Город Ольга Лихонина, создатель и руководитель проекта «МАРС»: «Мы учим детей ориентироваться в мире профессий и осознанно делать выбор»

Ольга Лихонина, создатель и руководитель проекта «МАРС»: «Мы учим детей ориентироваться в мире профессий и осознанно делать выбор»

Ольга Лихонина по сути гуманитарий: окончив филологический факультет МаГУ по специализации «культурология», она поступила в аспирантуру при Уральском государственном университете и осталась на родной кафедре культурологии и зарубежной литературы. Именно к этому направлению и лежит ее душа. Но так сложилась судьба, что теперь она читает курсы, связанные с рекламой и пиаром, не культурологам, а будущим управленцам, экономистам и юристам.

Работая в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Ольга Владимировна убедилась: знакомить детей с будущей профессией необходимо задолго до школьных выпускных экзаменов. Так родился уникальный проект по созданию профориентационных занятий для старшеклассников.

Какой возраст является идеальным для выбора профессии? Кто в действительности готовит проект будущего России? О своем опыте рассказывает доцент кафедры экономики и управления Магнитогорского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, создатель Малой академии развития способностей (МАРС) Ольга Лихонина.

– Ольга Владимировна, как называется ваш проект и какова его история?

– Если кратко, наш проект носит название МАРС. Он зародился в недрах Правобережного центра дополнительного образования детей. Вместе с директором центра Викторией Засовой мы пришли к единодушному мнению, что выпускники школ сегодня не владеют необходимым спектром выбора своего дальнейшего пути: встречи, которые проводятся городом в данном направлении, носят разовый характер, поэтому не дают детям возможности вникнуть в суть той или иной специальности. Наш проект интересен тем, что позволяет школьникам окунуться в студенческую жизнь и адаптироваться к ней.

– Но МАРС звучит как-то воинственно…

– Ректор нашей головной организации говорит, что наша система вузов – это своего рода планетарная система, в которой Магнитогорский филиал – одна из планет большой галактики. Только наш МАРС очень даже мирный и расшифровывается как «Малая академия развития способностей».

– Что вы в данном случае подразумеваете под способностями?

– Научный и творческий потенциал детей. Это и есть их способности профориентационной направленности.

– Что из себя представляет Российская академия народного хозяйства и государственной службы?

– Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) – это система, в которую входит порядка 60 вузов по всей стране. Она еще достаточно молодая, так как раньше все ее филиалы работали сами по себе и лишь недавно объединились в единое целое.

– Что имеется в виду под народным хозяйством? Звучит как целина, которую необходимо поднимать...

– Да, многие именно так и понимают наше название. Однако еще в царской России, когда говорили о народном хозяйстве, подразумевали не только его территориальные элементы, но и образование, и государственные службы, и юриспруденцию, и все то, что помогает России успешно жить и развиваться. Необходимость объединить все в единую систему стала очевидной потому, что пришло время, как говорится, собирать камни.

– Зачем академии народного хозяйства понадобилось готовить детей бесплатно к определенного вида профессиям?

– Думаю, государство ощущает острую необходимость в качественно подготовленных кадрах. А их наличие во многом зависит и от качества той профориентационной работы со школьниками, которая в нашей стране всегда велась и ведется совершенно бесплатно. Мы знаем, что и в школах, и в центрах дополнительного образования, и в МаГУ есть курсы, которые знакомят детей с теми или иными видами деятельности. Но редко какие из них дают возможность слушателям почувствовать себя в какой-то конкретной профессии. Чтобы это случилось, необходимы были новые формы подачи знаний. Создание МАРСа – итог наших поисков в данном направлении.

Естественно, «марсовцы» не учатся у нас целыми днями, хотя мы выдали им билеты, которые назвали Vor-Student, что в переводе с немецкого означает «пред студентом». Но в их программе есть три основных направления, которые отражают суть ранхигсовцев: «Основы экономики, предпринимательства и управления», «Деловая этика и культура управления», «Основы политической рекламы и PR». Читают им эти предметы профессиональные преподаватели нашего вуза.

Помимо образовательного блока есть и научный. Уже в начале учебного года наши слушатели определились с кругом своих интересов, в рамках которых им задается научная перспектива: кто-то может защитить свой проект, кто-то – имиджевую технологию, а кто-то – рекламную кампанию. Наравне со студентами «марсовцы» участвуют во всех мероприятиях академии, например в литературной гостиной, которую мы посвятили Дню белых журавлей – дню памяти всех погибших в современных войнах. А недавно у нас прошла техническая игра «Коридоры власти». Мы пока еще не заняли в ней никакого места, но уже заявили о себе.

– Что это за игра?

– Ее проводят служба внешних связей и молодежной политики администрации нашего города и Общественная молодежная палата при городском собрании депутатов. В ней участвуют молодежные команды, в которые входят участники от 14 до 35 лет. В этот раз игра проходила два дня, так как заявок было подано рекордное за последние годы количество.

Игра заключается в том, что ребята за неделю до ее проведения получают различные вопросы от городских управлений: образования, культуры экономики, жилищно-коммунального хозяйства и так далее. Причем вопросы были не из простых, требующие не только базовых знаний, но и понимания конкретных ситуаций. Например, управление ЖКХ так подало задание, чтобы дети разработали и представили свой план по развитию данной сферы. Интересным был и вопрос от управления культуры: что есть культурная среда? Далеко не все, дав четкое словарное определение, смогли объяснить, что понимают под ним конкретно для себя. Таким образом, ребята должны были не просто подготовить ответы на вопросы, но и вынести свои предложения по ним, а то и грамотно задать встречные вопросы членам жюри. И такие вопросы были.

Я рада, что наши «марсовцы» участвовали в этой игре, познакомились с представителями власти и вели с ними диалог. Я считаю, что такие игры необходимы нашей молодежи. И даже не только потому, что, возможно, кто-то из них станет управленцем, но и с точки зрения повышения их гражданской позиции, которая, на мой взгляд, довольно слабо развита у нашей молодежи.

– Ваши ребята задавали вопросы членам жюри?

– Да. Главное, что их волновало, – будущее образования. Плата за него – это уже вполне реальная перспектива. Конечно, они против этого, ведь многие люди в советское время получили образование не только бесплатное, но и качественное. К тому же еще далеко не факт, что платное образование будет качественным. Сравнивая теорию и практику, они хорошо видят минусы в рекламных кампаниях наших партий и стараются найти выход из тех политических ситуаций, которые складываются в нашей стране. Но если с политикой им еще сложно разобраться, то с политической рекламой они справиться уже могут. Так, по законам рекламы в любой программе должны присутствовать обещания. Например, нам говорят: образование будет доступно для всех. А в реальности мы видим, что уже сейчас далеко не каждый может позволить себе качественное образование. Можем ли мы с помощью рекламных технологий что-то сделать, чтобы эти обещания воплотились в жизнь? Можем. Например, разработать какие-то социальные рекламные проекты, которых в нашем городе очень мало. Да, на них не разбогатеешь, но они очень нужны людям. И наши ребята работают в этом направлении, и я надеюсь, что наше будущее будет строить именно такая молодежь, как они.

– Вы даете знания только по конкретным специальностям, а как быть тем, кто не склонен ни к менеджменту, ни к финансам?

– Мы не ставим перед собой задачу, чтобы все «марсовцы» поступили в нашу академию. Курсы, которые мы предлагаем, нужны всем: экономика присутствует в каждой семье (вопрос только в том, успешна ли она), о правовой безграмотности нашего населения тоже известно… При этом мы даем ребятам возможность попробовать себя в научной деятельности, а через построение своего внутреннего я – и в умении подать себя грамотно и свободно на собеседовании у работодателя. Благодаря этим навыкам ребенок начинает чувствовать себя нужным и востребованным в обществе. Кроме того, мы учим детей ориентироваться в мире профессий и осознанно делать выбор.

– Не поздно ли в старших классах знакомить детей с профессиями?

– Думаю, вы правы, поздно: детей к будущей жизни, на мой взгляд, нужно готовить еще в среднем, а то и в младшем звене. И в России есть примеры, когда к ученикам пятых-восьмых классов на занятия приходят представители разных университетов. Однако в такой серьезной подготовке в первую очередь должны быть заинтересованы не столько вузы и школы, сколько родители. И почему бы не подумать над созданием таких выставок, где вместе с детьми представители различных профессий могли бы провести опыт, например, по плавлению стекла, обжигу керамики или по созданию модели какого-то космического корабля – всего того, что ребенок смог бы сделать прямо здесь и сейчас и испытал бы при этом восторг.

В прошлом году в профи-клубе занимался мальчик, который очень хотел стать журналистом, мы вместе искали способы воплотить его мечту в жизнь. И я была рада видеть его на конкурсе «Зоркое сердце» в МаГУ. Еще был опыт проведения игры КВН на тему выбора профессии. Мы также приглашали школьников поучаствовать в создании имидж-проектов, что тоже имело положительный резонанс. Но даже если на привычных нам ярмарках профессий будут присутствовать не только старшеклассники, но и ученики среднего звена, это позволит детям значительно раньше если не выбрать, то хотя бы задуматься над выбором своей будущей профессии. И что интересно, у них есть неподдельный интерес к своему будущему, есть свое отношение к действующей власти и ко всему, что происходит в нашей стране, только мы этого не замечаем. А через встречи с ними можем понять, к чему стремится наша молодежь, что хочет изменить в существующей системе управления.

– Как, на ваш взгляд, выбор профессии влияет на судьбу человека?

– На мой взгляд, это самый главный вопрос в жизни каждого человека. Я уверена, он определяет всю его дальнейшую судьбу. На чужом пути человеку всегда бывает очень тяжело. При этом страдает не только он сам, но и все его окружение. Однако свой выбор ребенок должен делать самостоятельно.

Буквально недавно у меня состоялся разговор с мамой и дочерью. Мама убеждала дочь, что та должна продолжить династию медиков, чтобы быть обеспеченной, а у ребенка была совсем иная мотивация. Для меня было очень важно найти компромисс между этими двумя устремлениями.

– Верен ли будет выбор, если человек, скажем, не склонный к риску, захочет стать предпринимателем, чтобы изменить свой характер?

– Здесь все зависит от мотивации. Если человек готов рискнуть всем ради независимости, уверен, что сможет преодолеть все трудности, то да – выбор будет верным. Но для этого нужны огромная сила воли и целеустремленность. Да, риск закаляет характер, но иногда лучше пойти в какие-то государственные структуры, где также успешно можно проявить свои навыки в экономике или управлении. Тем более что и в бизнесе человек не может быть полностью свободным, да и сама свобода не всегда приносит человеку ощущение счастья.

– Как можно сориентироваться в мире профессий, если он безграничен?

– Сделать это на самом деле очень сложно. Я работаю в этом направлении не первый год, и бывают случаи, когда вдруг узнаю о таких профессиях, о существовании которых даже не догадывалась. А какие-то вообще рождаются прямо сегодня. Но наши дети в этом смысле более продвинутые. Они участвуют в различных конкурсах, ищут информацию в Интернете, знакомятся с разными людьми и в результате каким-то образом отсортировывают для себя то, что им интересно.

– У вас уже есть выпускники?

– Нет, этот проект мы запустили только в текущем году. С сентября мы ведем экспериментальную группу, в которой учатся дети с восьмого по одиннадцатый классы, и если увидим реальные плюсы начатого дела, то со следующего года разделим детей по возрастам с переходом их с уровня на уровень. Соответственно, образовательные программы тоже будут расширяться и углубляться. Возможно, какие-то ознакомительные занятия будем проводить и для среднего школьного звена. Я верю, что будущее – за ранним профориентированием.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем