MGORSK
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+7°

облачно, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

вос.

737мм 85%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Город Владимир Афонин, заместитель директора ХК «Металлург» по подготовке резерва: «Если тренер все делает правильно, то из мальчишек вырастают звезды»

Владимир Афонин, заместитель директора ХК «Металлург» по подготовке резерва: «Если тренер все делает правильно, то из мальчишек вырастают звезды»

Хоккей в России – один из самых популярных видов спорта, и многие мальчишки , глядя на успехи наших «звезд», мечтают пойти по их стопам. Но легко ли вырастить из ребенка «звезду»? Какими качествами должен обладать настоящий хоккеист? Заместитель директора хоккейного клуба «Металлург» по подготовке резерва Владимир Афонин знает об этом не понаслышке.

– Владимир Анатольевич, как давно в Магнитогорске была создана хоккейная школа?

– С искусственного льда в нашем городе первыми вышли воспитанники 1983 года рождения. Сначала они занимались в основном здании дворца им. Ромазана, а в 1997 году для школы был построен Детский ледовый дворец. И как только в нашем городе появился искусственный лед, мы сразу начали выпускать игроков уровня суперлиги. Судите сами: выпуск 1982 года рождения – Алексей Зоткин и Евгений Гладских, 1983-го – Алексей Кайгородов и Георгий Гелашвили, 1984-го – Денис Абдуллин. В сезоне 2000-2001 года именно благодаря им хоккейный клуб «Металлург» выиграл Евролигу и стал чемпионом России. В следующем сезоне повторили успех, а в 2002-2003-м стали вторыми. Среди выпускников 1985 года рождения знаменитыми стали Дмитрий Пестунов, Евгений Канобрий, Артем Носов, а среди 1986 года – Евгений Малкин, Евгений Бирюков, Николай Кулемин, в 1987 – Игорь Величкин, Илья Проскуряков, Денис Масалев… Конвейер заработал! И никого уже сейчас не удивляет большое количество наших воспитанников в самых сильных отечественных и зарубежных клубах. Но в 2003 году я уволился.

– Почему?

– Устал. На этом фоне мне показалось, что моя самоотдача снизилась, а я считаю это недопустимым. Работа в хоккейной школе такова, что выходных здесь практически не предвидится. Исключением являются игры, которые мы называем «праздниками». Но и на них я не могу не присутствовать: что я скажу ребятам, если не видел их игру? А смотреть в записи – не в моих правилах. В школе порядка 550 воспитанников, и всех нужно знать по именам и фамилиям. Я болею за них, они все для меня одинаково хороши. Повлиять на их успех может только правильно или неправильно выстроенный тренировочный процесс и работа педагога. Если тренер все делает правильно, то из мальчишек вырастают звезды.

– Весной 2012 года вы вновь приступили к обязанностям директора. Что помогло вам вернуться?

– Мне предложили это сделать, и я согласился: чем бы ни занимался по жизни, от хоккея не уходил, все время был в курсе его дел и, честно говоря, соскучился, чувствовал, что мое место здесь. Сейчас как будто бы мне это удается, но хоккеист не помидор – за один сезон не вырастишь: чтобы он созрел, нужно время.

– По каким критериям можно судить о положительных сдвигах?

– Прежде всего по динамике. Так, если 1996 год, который тренирует Виталий Соловьев, в прошлом году был на третьем месте, то сегодня уже на первом. Значит, мы выбрали правильную концепцию работы. 1997 год (тренер Дмитрий Сутулов) по итогам первой половины чемпионата поднялся с четвертого места на первое. Пока трудно сказать, что будет дальше, но я вижу, как меняется у ребят психология: приходит ощущение победителя. При этом, если 1996 год выпускной, то у 1997-го впереди еще полтора года, и еще есть время выправить положение.

Владимир Анатольевич пришел в хоккей по современным меркам довольно поздно: было ему тогда уже 11 лет. Но так случилось, что в марте он получил в подарок коньки и тайком от родителей, уже по талому снегу, убежал на «Малютку». Сначала занимался у замечательного тренера Ю. В. Моисеева, потом – у А. В. Спивака и уже через пять лет, в 1979 году, попал в юниорскую сборную СССР, в связи с чем перешел в челябинский «Трактор», а когда был призван в армию, попал в СКА Свердловска. После увольнения в запас мог играть в любой сильной команде – так много было предложений, но выбрал родной город, где под руководством М. А. Чекурова до 1987 года играл в магнитогорском «Металлурге». По окончании строительства дворца им. Ромазана Г. И. Величкин предложил ему освоиться с должностью директора Магнитогорской хоккейной школы. Уже спустя шесть лет школа вышла в лидеры.

1998-й год пока занимает шестую позицию, перед нами стоит задача войти в тройку лидеров. Точно такую же цель ставим и перед 1999-м. 2000-й год только-только вошел в группу сильнейших, поэтому, если мальчишки займут третью или четвертую позиции по нашему региону, я буду считать работу тренеров отличной.

– В каком возрасте будущие хоккеисты впервые встают на коньки?

– В пять лет. В этом возрасте они, когда высыпают на поле, очень похожи на горох. С ними работают специальные тренеры – Борис Голованов и Геннадий Разумняк. Они набирают мальчишек, которые еще ни разу не стояли на коньках. В этом сезоне к обучению приступил 2007-й год рождения. Есть родители, которые приводят детей и раньше.

– С чего начинается работа новичка?

– С определенных упражнений на льду. Сначала ребята пробуют свои силы, толкая впереди себя салазки. Их главная задача – оторваться от бортика и выплыть в «открытый океан».

– Какие качества являются важными для начинающего хоккеиста?

– Прежде всего, физическое развитие: вес, рост, скоростные качества. При этом хоккей – это игровой вид спорта, что предполагает игровое мышление и умение жить в коллективе. Поэтому у нас существуют такие понятия как набор, отбор и окончательная комплектация команды. Из 200-300 кандидатов в первый год остается 70-80, через год-два ребята, после совета тренеров, начинают отсеиваться по спортивному принципу. Со многими бывает очень трудно расстаться, но это, к сожалению, неизбежно.

– Каждый начинающий хоккеист мечтает стать таким же знаменитым, как, например, Евгений Малкин и Николай Кулемин? Можно ли сразу увидеть в малыше будущего героя?

– Можно. Первоначально тренер занимается с мальчишками на «земле»: баскетбол, футбол, гандбол – в любые игровые виды спорта. Если ребенок играющий (может обхитрить противника, обыграть его, переживает, когда проиграл) – это наш парень. Да, таких видно сразу. А дальше начинается труд – над катанием, техникой, владением шайбой и т. д.

– Имеют ли возможность юные хоккеисты пробовать свои силы в игре с именитыми спортсменами?

– К сожалению, очень редко, потому что график у команды мастеров очень плотный. Мы просили Женю Малкина пообщаться с ребятишками, и он, когда мог, с удовольствием делал это. А Николай Кулемин даже к себе в Торонто их приглашал, организовывал там небольшой турнир и при этом все расходы брал на себя.

А вот смотреть на работу мастеров юные хоккеисты ходят регулярно. Для них выделяются специальные места, и тренер комментирует для них все действия команды по ходу игры.

– Каким должен быть настоящий хоккейный тренер?

– Любой тренер должен быть наглядным примером для своего воспитанника. Хоккейный тренер – пример для мальчишек абсолютно во всем, поэтому он должен быть не только квалифицированным, добрым и понимающим, но и честным, а также свободным от табака, алкоголя и нецензурных выражений. В результате даже родители обращают внимание на то, что на тренировках их дети ведут себя не так, как дома: дисциплина, ощущение ответственности перед командой и пример тренера играют здесь огромную роль. Тренер должен постоянно обучаться: хоккей, как и вся наша жизнь, постоянно развивается.

– Есть ли трудности в формировании штата?

– Это для нас одна из главных проблем. Тренерские кадры – дефицит по тем причинам, что в Магнитогорске нет учреждений, где готовят тренеров для хоккея. Можно, конечно, окончить физкультурный вуз в другом городе, но и после него необходимо доучиваться по узкой специализации «хоккей». Поэтому наш основной тренерский состав – это хоккеисты, завершившие свою спортивную карьеру, такие, как главный тренер 2005 года Сергей Зинов, получивший звание Заслуженного тренера России за подготовку чемпионов мира Николая Кулемина и Евгения Бирюкова. А тот костяк, который работал у нас, когда ХК «Металлург» был самым сильным в стране, профессионально вырос и работает в различных школах российского хоккея. Сегодня мы начинаем готовить достойную смену. Дмитрий Блинов, Денис Малкин, Евгений Акулов и Денис Антонов в этом плане очень перспективные парни. Это наши выпускники и, что самое главное, они умеют правильно показать и объяснить детям принципы игры. Часть наших тренеров учатся или уже окончили Высшую школу тренеров в Челябинске. Но дефицит в достойных кадрах мы ощущаем постоянно: растут игроки, растут и их тренеры. Большинство, отдав десять лет на подготовку команды к победам, не могут вернуться к работе с малышами.

– Кто был первым тренером Евгения Малкина?

– Юрий Тукасеров. Он нашел его и других ребят на улице, привел их сюда и проработал с ними два года. А до выпуска его вел Сергей Витьман. Но, как известно, математику в школе нам всем одинаково преподают, а вот яркая звезда вспыхивает один раз в сто лет – только когда сливаются воедино талант, трудолюбие, характер и игровое мышление. Но у нас есть и не менее талантливые ребята, например, Евгений Бирюков. Да, он немного забивает голов, но неспроста он играет в первом составе сборной России! Защитников, как правило, не видно: если комментатор отметил его за всю игру пару раз – это хороший защитник. А вот если его фамилия звучит регулярно, то это не лучшая игра в его жизни.

– Кто является основными соперниками наших ребят?

– «Трактор». Это сильнейшая хоккейная школа на Урале и даже в стране. В Омске начала строиться хоккейная академия. Много усилий сегодня вкладывается в развитие казанской и ярославской школ. Но у ярославцев другой подход к комплектации команд: они не растят смену, а проводят селекцию по всей стране, отбирая лучших. Нам сегодня трудно держать конкуренцию, порой ощущается нехватка талантов: 12-ти возрастам в нашей школе тесновато, поэтому мы мечтаем еще об одном катке с искусственным льдом. Но главное, в чем мы проигрываем более сильным командам, – все они находятся в городах-миллионниках, значительно превосходящих Магнитогорск по числу жителей. При этом «Металлург» – единственная школа на весь город, поэтому мы не имеем возможности проводить внутригородские турниры, как, например, в Челябинске, где соревнуются между собой пять школ!

– Как часто проходят детские турниры, насколько они важны в плане подготовки хоккеиста-профессионала?

– Шесть возрастов, которые участвуют в чемпионате страны на официальном уровне, играют по регламенту Федерации хоккея России в зачет школы. У них уже все по-серьезному. Что же касается малышей, то в городах, где больше одного хоккейного клуба, проводится по 20 официальных игр в год на первенство города. А там и игровая форма, и судьи, и гимн – все, как в большом хоккее. Это очень дисциплинирует. Почему на старте «Трактор» всегда обыгрывает нас? Только за счет игровой практики! Тем ребятам все привычно, а наши пока осмотрятся, освоятся, время уходит!

– Может быть, пора еще одну школу открыть?

– Мы только за. И места во дворце им. Ромазана, заточенного под игровые виды спорта, вполне достаточно!

– Я слышала, что у нас очень сильная школа вратарей. В чем причина такого успеха?

– Создана она была по инициативе наших тренеров. Идея заключалась в том, чтобы пригласить наставника, который работал бы только с вратарями. Сейчас у нас три таких тренера – Сергей Ушенин, Виталий Соловьев и наш воспитанник Денис Антонов.

– Есть ли связь между результатами взрослой и детской команд?

– Конечно! Это называется преемственностью. Неспроста, когда в сезоне-2000/2001 «Металлург» впервые стал чемпионом Евролиги, а наш фарм-клуб – чемпионом страны, хоккейная школа Магнитогорска была признана лучшей в стране! И все это звучало в одном слове «Магнитка». Сегодня порядка 30-35% основной команды – наши выпускники. А сколько их играет по России.

– Как юные хоккеисты умудряются совмещать учебу в школе с большими нагрузками на тренировках?

– В шутку я иногда спрашиваю родителей наших воспитанников: «За что вы так не любите своих детей?» У нас ведь есть тренировки, которые начинаются с 06:15 утра! Тем не менее потребность в тренировках у мальчишек очень велика. Это такие трудяги, которым я бы их занятия в хоккейной школе засчитывал как стаж: они же с пяти лет вкалывают наравне со взрослыми! При этом привыкают к дисциплине и к работе в коллективе, где невозможно удержаться ни подлости, ни предательству, зато в почете взаимоподдержка, взаимопомощь и патриотизм!

– Какова роль родителей в подготовке будущих спортсменов?

– Огромная! Я благодарен им за их терпение, особенно на старте: покупка формы, шесть раз в неделю тренировки – все это ложится на их плечи. Это целая жизнь! А у нас есть семьи, в которых не по одному хоккеисту растет.

Но и попросить их хочу. У нас есть такое понятие, как «крылечные тренеры». Это о тех родителях, которые, сидя на трибуне, вмешиваются в процесс тренировки, что отрицательно сказывается на результатах их детей. Поэтому я бы пожелал им полного доверия тренеру.

– Как проходит подготовка юных хоккеистов в других странах?

– Во многих странах до определенного возраста обеспечение экипировкой начинающих спортсменов целиком и полностью ложится на родителей. У нас же есть порядка 50 комплектов прокатной формы: далеко не каждый пришедший на первую тренировку задержится в команде до конца года, да и те, кто останется, быстро вырастут из первых коньков. В этом году наше руководство клуба пошло на то, чтобы полностью освободить «школьников» от абонентской платы. Однако на «старте» львиная доля затрат по-прежнему ложится на плечи родителей.

– Каков шанс у пришедшего в хоккейную школу мальчишки стать известным?

– Меня в детстве родители отправляли в музыкальную школу, а я шел на хоккей. Поэтому я считаю, что все в первую очередь зависит от самого мальчика и его родителей: спортсмен – это от Бога и ему стоит доверять.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем