27 июля Магнитогорской таможне исполняется 25 лет. Одним из тех, кто в кругу друзей и коллег отметит этот юбилей, станет управделами начальника местной таможни, ветеран таможенной службы Владимир Яковлев. Он пришел в Магнитогорскую таможню в 1991 году, вернувшись в родной город после ликвидации страшного землетрясения в Армении 1988 года. А до этого были служба в вооруженных силах, работа на Крайнем Севере в структуре «Газпрома». С чего начиналась таможня в Магнитке? Как работа таможенников влияет на жизнь простых магнитогорцев? Почему таможеннику надо непрерывно учиться? Об этом Владимир Яковлев рассказал в интервью корреспонденту сайта Mgorsk.ru.
– Владимир Ривхатович, сколько сегодня отделов в Магнитогорской таможне, с какого из них началась ее история?
– Сегодня в Магнитогорской таможне более 20 подразделений. Скажу только о некоторых из тех, в которых работал и которые возглавлял сам. Когда я только пришел в таможенные органы, в Магнитогорской таможне был только один отдел – грузовой. Позже стал осуществляться контроль за таможенной стоимостью, валютным законодательством, был организован отдел нетарифного и экспортного контроля. Сегодня это отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений. Некоторые из его основных задач – борьба с контрафактом (как правоохранительная составляющая), лицензирование и разрешительный порядок ввоза отдельных категорий товаров. В настоящий момент, на мой взгляд, эти задачи по-прежнему остаются особенно важными в целях обеспечения безопасности ввозимых товаров и национальной безопасности России.
Приблизительно в то же время был организован отдел контроля за таможенным транзитом товаров, который следил за тем, чтобы товары, пересекшие нашу границу, достигли получателя как в том, так и в другом направлении. В начале работы этого отдела нарушения наблюдались неоднократно, но вот уже лет семь как этот вопрос считается закрытым, так как доставка товара до места назначения стала стопроцентной – сказалось постепенное обучение как участников ВЭД, так и самих таможенников: были отработаны все необходимые системы, которые не позволяют допускать подобных нарушений.
– Когда была организована граница между Россией и Казахстаном?
– В момент создания СНГ. В 1991 году Троицкий таможенный пост уже действовал. Сначала посты находились на достаточно большом расстоянии друг от друга, но потом были созданы дополнительные пункты пропуска Николаевка и Мариинский. Хотя если вы зададите такой вопрос пограничникам, то они скажут, что граница между Россией и Казахстаном была всегда. Да и сегодня, когда с нее ушли функции таможенного контроля, пограничный контроль остался. В определенное время помимо него осуществлялись таможенный, ветеринарный, санитарный, транспортный и другие виды контроля.
– Какие изменения произошли за последние годы в отношении участников внешнеэкономической деятельности?
– Начинали мы работать только с одним участником ВЭД. Это был ММК. Но довольно быстро к нему подключились другие организации и даже частные предприниматели. В начале 2012 года на таможенных постах Магнитогорской таможни внешнеэкономическую деятельность осуществляли 67 юридических лиц. Но, надо сказать, эта цифра постоянно меняется. Иногда существенно. ВЭД – это уже иной объем, иной ракурс, который затрагивает обращение не только российских рублей, но и иностранной валюты. На работе предприятий, включившихся в данный вид деятельности, сильнее сказываются и политические моменты, и экономические кризисы, поэтому они должны хорошо стоять на ногах.
– В таможне все ходят в форме. Здесь работают только военные?
– Когда люди устраиваются к нам, они не обязаны иметь воинское образование или стаж. К нам приходят люди и из полиции, и из налоговых органов, и из ФСБ, и пограничники, и гражданские люди с совершенно разными профессиями. Однако большинство новичков конечно так или иначе были связаны с воинской службой, так как работа в таможенных органах требует жесткой дисциплины. Именно поэтому все у нас одеты в форму: дисциплина – самый главный критерий при работе в таможенных органах, все остальное можно легко освоить.
– Часто ли приходится учиться таможенникам?
– Таможенная система России стремительно развивается. Это касается и законодательства, и совершенствования технологий. Очень сильно сказываются на ее развитии политические события, которые происходят в мире: на них она реагирует моментально, и мы постоянно это ощущаем. Поэтому с самого начала своей службы я практически каждый год ездил в Москву на курсы повышения квалификации в Российскую таможенную академию и в Уральскую академию госслужбы.
– Как это сказалось на вашем профессиональном росте?
– После работы инспектором я возглавлял порядка шести отделов Магнитогорской таможни, а в 2005 году был назначен первым заместителем начальника таможни и проработал в этой должности до 2008 года, периодически исполняя обязанности начальника таможни. За время моей работы штат Магнитогорской таможни вырос в десятки раз. Если в 1991 году здесь работало порядка 36 человек, то в 2005 – около 500. В дальнейшем, чтобы продолжить карьерный рост, мне нужно было переехать в другой город, но мои родные на это не согласились.
– Часто ли вам приходилось сталкиваться с нарушениями при перевозе товаров?
– В начале 90-х наблюдались определенные казусы, когда иностранные партнеры считали, что если в качестве подарка загрузят немного больше товара, чем указано в декларации, то страшного ничего не случится. Однако таможенные органы работают строго по документам: сколько написано, столько и должно быть по факту. Со временем недоразумения такого рода перестали встречаться. У нас в лихие 90-е даже работал специальный отряд быстрого реагирования, который сегодня реорганизован. При работе с ОАО «ММК», его дочерними предприятиями, да и с другими добросовестными участниками ВЭД особых нарушений мы не наблюдаем.
– Сколько сегодня участников ВЭД за день проходит через Магнитогорскую таможню?
– Невозможно назвать точную цифру, так как день на день не приходится. Одно могу сказать определенно: в Магнитогорской таможне оформляется самое большое количество таможенных деклараций в Уральском регионе. Причем не все магнитогорские предприниматели регистрируются именно в Магнитогорске. Сделать они это могут в любой точке нашей страны – там, где им наиболее выгодно с точки зрения минимизации транспортных расходов. Вся работа таможни сегодня направлена в основном на комфорт для участников ВЭД.
– Могут ли простые магнитогорцы стать участниками ВЭД? Было ли это возможно при Советском Союзе?
– Могут, но для этого необходимо зарегистрироваться хотя бы в качестве индивидуального предпринимателя, даже если сделка будет разовой, так как внешнеэкономическая деятельность связана с налоговыми органами. Возможным это было всегда, но информации было так мало, что практически никто не знал, как работают таможенные органы и пограничные службы. Да и побаивались люди заниматься этим видом деятельности, потому что можно было легко прослыть фарцовщиком.
Сегодня вся информация открыта для каждого гражданина России: у нас работает консультационный пункт, в который может обратиться любой представитель организации и даже физическое лицо, например, с таким вопросом: «Мы решили заключить контракт с такой-то страной на поставку или экспорт такого-то товара. Что нам для этого требуется? Какие документы мы должны подготовить, какие вопросы решить и к чему быть готовыми?» Консультацию можно получить как в письменной, так и в устной форме.
– В какое время Магнитогорская таможня начала развиваться особенно быстро?
– Еще до моего назначения первым заместителем начальника таможни – начиная где-то с 1995 года темп ее развития постоянно ускорялся, и эта тенденция продолжается до сих пор. За это время были созданы все основные блоки Магнитогорской таможни: организации таможенного оформления, экономический, правоохранительный и кадровый. Я возглавлял первый из них. В нем были созданы отделы таможенного оформления и таможенного контроля, отдел контроля за таможенным транзитом, отдел эксплуатации функциональных подсистем информационного обеспечения, отдел применения систем управления рисками, подразделение по технической защите информации и по контролю за делящимися и радиоактивными материалами.
Управление рисками – одно из самых интересных направлений нашей работы. С 2004 года с введением нового Таможенного кодекса России таможенные органы отошли от тотального, сплошного контроля всех товаров и участников ВЭД. И таможенный контроль начал осуществляться выборочно, на основе системы управления рисками. Произошла градация товаров и участников ВЭД по степени риска, начал формироваться «зеленый» сектор, что позволило как таможенным органам, так и участникам внешнеторгового рынка минимизировать трудовые и материальные издержки при таможенном оформлении.
– Что изменилось в работе Магнитогорской таможни с созданием единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Белоруссией?
– Сегодня выравниваются экономическая и правоохранительная составляющие таможенного законодательства трех стран. Для этого и в Белоруссии, и в Казахстане работают российские таможенные представители. В том числе и из Магнитогорской таможни. У нас сократилось количество таможенных постов. Теперь их три: Магнитогорский железнодорожный, «Аэропорт Магнитогорск» и Карталинский.
– 13 июня в России отмечался день работников текстильной и легкой промышленности. Какова роль таможенной службы в пресечении контрабанды товаров народного потребления?
– Я думаю, что мы могли бы развивать легкую промышленность на уровне самых богатых стран мира, но пошло перенасыщение рынка дешевыми товарами. Однако говорить, что именно внешнеэкономическая деятельность стала причиной этого, никак нельзя. Думаю, главную роль здесь сыграло отсутствие грамотного тарифного регулирования привозимого к нам товара. Это касается не только легкой промышленности, но и автомобилестроения, и всех основных производств. У нас достаточно много направлений, в которых мы могли быть гораздо успешнее других стран.
– Какие темы пришлось изучать таможенникам при введении Таможенного кодекса таможенного союза?
– В первую очередь сам кодекс. Таможенный союз сегодня находится в стадии становления, и терминология, связанная с ним, претерпевает серьезные изменения. Причем все развивается достаточно быстро, и за созданием союза следует вступление России в ВТО.
– Какова сегодня таможенная политика Уральского таможенного управления? Как она сказывается на работе магнитогорских предприятий?
– Этот момент хорошо освещен в докладе начальника Уральского таможенного управления. В нем говорится о положительной роли в Уральском регионе Магнитогорской таможни, которая оформила 77 миллионов тонн оборудования для ОАО «ММК» в максимально короткие сроки, так как использовался упрощенный порядок декларирования.
– С какими структурами города сотрудничает Магнитогорская таможня?
– Это следует называть даже не сотрудничеством, а совместной работой. Среди таких предприятий ЗАО «Таможенный брокер», торгово-промышленная палата, администрация города, управление внутренних дел, следственный отдел, транспортная полиция, федеральная служба безопасности, пограничное управление и т. д. Каждая из этих структур выполняет свои задачи, чем и помогают нам в нашей работе.
– Как отражается работа Магнитогорской таможни на жизни простых магнитогорцев?
– Я всегда говорю своим знакомым: прежде чем совершить какое-то действие во внешнеэкономической деятельности, например, купить машину, придите, получите необходимую для этого случая информацию, просчитайте все свои шаги и тогда вы поймете, какие документы необходимо оформить и какие затраты вам потребуются с учетом таможенных платежей.
– От чего будут зависеть расходы автомобилиста?
– От объема двигателя автомобиля, года его выпуска и страны-производителя. Зная все это, вы сможете заранее внести определенную сумму на депозит таможни, и тогда вы не столкнетесь ни с какими неприятными сюрпризами.
– Таможенники не только трудятся, но и отдыхают. Как проходят праздники в Магнитогорской таможне?
– Как правило, очень дружно. Я сам с удовольствием принимаю в них участие, ведь не зря говорят: «Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает». У нас проводятся конкурсы самодеятельности, в которых принимают участие и семьи таможенников. Моя дочь, например, танцевала, и ее даже приглашали на региональный конкурс. Сам я люблю петь. Наш коллектив потому и работоспособный, что дружный. И начальник таможни всегда уделяет таким мероприятиям особое внимание.