Город Илья Скляр, один из основателей магнитогорской команды Workout: «Быть фанатом своего тела – это правильно»

Илья Скляр, один из основателей магнитогорской команды Workout: «Быть фанатом своего тела – это правильно»

Движение уличного воркаута (от англ. workout – «тренировка») для России явление довольно молодое, но активно развивающееся. Один из основателей магнитогорской команды по воркауту Илья Скляр в юности занимался тяжелой атлетикой и когда ушел из нее, начал набиарать вес. Пару лет назад он случайно нашел в Интернете видеоролик, где парень из Украины на уличных брусьях выполнял сложнейшие трюки. До этого Илья был уверен, что на подобные вещи способны только гимнасты, но вдруг осознал, что тоже так сможет и пора привести себя в форму. Так он впервые подошел к турникам во дворе своей школы. Попробовал сделать «выход», и у него получилось. Тогда, вдохновленный удачей, он составил себе программу занятий, познакомился с ребятами, которые также были заинтересованы в развитии своего тела, и вместе с ними начал тренироваться.

В чем российский воркаут обошел свой американский прототип? Почему многие воркаутеры хотят оставаться вне конкурса? Как нормы ГТО могут повлиять на наше будущее? О своем взгляде на новое движение в спорте рассказывает нашему сайту Илья Скляр.

– Илья, воркаут – это движение или один из видов спорта?

– Его уже можно назвать незарегистрированным видом спорта, так как в последнее время нас стали регулярно показывать даже по таким серьезным каналам, как «Евроспорт». Например, недавно через него транслировали чемпионат мира по воркауту, который проходил в Латвии. И все же я бы сказал, что воркаут – это уличное движение, один из видов здорового образа жизни.

Воркаут – это уличное направление, базирующееся вокруг упражнений с собственным весом, в которых основной акцент идет на развитие силы и выносливости. В то же время активное использование воображения в тренировочном процессе позволяет постоянно изобретать новые упражнения и комбинации, делая каждую тренировку непохожей на другую.
Сама идея зародилась в США, однако именно как социальное общественное движение (с регулярными бесплатными открытыми тренировками для всех желающих, показательными выступлениями в учебных заведениях, активной работой с молодёжью и т. п.) впервые возникло в 2009 году в России. Источник

– Какую страну можно назвать родиной воркаута, и что конкретно под ним скрывается?

– Родиной воркаута являются Соединенные Штаты. В своей основе он очень похож на нормы ГТО, которые в обязательном порядке сдавались всеми советскими школьниками. Отличие в том, что во время зарождения воркаута в Америке далеко не все имели возможность заниматься спортом, и дети из бедных семей собирались группами, чтобы вместе провести время, а заодно и потренироваться. Однако в итоге получилось так, что, когда в нашей стране всеобщая физическая подготовка начала угасать, в Америке она, напротив, стала развиваться. Поэтому я воспринимаю появление в нашей стране воркаута как некий маркетинговый ход: новое слово вызывало у молодежи интерес, и ребята захотели заниматься тем, что им казалось незнакомым. Так хорошо известное нам направление физической культуры стало жить в России, приняв новую, преображенную форму.

– В чем уникальность и привлекательность воркаута?

– Главным образом в доступности: любой человек, независимо от финансового положения, уровня физической подготовки или возраста может начать тренироваться вместе со всеми. И даже если на улице возле дома нет брусьев или турника, для занятий можно приспособить скамейку или любые металлические конструкции.

– Какие упражнения считаются основными для подобных тренировок, и отличается ли российский воркаут от американского?

– Основными являются такие упражнения, как отжимание от пола и параллельных брусьев, подтягивание с силовым выходом и всевозможными разворотами на турниках. В американском варианте никаких других упражнений нет и никогда не было. Для нас же этого оказалось мало, и мы начали вносить в классику множество своих элементов и трюков – из гимнастики, брейк-данса, фитнеса и даже акробатики. Благодаря этому российский воркаут приобрел спортивную направленность. И сегодня в нашей стране можно найти два варианта воркаута: классический, связанный с прокачкой тела, и спортивный.

– А вы каким занимаетесь?

– Спортивным, конечно, – классика мне уже не интересна и даже кажется скучной. Меня привлекают соревнования и возможность принимать в них участие. Хотя в Америке воркаут, как и много лет назад, существует сам по себе, оставаясь сугубо уличным направлением. Там его никто не афиширует, о нем не пишут в средствах массовой информации, а у нас даже фестивали по нему проводятся.

– Это хорошо или плохо?

– На эту тему в Интернете много спорят. Кто-то считает, что воркаут уже можно назвать официально признанным видом спорта, и это очень хорошо. Многие российские города даже выясняют между собой, в каком из них состоялся первый чемпионат по воркауту. Однако, я считаю, все эти разговоры преждевременны хотя бы потому, что никаких критериев судейства таких соревнований нет, и победители в них определяются субъективно. Например, в Челябинск в качестве судей были приглашены основатель российского воркаута и несколько известных на тот момент ребят. Они оценивали зрелищность выступлений, сложность элементов, красоту и силу спортсменов. Далеко не все из перечисленного имеет отношение к классическому воркауту и до сих пор делается лишь по инициативе самих спортсменов.

– А как же тренеры?

– В воркауте их нет, и в этом я вижу определенный плюс данного движения. Многие ребята ставят перед собой цель либо подготовиться к армии, либо держать свое тело в тонусе. У большинства увлеченных уличными тренировками нет стремления к высоким достижениям, поэтому новичок, впервые придя на площадку, имеет возможность без смущения начать свои занятия с элементарных отжиманий и подтягиваний, что исключает возможность получить какие-либо травмы. Таким образом, мы не отделяемся друг от друга тренерскими и своими собственными амбициями, нам интересно учиться друг у друга, а полтора года назад нас пригласили на чемпионат Урала и Сибири в Челябинск, где мы имели возможность познакомиться с воркаутерами из других городов. Мы увидели тогда, что нам еще далеко до совершенства и, вернувшись домой, перестроили всю программу тренировок.

– Ну вот, а говорите, что соревнования не нужны.

– Нужны. Но не в виде состязаний, а в качестве фестивалей. Фестиваль – это праздник, демонстрация своих достижений без стремления оставить всех позади себя. Это победы без финансового привкуса, который таит в себе опасность превратить уличную гимнастику в коммерческое предприятие и тем самым погубить прекрасную идею. Оставаясь уличным, возможностью активного отдыха в кругу друзей, воркаут имеет одно очень важное преимущество: мы можем приехать в любой город, будучи уверенными, что там нас встретят и примут. Свободный спортивный дух, как общее увлечение, объединяет нас. Тогда, в Челябинске, мы все вместе поразмышляли и решили провести общий сбор в нашем городе, а общество «Металлург-Университет» предложило нам провести соревнования. Они состоялись в январе прошлого года. К нам приехали Екатеринбург, Челябинск, Челябинская область и даже Красноярск.

– Раз соревнования, то оценивать выступления воркаутеров все-таки необходимо. Какие критерии предложили бы вы?

– Если брать классический воркаут, то по набору силовых элементов. Но это очень скучно: зрелищность минимальна и результат волнует только самих спортсменов. Если же говорить о том воркауте, который развивается в России, то это все-таки объединение нескольких видов спорта, и принятая в классическом спорте система оценок здесь никак не годится. Поэтому я не готов ответить на ваш вопрос, хотя могу точно сказать: наша магнитогорская команда за два года существования добилась значительных результатов. Например, в Интернете в нашей группе зарегистрировано уже порядка 2000 человек, хотя, конечно, на тренировки приходят далеко не все. Многие пока только интересуются новым направлением, обдумывают свои возможности. Костяк же магнитогорских воркаутеров составляет 10-15 человек. Мы все чаще организуем различные уличные соревнования и фестивали. Например, пробежки по городу с бесплатным выходом их участников на каток или совместные выезды на Банное.

– А о своих личных достижениях можете рассказать?

– Да. После поездки в Челябинск я занял третье место среди воркаутеров Магнитогорска, потом дважды – второе место на региональных соревнованиях в Челябинске и четвертое – на чемпионате России, который проводился по системе play off. Чемпионат мне понравился тем, что там спортсмены показывали не только классические упражнения, а именно фристайл: все, что умеешь. Это было очень зрелищно и мощно. Я часто пересматриваю эти соревнования.

Достижением считаю и участие нашей команды в телепрограмме «Минута славы». Мы показали телезрителям возможности воркаута, а для финала готовили номер, агитирующий за здоровый образ жизни. Любой спорт, в том числе и воркаут, тесно связан со здоровым образом жизни, и успеха в нем достигает прежде всего тот, кто фанатеет от своего занятия. Считаю, что быть фанатом своего тела – это правильно.

– Нет ли здесь аналогии с бодибилдингом?

– Многие проводят параллели между ним и воркаутом, так как и туда, и туда парни приходят за красивым торсом. Однако это совершенно разные направления. Конечно, воркаут тоже придает красивую рельефность телу, но никогда в нем мышцы не станут такими огромными, как в бодибилдинге. Да и задачи совершенно разные: воркаут направлен на оздоровление тела, а бодибилдинг – на победу.

– Вы сказали, что российский воркаут берет некоторые элементы от фитнеса...

– В свое время я занимался фитнесом и считаю, что его можно рассматривать как разогрев к упражнениям воркаута. Основная цель фитнеса – сгон веса, а в воркауте ты можешь заниматься достаточно долго и не похудеть ни на грамм: здесь происходит перераспределение энергии из жировых тканей в мышечные.

– А если воркаутом займутся девушки?

– Я бы сказал, что это не женское направление. Особенно классика, где упор делается на группы мышц, расположенные выше пояса. Из-за этого на соревнованиях часто приходится наблюдать картину, когда у спортсмена торс сильный, а ноги слабенькие. Однако девушки тоже интересуются воркаутом, как, впрочем, и боксом. Летом они занимаются с нами. И хотя у них своя программа, больше направленная на растяжки, некоторые делают «выходы силы» лучше парней. И даже с переворотом. Одна девушка занимается у нас уже около двух лет, и я вижу, что у нее отличная, очень женственная фигура.

– В своих выступлениях вы используете элементы брейк-данса. Для чего?

– Есть ребята, которые показывают в основном силовые элементы воркаута, в том числе взятые из спортивной гимнастики, и им этого достаточно. Однако чтобы заниматься только силовыми элементами, необходимо постоянно себя мотивировать к преодолению какой-то цифры. Такая монотонность мне не по душе. Мне нравится развиваться всесторонне. Я люблю движение. Наверное поэтому я с детства мечтал научиться танцевать, в том числе и брейк. В нем тоже очень много силовых элементов, только на полу. Причем они не только мощные, но и очень зрелищные. Поэтому я стал включать их в свою программу. В результате получается смесь спортивной гимнастки, воркута и брейк-данса.

– Как магнитогорские ребята воспринимают эту смесь?

– По-разному. Кто-то позитивно на это смотрит и даже включает в свои выступления акробатику, которая придает номеру лаконичность и красоту. Я считаю, что это является показателем того, что у спортсмена есть определенный уровень выносливости. Но большинство ребят придерживаются классики, так как сочетание различных направлений дается им нелегко. А совмещение брейка и воркаута – явление пока вообще крайне редкое, так как танцоры привыкли работать на полу и им тяжело висеть на снарядах, а силовики, напротив, не приспособлены к работе на полу. Возможно, когда-нибудь это и станет новым направлением в спорте, но, думаю, очень не скоро.

– Насколько мне известно, вы сотрудничаете и с танцорами, например, из Street Jazzа.

– Когда воркаут в нашем городе начал развиваться и о нас заговорили в средствах массовой информации, к нам стали обращаться ребята из музыкальных коллективов и паркуры, с которыми мы проводим совместные фестивали и конкурсы. Однажды проводили свои внутренние соревнования, и я решил украсить их танцевальным коллективом, чтобы зрители не устали смотреть на нас. В ответ на согласие предложил свою помощь. И однажды меня попросили усилить коллектив, в котором не хватало парней. В детстве я очень хотел научиться танцевать, но мне никак не удавалось осуществить свою мечту, а тут удача сама повернулась ко мне лицом: я попробовал танцевать, втянулся и стал приглашать других ребят из воркаута, чтобы украсить своими упражнениями танцевальные номера, сделав их более зрелищными. Мне нравится, когда спортсмен, танцуя, вдруг уходит в силовой элемент, и зал буквально взрывается аплодисментами. Так я стал помощником Сергея Чугунова по силовым трюкам, а воркаут – плацдармом для чего-то большего. Мне нравится делать то, что я делаю и в ответ получать положительную обратную связь. От этого я заряжаюсь энергией и стремлюсь достичь еще большего.

– Где занимаются магнитогорские воркаутеры?

– Недавно специально для нас на лодочной станции «Лукоморье» открыли спортивную площадку. Иногда там собирается достаточно большое количество молодых людей. Но не только. Интерес к воркауту проявляют и 30-летние, и более старшего возраста мужчины. Даже дедушки!

– Тоже пробуют себя на брусьях?

– Да. И, надо сказать, у многих неплохо получается. Думаю, в молодости они занимались гимнастикой и теперь приходят, чтобы держать себя в форме. К тому же тренироваться на улице куда лучше, чем париться в закрытом помещении, да еще и за деньги. А вот пожилых людей, которые никогда не занимались спортом и вдруг решили им заняться, я в Магнитогорске не видел.

– Как, на ваш взгляд, влияет воркаут на молодежь и на общество в целом?

– Приведу лишь один пример: наше правительство борется с алкоголем и табаком при помощи запретов, а воркаут, напротив, привлекает к себе молодежь, стремящуюся вести здоровый, активный образ жизни. О том, что алкоголь – это плохо, знают все, а вот как поступить, чтобы было хорошо – далеко не каждый.

Два года назад мы впервые заявили о себе. Для нас это было серьезной победой. Сегодня о воркауте знают все и многие хотят присоединиться к нам.

– Каким вы видите идеальное общество, и какое место в нем, на ваш взгляд, занимает воркаут?

– Я не считаю, что все должны быть одинаковыми и, как один, заниматься воркаутом. Главное, человек должен уметь различать, где он поступает хорошо, а где плохо. И делать правильный вывод.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем