MGORSK
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +6

6 м/c,

с-з.

721мм 60%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Город Сергей Соколов, художественный руководитель эстрадно-джазового ансамбля L-Band, композитор: «Дима Билан меня морально поддержал»

Сергей Соколов, художественный руководитель эстрадно-джазового ансамбля L-Band, композитор: «Дима Билан меня морально поддержал»

В декабре 2012 года композитор Сергей Соколов (творческий псевдоним Serge Falcon) с песней «Так не бывает» на стихи поэта Вячеслава Лунгу стал лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Эта песня в исполнении Дмитрия Билана прозвучала в заключительном гала-концерте телепроекта.

Как стать известным композитором? Почему в России многие не знают авторов популярных песен? Об этом и многом другом Сергей Соколов рассказал в интервью корреспонденту сайта Mgorsk.ru.

– Сергей, почему в новогоднем концерте, когда настал ваш черед представлять свою песню, не показали ни вас, ни Вячеслава Лунгу?

– Потому что я в это время был в Магнитогорске. В начале декабря мне позвонил Слава Лунгу и сообщил, что завтра мы должны быть на записи «Песни года». Что я мог ему ответить? Я лишь спросил: «А ничего, что я за две тысячи километров от Москвы?» Мне лично никто даже не позвонил. А ведь «Песня года» – это единственный фестиваль, на котором в нашей стране чествуют авторов произведений, называют их имена и даже берут у них интервью. А когда на самом мероприятии нас забыли даже назвать в списке авторов, Слава тоже ушел.

– А Дима почему о вас ничего не сказал?

– Не потому что он плохой: его задача петь, а не говорить о том, кто написал для него песню. «Звезды» в основном рассуждают приблизительно так: «Одно то, что я исполню эту песню, уже почет для любого композитора». И многие даже готовы платить известным исполнителям, чтобы их песня прозвучала на большой сцене. А нам не только не пришлось платить, Дима нас со Славой еще и поддержал морально. Это мой первый опыт работы с Биланом. И я решил: «Ну что ж, я за популяризацию своего творчества». Ведь для любого композитора действительно очень хорошо, когда известный человек поет его песни.

– Но ведь вы, как член Российского авторского общества, должны получать авторские проценты от исполнения ваших песен.

– Да, но представляете, за песню «Так не бывает» я за год получил около семи тысяч рублей. У нас в России, в отличие от всего прочего мира, нет даже службы такой, которая защищала бы права авторов. У композиторов среднего звена в нашей стране незавидная участь: они находятся в глубокой тени исполнителя. За рубежом система сборов авторских отчислений абсолютно прозрачна, и автор знает, сколько конкретно он получает, скажем, за один выход своей песни на радио.

– Давайте отвлечемся от больной темы. Как вы стали композитором? С детства обучались музыкальной грамоте?

– Нет. У нас в семье специального образования никто не имел. Однако брат моего отца играл буквально на всех известных нам инструментах – на балалайке, мандолине, скрипке… Но не по нотам, а на слух. И видимо нам, его племянникам, передался его талант. Мой младший брат Александр тоже пишет песни. Их исполняют многие известные московские артисты.

– Как вы оказались в Магнитогорске?

– Подростком, освоив гитару, я увлекся барабанами, да так сильно, что после восьмого класса поступил в музыкальное училище. Уже через год у нас собралась команда для совместных выступлений, но, к нашему сожалению, в Темиртау не было эстрадного отделения, и мы решили поехать куда-нибудь, чтобы получить образование в соответствии с нашими специальностями. Мечтали, конечно, о Гнесинке, но побоялись, что не выдержим конкурс, и в результате остановились на городе Электросталь Московской области. Уже билеты купили и… опоздали на поезд. Тут же, на вокзале, просмотрели справочник и нашли в нем город Магнитогорск, где как раз в том же 1986 году только-только открылось эстрадное отделение. Так мы стали одними из первых студентов этого отделения Магнитогорской консерватории.

– Когда вы начали писать песни?

– Долгое время я болел только барабанами и никаких композиторских навыков в себе не наблюдал. А потом решил уехать в Москву, где все-таки поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, горя желанием добиться высоких результатов в своем любимом деле. Но вскоре в связи с жизненными обстоятельствами оказался в Киргизии. Эта мегакрасивая страна с белоснежными горами и озером Иссык-Куль произвела на меня колоссальное впечатление. Видимо это и послужило тому, что во мне открылся композиторский талант. До этого я тоже пробовал писать, но у меня получались лишь какие-то сверхзамысловатые композиции, понятные только мне самому. А там, в Киргизии, я вдруг начал сочинять песни, которые напевали все вокруг меня. Потом я познакомился с музыкантами популярной в этой стране группы «Элес» и начал с ними сотрудничать.

– Вы писали только музыку, а тексты ?

– Тогда и тексты были моими. И, надо сказать, не самыми лучшими. Но, несмотря на это, с «Элес» мы выпустили несколько альбомов. Один из них в 2000 году пользовался огромным успехом благодаря песне «Ты мне нужна».

– Что заставило вас на волне популярности уехать из Киргизии?

– Кыргызстан – достаточно небольшая страна, по которой сложно гастролировать. Зато стоило выйти нашему альбому, как его тут же размножили пираты, заполонив нашими дисками все вокруг. Поэтому зарабатывали мы в основном на корпоративах: даже звездам в этой стране было очень трудно выживать. Друзья меня подбадривали, убеждая, что с моими песнями я легко смогу завоевать популярность во всей России. И однажды мы всей семьей снова уехали в Подмосковье. В Кыргызстане у меня была неимоверная слава, но не было денег, а здесь я в одночасье из звезды превратился в никому не известного человека. Но мое вдохновение было на высоте. Шел 2005 год – год интенсивного развития Интернета в России. Я освоил компьютер и начал размещать свои произведения на всех порталах. Однако шел день за днем, но ни звоночка, ни даже маленького письмеца – ничего! И так в течение года – полная тишина. Но однажды мне позвонил бэк-вокалист Лаймы Вайкуле и купил у меня сразу три песни. А потом еще порядка тридцати. И началось! Однако мои песни покупали не только знаменитые певцы: богатые люди дарили их своим друзьям и близким. Таким вот образом я много хороших песен отдал в никуда – они нигде не звучат. Однако я вынужден был продавать их, так как песни – это мой единственный источник дохода.

– Но вы же все равно остаетесь их автором?

– Да, но мои произведения уже не принадлежат мне, поэтому сделать с ними я уже ничего не могу. Единственный вариант – выкупить их.

– У вас никогда не появлялась мысль заняться каким-то другим, более доходным делом?

– Нет. Я считаю, что каждый должен заниматься тем, что дал ему Бог, пробивать свою тему, а не хвататься за все подряд только ради денег.

– Как получилось, что Дмитрий Билан выбрал именно вашу песню «Так не бывает»?

– Однажды я написал очередной пакет песен и отослал их в Москву продюсеру, который работает со многими артистами, в том числе и с Димой Биланом. Дима послушал их, и его зацепила одна из моих мелодий. И хотя все окружение Димы было против его выбора, он никого не послушал. Уже позже, когда поэт-песенник Вячеслав Лунгу наложил на мою мелодию слова, и Дима ее спел, песня понравилась всем, и вскоре ее сделали синглом. По итогам года она стала лауреатом и 1 января прозвучала на телевидении.

– Вы сами аранжируете ваши произведения?

– Конечно. Если я просто спою песню под гитару, она никого не впечатлит. В музыкальном бизнесе музыка играет главенствующую роль. А если еще и текст получится прекрасным, то это увеличит шансы песни в разы. Однако даже при замечательных стихах ее никто не станет исполнять, если музыка никому не понятна.

– Расскажите, пожалуйста, об ансамбле L-band, которым вы руководите.

– L-band – джазовый ансамбль, который образовался на базе филармонии в 2008 году, объединив неравнодушных людей. Сегодня в нем работают басист Эдуард Табилов, саксофонист Семен Мазурок, соло-гитарист Александр Рубашенко, я в качестве барабанщика и солист Наталья Ерофеева. Все мы являемся педагогами нашей консерватории, обслуживаем муниципальные концерты и ездим по школам.

– Как принимают вас дети?

– С радостью. Мы не выходим на сцену лишь для того, чтобы отработать и уйти. Мы поем вместе с детьми, я побуждаю их то ножками потопать, то ручками похлопать, помогая им запомнить ритм, и они увлекаются этой игрой. Здесь все зависит от посылаемой в зал энергетики, от умения исполнителя найти контакт со зрителями.

– Почему вы выбрали именно джазовое направление?

– Потому что джаз весьма многогранен. Это не какой-то определенный стиль, который мы воспринимаем через образ Амстронга. Джаз – это целая культура сложной музыки, которая здравствует во всем мире, приобретая различные формы, что позволяет музыканту самовыражаться. Это эстетически выверенная, я бы сказал, элитарная музыка, хотя почитателей у нее очень много. Если джаз сравнить с рэпом, в котором исполнитель свободен в своем речитативе, то в джазе роль рэпера по очереди играют все музыканты. Для этого в джазовом произведении в заглавную тему встраиваются «свободные квадраты», когда музыкант может сыграть любую невообразимо сложную конфигурацию. Такая же возможность дается и певцу: в своем «свободном квадрате» он может импровизировать голосом.

К сожалению, сегодня в Магнитогорске культурное движение практически отсутствует. А ведь сколько у нас работало клубов, и в каждом из них было достаточно инструментов, играть на которых детишек обучали талантливые педагоги. В настоящее время этим людям приходится не жить, а выживать. И те, кто остался верен музыкальному искусству, держатся лишь за счет огромного душевного потенциала. Поэтому мы ставим перед собой задачу поддержать в городе хотя бы тот музыкальный тон, который в нем еще остался, неся в люди музыкальную культуру.

– Вы даете концерты в городе?

– Дело в том, что каждый музыкант нашего ансамбля работает сразу в нескольких коллективах, так как мы единственные, кто играет в джазово-блюзово-фанковом стиле. С некоторыми из них мы периодически делаем концерты, которые проходят в по-домашнему свободном ключе. Это позволяет нам заставить слушателей сопереживать, принимать активное участие в происходящем.

– Современная публика хорошо воспринимает джазовую музыку?

– Да! У людей велика потребность в прекрасном, в том числе и в качественной музыке. Они полностью заполняют зрительные залы даже тогда, когда имена солистов практически никому не известны. Потребность в духовном у людей есть, но город не может им этого предложить: музыкантам нечем платить.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться музыкальная культура в нашем городе?

– Все будет хорошо, если мы будем постоянно выявлять музыкальные таланты. А для этого нужны инвестиции на оплату труда педагогов и музыкантов, на покупку инструментов и т.д. Чудес не бывает: раньше вся культура держалась на дотациях государства, а сегодня мы, наверное, должны убеждать богатых людей делать отчисления в культуру. Необходимы культурные фонды, чтобы люди могли слушать музыку самых разных стилей, чтобы нам было чем гордиться и чтобы души наши не погибли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем