вы участвовали в конкурсе «Учитель года», который требует полной отдачи. А как же периодичность издания газеты?

– Конкурс конкурсом, а газета должна выходить в срок. Мне директор школы предлагала пропустить номер, но я этим предложением не воспользовалась: как я смогу объяснить ученикам, что их работы откладываются на потом? Да и многие заметки привязаны к конкретным событиям. В журналистике есть такое понятие, как прокисший материал: время упускать нельзя. Было трудно. Очень. Газету верстала по ночам. Но у меня сильная редакционная коллегия. Совместными усилиями справились.

– У вас уже есть выпускники?

– Да. У одного из них даже издан сборник собственных произведений. Помню, как Валентин пришел ко мне в седьмом классе. Скорее, даже не пришел, а его привела психолог школы, чтобы он не болтался по этажам, прогуливая уроки – Валя считался трудным ребенком. Учился он из рук вон плохо. Особенно трудно ему давался русский язык. Мой дедушка, закончивший два класса, писал грамотнее, чем он. Мы подолгу беседовали о том, что его волнует. Оказалось, что его любимым занятием было наблюдать за поведением людей, отмечать нюансы их характеров. Валентин писал безграмотно, но никогда не ошибался, описывая человека. Если высокий парень беседует с гномом, его герой обязательно наклонится, чтобы что-то шепнуть тому на ушко. Между тем подобные фактические ошибки, искажающие картинку, – бич многих отличников. Еще Валя победил в областном конкурсе фотографов. Оказалось, что у него прекрасное художественное видение мира. Сейчас он учится на эту профессию.

Среди нынешних моих учеников тоже есть таланты. Например, Максим специализируется на фельетонах и юморесках, что большая редкость даже среди взрослых, а он ученик восьмого класса.

– Параллельно с «Планетой Мы» в вашей школе выпускается ее приложение для маленьких «Тритон». Откуда взялось такое необычное название?

– С ним связана интересная история. Наша школа утопает в цветах – они у нас повсюду. А на втором этаже, в детской рекреации, есть небольшой бассейн с фонтанчиком. В нем долгое время жил настоящий тритон, и дети всей школы бегали на него смотреть, поэтому название было говорящим. К тому же у слова «тритон» масса значений, каждое из которых по-своему интересно, и заметьте, каждое несет положительную окраску. Например, спутник Нептуна; бог древнегреческой мифологии, сын Посейдона; музыкальный интервал; серия сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР... Какое вам больше нравится?

В «Тритон» пишут и рисуют ребята с первого по четвертый класс. Предназначена она для них и их родителей. В нем пробуют себя в редакторском деле старшеклассники.

1 из 8

– Название для основной газеты тоже придумали дети?

– Когда я только пришла в школу, мы объявили конкурс на название и девиз газеты. Совет завучей выбрал победителей. Теперь под заголовком газеты вы всегда можете прочитать: «Идем мы по жизни с улыбкой, мы дети России, Магнитки». Авторы уже выпустились из школы, но их имена до сих пор обозначены в данных нашей газеты.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем