Татьяна Данилова по образованию музыковед и вокалист, прошедший все виды практик. В том числе фортепиано, ритмику, инструментоведение, на котором будущие теоретики знакомились со всеми инструментами, какие только есть в мире, в частности, с арфой. Но поскольку этот инструмент достаточно сложен в транспортировке, слышать его вживую студентам приходилось довольно редко. Однако мечта, чтобы арфа звучала в Магнитогорске, появилась у Татьяны Михайловны еще в те далекие годы. И она сбылась.
Можно ли музыканта сравнить со спортсменом? В чем уникальность арфы как инструмента? Что восстановит гармонию в мире? Ответы на эти вопросы есть у директора центра эстетического воспитания детей «Камертон» Татьяны Даниловой.
– Татьяна Михайловна, меня всегда интересовало, каково происхождение арфы, в чем уникальность инструмента?
– Арфа является одним из самых древних музыкальных инструментов, прообразы которого были найдены при раскопках в наскальных рисунках. Будучи самым распространенным инструментом на Востоке, в Древней Греции и Риме, арфа является прародительницей практически всех струнных инструментов. Свой современный внешний вид она приобрела в 18 веке после усовершенствования педальным механизмом. Это позволило извлекать максимально возможный для восприятия человеческого слуха звуковой диапазон и сделала тембр божественно-величественным.
– Но разве не рояль является королем инструментов?
– Да, роялю в нашем мире отведена особая роль и первенство его никто не оспаривает. Однако именно пианисты, у которых при игре задействованы обе руки и все пальцы, становятся успешными арфистами. Кроме того, диапазон звучания арфы и фортепиано тоже одинаковый; но если из фортепиано звук извлекается после удара по струне молоточка, приводимого в действие нажатием на соединенную с ним определенную клавишу, то у арфы рождение звука связано с непосредственным взаимодействием между рукой исполнителя и струной.
– Арфа – очень редкий в наше время инструмент, или я ошибаюсь?
– Это на самом деле так. Хотя еще несколько веков назад, когда арфа была украшением всех модных светских салонов Европы, каждая благовоспитанная девушка обязана была освоить этот инструмент. На Западе и сейчас наблюдается настоящий бум возрождения арфы. Россия этим пока не может похвастаться: кроме Москвы и Петербурга не каждый даже областной центр имеет в своем музыкальном арсенале столь редкий по красоте звучания и довольно дорогостоящий инструмент, без которого невозможно представить полноценный симфонический оркестр. А раз арфа в России есть далеко не везде, то, сами понимаете, обучение игре на ней тоже является редкостью. На сегодняшний день в Челябинской области мы единственные, кто предоставляет такую возможность.
– Если арфа так востребована сегодня, почему ее не производят в России?
– Это сложный вопрос. Могу только сказать, что в период перестройки была закрыта фабрика щипковых инструментов им. Луначарского, которая единственная в стране выпускала арфы, причем очень высокого качества. Но сейчас их производство снова пробуют восстановить.
– Как родилась идея привезти инструмент в Магнитогорск?
– Как теоретик на уроках истории музыки я изучала все существующие направления, в том числе и старинную музыку. Интерес к звучанию старинных инструментов в произведениях О. Лассо, К. Монтеверди перерос позднее, уже в период работы в «Камертоне», в идею открытия отделения старинной музыки. Успешным началом реализации задумки стало приобретение арфы, в дальнейшем планируем покупку духовых инструментов и клавесина, так необходимого для расширения репертуара камерного оркестра.
– Может ли арфа звучать в дуэте с другими инструментами, в ансамбле или оркестре, ведь она очень тихая?
– Арфа – далеко не тихий инструмент. Даже на нашей сцене она звучала в дуэтах с виолончелью и скрипкой, а также с нашим квартетом преподавателей (две скрипки, альт и виолончель), поэтому арфа не только сольный, но еще и ансамблевый инструмент. И, если вы заметили, без арфы сегодня не обходится ни одно симфоническое произведение, особенно написанное для балета. Она не теряется в оркестре: ей достаточно сил, чтобы играть даже совместно с духовыми инструментами, поскольку в оркестре существует такое понятие как баланс звука, что позволяет в нужный момент высветить тембр арфы.
– Зависит ли качество звучания арфы от производителя?
– Да, но не больше, чем при выборе качественного автомобиля. В данном вопросе многое зависит в основном от предпочтения исполнителя. Производителей арф в мире не так много, как, например, скрипок или фортепиано. Так, если любой другой инструмент приобрести не составляет никакого труда, то арфа – товар штучный. Причина еще и в том, что арфа – это не скрипка, которых в оркестре довольно много, и срок ее службы, как и у рояля, довольно большой. Она – инструмент-долгожитель. Два года назад мы с участниками камерного оркестра были с концертами в Берлине, где посетили музей музыкальных инструментов. Так вот в нем мы могли видеть арфы 17-18 веков. В настоящее время их производят только во Франции, Италии и США.
Выбор арфы для нашего центра был очень трудным и зависел от таких тонкостей, в которых может разобраться только специалист, поэтому я консультировалась у ведущих российских арфистов. Самыми лучшими считаются арфы Соединенных Штатов, которые по объему похожи на самые большие в мире – русские. Но сейчас американская фабрика объединилась с двумя итальянскими, что из этого выйдет, покажет время. В результате мы остановились на очень старой французской фирме «Камак», которая выпускала арфы еще в 16-17 веках и проводит свои, «Камаковские», конкурсы с подарком в виде этого очень дорогого инструмента. Он отличается изящным дизайном. В пару к большой арфе мы приобрели небольшую ирландскую (кельтскую) арфочку той же фирмы. Ее прародина – Египет. У нее сохранился еще древний способ извлечения звуков и свой специфический репертуар.
– В наше время даже скрипки обладают электрозвучанием, а арфа?
– Электроарфа тоже существует. Это дает ей возможность играть совместно с другими электроинструментами, приобретая специфические тембровые нюансы. Принцип игры на ней такой же, но задачи стоят другие, по сравнению с акустической арфой, поэтому у нее другой репертуар. На презентации двух таких арф я была в Москве в Доме композиторов. Франсуа Жакез, один из основателей фирмы «Камак», исполнял произведения на электроарфе. Разница между ней и обычной арфой такая же, как между пианино и синтезатором. Здесь есть определенный парадокс: несмотря на увеличившиеся возможность в звучании, электроинструменты теряют теплоту, эмоциональное богатство, мягкость, а это значительно снижает сферу их возможностей.
– Кто преподает арфу в Магнитогорске?
– Эмма Владимировна Щетинина, солистка Театра оперы и балеты Уфы. Это замечательный педагог, который готовит для нас, да и всей области будущие кадры. Первые из них уже заканчивают четвертый класс, и одна из наших учениц Маша Муравьева уже точно решила, что продолжит свое образование в Уфе, после чего вернется в родной город.
– Почему на арфе играют только девушки?
– Это не совсем так. У нас из четырех учащихся игре на кельтской (ирландской) арфе обучается юный арфист Рома Муллояров. А если верить истории, то первыми исполнителями на арфе были именно мужчины. Просто так сложилось, что в России сейчас арфу осваивают в основном девушки, хотя этот инструмент очень тяжелый в игре.
– Насколько сложно учиться игре на арфе?
– Арфа – инструмент немаленький, поэтому при обучении учитывается и рост, и возраст музыканта. Так, например, ребенку старше 12 лет, особенно имеющему начальное музыкальное образование на фортепиано, гораздо проще ее освоить. Основная сложность заключается в том, что звук извлекается непосредственно подушечками пальцев, при этом арфа лежит на плече исполнителя, а руки находятся на весу, при том что вес концертной арфы около 20 килограммов. Кроме того, тональность можно изменить только при помощи сложной педальной системы, которая управляется ногами. Таким образом, арфист должен быть очень хорошо подготовлен физически. Особенно при исполнении современных произведений, которые насыщены необычными гармоническими сочетаниями.
Совсем недавно мы все увлеченно следили за олимпиадой, а ведь музыкант – это тот же спортсмен: стоит ему пропустить всего несколько «репетиций-тренировок», и он потеряет свою «физическую» форму. Разница состоит лишь в мышцах, которые мы развиваем. Для музыканта это голос, слух, руки, подушечки пальцев которых иногда стираются в кровь, и, конечно же, душа. Немаловажную роль в усложнении обучения играет и то, что арфа – дорогостоящий инструмент, который редко кто позволит себе иметь дома. Поэтому ученики-арфисты должны много времени проводить непосредственно в музыкальной школе, что требует дополнительных трудолюбия и терпения.
– Какие композиторы древности писали музыку для арфы?
– Арфа существует очень давно. Музыкальное образование, литература, искусство в древности считались самыми важными при воспитании молодого поколения. Ученые даже склоняются к тому, что музыкальные состязания зародились гораздо раньше олимпийских. Думаю, что арфисты принимали в них самое активное участие. Почти все композиторы – классики, начиная с Баха, обогащали партитуры своих произведений тембром арфы. Сохранилось много песен бардов, исполнявшихся под звуки арфы и дошедших до нас из глубины веков. Сегодня мы их можем слышать в операх. Но имена до нас дошли лишь 17-18 веков. Это исполнители и преподаватели, работавшие в России по приглашению царского двора, француз Ле-Пен и англичанин Кордон, а также очень талантливая придворная дама – композитор-просветитель по фамилии Строгонова. Ее произведения сохранились до наших дней и пользуются популярностью у слушателей. Они очень своеобразны и трудны в исполнении, что указывает на высокий технический уровень автора.
А если говорить о наших современниках, то у меня складывается впечатление, что они просто жить не могут без арфы. Шостакович, Прокофьев, Свиридов и целый ряд других известных композиторов постоянно используют этот инструмент в своих произведениях как в сольном исполнении романсов, так и в качестве прибавления арфового тембра к звучанию других инструментов, что придает ему таинственность и привлекает к себе внимание слушателей.
– Ученики «Камертона» участвуют в конкурсах арфистов?
– Наши ученики считаются начинающими, поэтому участвовать могут только в городских и областных конкурсах. А поскольку арфистов в нашей области нет, то и соревноваться им пока не с кем. Однако Маша уже сейчас принимает участие во всех наших проекта, в том числе и в «Детской филармонии», где исполняет партии арфы в спектаклях «Хрустальная туфелька», «Волшебная мелодия» и «Дюймовочка». А в прошлом году она играла вместе с симфоническим оркестром, и блестяще справилась со своей задачей. Исполнялся фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
2013 год мы назвали годом арфы и пригласили таких же начинающих уфимских арфистов к нам в Магнитогорск. Но это был фестиваль, во время которого ученики играют друг для друга и для зрителей. Опыт прошлого года будет продолжен и в этом году, 14 апреля мы вновь ждем в гости уфимцев. Кроме того, в 2013 году у нас стартовал международный фестиваль «Harp voice – голос арфы». У нас уже побывали профессиональные арфисты из Украины, Москвы и других городов России. Конечно, в таких праздниках принимают участие не только арфисты, но и все наши, «Камертоновские», исполнители. Послушать арфу приходит довольно много зрителей – все, кому нравится ее звучание и даже те, кто просто хочет узнать, что это такое. Арфа довольно часто звучит в «Камертоне». Например, если вы придете к нам на день открытых дверей, то наверняка сможете ее услышать. Думаю, когда наши ученики дорастут до возраста сегодняшних знаменитостей, они станут не менее известными.
– Что, на ваш взгляд, несут в мир звуки арфы?
– Мысли о добром, возвышенном, прекрасном. Даже первозданный вид этого инструмента будит воображение и настраивает человека на неувядаемое, постоянно существующее.