Город Анатолий Бегельман, председатель шахматной федерации Магнитогорска: «Шахматы – это прекрасное сочетание спорта, науки и искусства»

Анатолий Бегельман, председатель шахматной федерации Магнитогорска: «Шахматы – это прекрасное сочетание спорта, науки и искусства»

Анатолий Бегельман еще в раннем детстве всерьез увлекся шашками. Но, придя в кружок к известному тогда тренеру Леониду Плисконосу, изменил свои взгляды, отдав предпочтение шахматам. 15 лет обучения не прошли даром: вскоре после окончания пединститута Анатолий Борисович сам стал тренером. За 30 лет через него прошли тысячи ребят самого разного возраста. Он не жалел для них ни времени, ни сил, и они благодарили его своими победами как в турнирах, так и в жизни.

Могут ли магнитогорские шахматисты побеждать на российском уровне? Есть ли предел шахматным комбинациям? В чем основное отличие шахмат от компьютерных игр? На эти и другие вопросы отвечает Анатолий Бегельман.

Анатолий Борисович, что привело вас в мир шахмат?

– Увлечение шашками. Это была моя любимая игра с самого детства: уже в пять лет я легко обыгрывал взрослых людей. Естественно, это доставляло радость не только мне, но и всем моим родным. Только в первом классе у меня появился первый учитель по шахматам. Это был мой друг, который сам не умел толком ни играть, ни обучать. В результате новая игра мне не понравилась. Даже больше: мне показалось, что она мешает мне заниматься любимыми шашками. И только в четвертом классе я пришел в мир шахмат по-настоящему, а с 10 класса начал оказывать посильную помощь своему тренеру: ребят на занятия приходило одновременно до 100 человек, поэтому Леонид Николаевич основное внимание уделял старшим ученикам, оставляя на мое попечение малышей.

Ваш тренер был знаменитым шахматистом?

– Нет, он работал конструктором на калибровочном заводе, а тренерской деятельностью занимался на общественных началах. Он был кандидатом в мастера спорта, и в молодости, согласно легенде, одержал победу в сеансе одновременной игры со знаменитым чемпионом мира Хосе Капабланкой. Но, вернувшись с войны, всего себя посвятил детям, поэтому на соревнования времени у него не оставалось. Зато его ученики стали чемпионами Советского Союза в соревнованиях по шахматам на приз кубка «Белая ладья». Эти турниры начали проводиться с середины 1960-х годов, и с тех пор все первые места традиционно занимали команды столичных городов. За всю их историю этот случай стал единственным, когда кубок достался провинциалам.

В чем принципиальное отличие шахмат от шашек?

– Можно сказать, что шашки – это мать шахмат. Ученые до сих пор не могут определить точно, какая игра появилась первой, но большинство склоняется в пользу шашек. Возможно, потому что они проще. В отличие от шахмат их несколько разновидностей. Основные из них русские, 64-клеточные, и международные, в которых игра ведется на 100-клеточной доске. На рубеже веков при помощи компьютеров было доказано, что в русских шашках партия при грамотной игре всегда заканчивается вничью, то есть там не могут победить ни белые, ни черные. Исключение возможно только в том случае, если кто-то из соперников рискнет и… проиграет. И как раз в этот период прошел последний международный матч по этим шашкам между людьми. Победитель мог стать первым и последним чемпионом мира. Было сыграно 20 партий, но все они, как и предсказали компьютеры, закончились вничью. В шахматах такое просто невозможно. С тех пор чемпионаты мира по русским шашкам не проводятся. Но люди по всему земному шару до сих пор играют в них с интересом, в том числе и в нашем городе.

Мне всегда казалось, что шашки не такая серьезная игра, как шахматы.

– Такой стереотип свойственен многим. Он является причиной того, что родители предпочитают шахматные кружки, и, когда мы проводим соревнования по шашкам, средний возраст их участников колеблется в районе 60-65 лет. В. Тихонов – единственный в нашем городе трехкратный кандидат в мастера не только по шахматам, но и по международным и русским шашкам.

Как первые победы в шахматах повлияли на вашу судьбу?

– Уже в четвертом классе я довольно быстро выполнил норму третьего разряда, а вскоре – второго. И был уверен, что быстро стану перворазрядником. Однако за это звание я боролся в течение трех лет. Но больше всего на меня повлиял случай, когда я стал чемпионом пионерского лагеря. Чемпионская ленточка того времени хранится у меня до сих пор. Еще очень нравилось играть во дворах с участниками Великой Отечественной войны. Их похвалы для меня служили огромным стимулом. И все же я даже не думал, что именно шахматы станут моей профессией. Я всегда любил учиться, занимался иностранными языками и мечтал стать переводчиком, поэтому и решил поступить в педагогический институт. Но работу по специальности найти не удалось, устроился тренером по шахматам во Дворец пионеров и школьников. До сих пор вспоминаю своих первых учеников: мне было интересно заниматься с ними. Можно сказать, эти ребята взяли кусочек моего сердца в плен.

Каковы задачи стоят перед шахматной федерацией Магнитогорска?

– Наша основная задача сегодня – возродить былую силу шахмат в Магнитогорске. На протяжении многих лет нашу федерацию возглавлял Б. И. Тафлевич. При нем работа была хорошо отлажена, в результате чего произошел подъем шахмат в нашем городе. Это было на рубеже 60-70 годов 20 века. До конца 1980-х мы удерживали позиции, ежегодно проводя соревнования всесоюзного значения «Шахматный кубок Магнитки». Но в начале 90-х наш клуб закрыли, все стало разваливаться. Обновления начались с приходом Александра Добчинского. И хотя его обещания очень сильно напоминали «Нью-Васюки», кое-что ему удалось выполнить. За время своего правления он провел два турнира на кубок ОАО «ММК», куда приезжали гроссмейстеры из самых разных городов России. Однако практически весь полученный под них фонд уходил за пределы нашего города. Только Алексею Польщикову и Дмитрию Морозову удалось стать мастерами: за доской каждый раз выяснялось, что гроссмейстеры играют значительно сильнее самых именитых магнитогорских шахматистов.

Спустя несколько лет мы провели первый кубок на приз газеты «Магнитогорский рабочий», всероссийские соревнования на Кубок России и начали плотно сотрудничать с городским управлением по физической культуре, спорту и туризму.

Сегодня в обновленную федерацию входит 13 человек. Двое отвечают за шашки, остальные – за шахматы. Все мы единомышленники и верим, что подъем шахмат в нашем городе очень даже реален. Главным для себя считаем проведение всевозможных соревнований среди взрослых и школьников, а также тех, где школьники играют вместе со взрослыми. Практически каждые выходные происходят какие-либо значимые события: уже в сентябре проводим личные и командные чемпионаты среди школьников, в октябре начинается чемпионат города. В начале декабря этого года завершился полуфинал, а в январе начнется финал города, который продлится почти два месяца. Помимо этого проводим кубки и мемориалы в честь наших знаменитых шахматистов.

Какое значение вы придаете работе с детьми?

– Я как председатель работаю в основном со взрослыми, но в нашей федерации есть человек, который отвечает конкретно за детский сектор. Сегодня в Магнитогорске сложилась такая ситуация, что во всех соревнованиях принимают участие либо дети, либо ветераны, а так как городского шахматного клуба у нас теперь нет, то все турниры проводим в детском шахматном клубе «Белая ладья». Естественно, дети – это наша смена, и им мы уделяем довольно много времени и сил. Если раньше наши самые маленькие шахматисты учились во втором-третьем классе, то сегодня им четыре, а то и три года, хотя, на мой взгляд, самый лучший возраст для первых шагов в данном виде спорта – пять-шесть лет. Есть у нас и ребята, которые начинали свою карьеру в 11 лет и довольно быстро добивались хороших результатов. Тем не менее родители торопятся, потому что верят в великую силу шахмат при подготовке к школе: они очень дисциплинируют и дают детям много других полезных и ценных качеств.

Но нашим вниманием не обделены инвалиды и ветераны, для которых шахматы – это жизнь.

Почему девочки не так часто увлекаются шахматами, как мальчики?

– Срабатывает все тот же стереотип мышления. На самом деле девочки в начальных классах играют заметно сильнее мальчиков, так как они более усидчивые и внимательные. Хотя сильных шахматистов среди мужчин больше, чем среди женщин.

Почему шахматы считаются спортом, если это логическая игра?

– Потому что в шахматах есть все элементы спорта: две противоборствующие стороны, сражающиеся за призовые места, медали и поездки в другие города. В шахматах, как и в любом другом виде спорта, есть судьи и болельщики, победы, поражения и ничьи. Все это фиксируется в соответствии с правилами соревнований. Я бы сказал, что шахматы – это прекрасное сочетание спорта, науки и искусства. В 19 веке они считались логической игрой, развивающей в первую очередь мышление, поэтому ими увлекались все величайшие ученые 18-20 веков. А сейчас, как отмечают многие гроссмейстеры, все чаще побеждает их спортивная составляющая.

Как относитесь к картам и компьютерным играм?

– Я считаю, что карты – это интересная игра, развивающая память, внимательность и мышление, но на шахматные победы они никак не влияют. Что же касается компьютерных игр, то я против. Младшее поколение сегодня сильно увлекается ими, кому-то даже кажется, что они полезны, но наши дети, к сожалению, играют в основном только в две их разновидности – драки-стрелялки и догонялки. Я считаю, что такие игры ничего хорошего, кроме, возможно, улучшения реакции, нашим детям не дают. Напротив, вызывают агрессивность, раздражительность, зависть, зависимость от компьютера и утомляемость, которая приводит к ухудшению здоровья.

А шахматы?

– В отличие от компьютерных игр шахматы развивают у ребенка очень сложное вариативное мышление. Так, математик, решая задачу, чаще всего идет каким-то проторенным теоретическим путем: ему необходимо пройти от условий задачи до принятия решения. Если ответ правильный, он им довольствуется. В шахматах все значительно сложнее: в них к правильному решению – выигрышу – ведут самые разные варианты, в соответствии с которыми спортсмен строит свои планы. При этом он всегда должен учитывать, что соперник тоже просчитывает их, а значит, нужно думать и за него. В зависимости от ситуации планы все время приходится менять. В результате шахматы учат угадывать мысли противника и предвидеть его дальнейшие действия при помощи сложных логических цепочек.

Помимо этого, шахматы развивают стремление к победе, умение учитывать свои ошибки, а также проигрывать спокойно, без раздражения. После партии всегда можно вместе с соперником разобрать игру. А самое главное, благодаря шахматам многие люди начинают крепко дружить между собой, что компьютерные игры дать не могут. Я, например, до сих пор встречаюсь с ребятами, с которыми учился у Леонида Плисконоса, и многие мои ученики по-прежнему дружат между собой, хотя многим из них уже по 30 лет.

Вы сказали, что в турнирах принимают участие в основном школьники и ветераны. Неужели у молодежи нет интереса к шахматам?

– Многие молодые люди сегодня с большим интересом играют в компьютерные шахматы. Таким образом они могут соревноваться с самыми разными людьми как России, так и любой страны мира. При этом есть возможность общаться. И если раньше гроссмейстерами становились в 30-40 лет, то сейчас – в 12-16. Но, к сожалению, в наших клубах такие люди не появляются. У нас есть молодые тренеры, но их немного.

Вами наверняка сыграно немало турниров. Возможно ли такое, что комбинации начнут повторяться?

– Это невозможно, так как в шахматах миллионы самых разных вариаций. Повторяются только отдельно взятые дебюты. Конечно, эту игру изучают уже не одну сотню лет, и первые пять-десять ходов многие знают наизусть. То же можно сказать и об окончании. Но, что касается середины игры, запомнить все ходы и даже понять их невозможно, поэтому каждый раз приходится все очень тщательно просчитывать.

У вас есть свой стиль игры?

– Да, я люблю атаковать соперника по всей доске, особенно его короля. К сожалению, такая тактика не всегда срабатывает, и вместо победы я проигрываю. Конечно, можно играть осторожнее, но мне нравятся смелые, агрессивные шахматы.

Каждый ли тренер должен быть чемпионом и каждый ли чемпион может работать тренером?

– Я снова приведу в пример Плисконоса. Среди шахматистов того времени было много играющих намного сильнее, но победителей готовил именно он. И в мире много примеров, когда даже чемпионов готовили мастера или даже кандидаты в мастера. При этом тренеры играли намного слабее своих учеников, но они видели их ошибки, помогали сформировать индивидуальный стиль игры и были намного более тонкими психологами, чем ученики. Они умели ободрить их после проигрыша и приструнить при попытках зазнаться. Кроме того, когда даже самый сильный шахматист начинает большое количество времени уделять малышам, он постепенно скатывается до их уровня, и ему становится все труднее настроиться на серьезную борьбу.

У вас как у тренера есть преемники?

– У меня есть призеры и чемпионы нашего города среди школьников, но, к сожалению, в Магнитогорске нет ни одного моего последователя. Я горжусь многими своими воспитанниками. Они разъехались по разным городам не только России, но и Америки, и Европы, и иногда до меня доходят сведения, что кто-то из них работает тренером по новому месту жительства. Но более важным я считаю то, что большинство моих ребят стали успешными в жизни.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем