Город Евгений Иванников, режиссер-документалист: «Киностудия в Магнитогорске? Это нереально»

Евгений Иванников, режиссер-документалист: «Киностудия в Магнитогорске? Это нереально»

Этим летом Магнитогорск заявил о себе как о городе кино. Документальный фильм «Вода» магнитогорского режиссера Евгения Иванникова занял второе место в номинации «Преодоление» в конкурсной программе IV международного фестиваля спортивного кино, который состоялся в июне в Якутске.

Кто снимает сегодня документальное кино в России? Как отличить качественный фильм от трэша? Почему многие работы отечественных кинодокументалистов востребованы на Западе, а на родине о них мало кто знает? Об этом в интервью Евгения Иванникова корреспонденту сайта Mgorsk.ru.

– Евгений Борисович, режиссер кино, пусть даже документального, – это как-то неожиданно для Магнитогорска. У вас есть специальное образование?

– На самом деле у нас в городе есть режиссеры, которые снимают игровые фильмы. Правда, они еще совсем молодые и пока нигде этой специальности не учились. Но, думаю, у них все впереди, ведь я тоже по своей первой специальности – учитель русского языка, литературы и истории. После окончания университета пару месяцев работал в программе «Вести. Магнитогорск», после чего меня пригласили на ТНТ, где я в скором времени стал режиссером телевизионных программ. А в этом году окончил Челябинскую академию культуры и искусства, специализация «Режиссер документальных фильмов», а специальность – «Режиссер кино и телевидения».

– На IV Международном фестивале спортивного кино вы заняли второе место в номинации «Преодоление». Что это за фестиваль, почему он проходил именно в Якутске и как вы на него попали?

– Этот фестиваль проводится под патронатом президента Российской Федерации и Международного олимпийского комитета каждый год в разных городах. В этом году для него был выбран Якутск. Нынешний фестиваль был посвящен предстоящим Олимпийским играм, которые пройдут в Лондоне. На него было заявлено 150 фильмов из 27 стран мира, а к показу отобрано только 30 лент, в том числе и моя.

Попал я на него не случайно: снимаю фильмы уже достаточно давно, общаюсь с режиссерами из самых разных городов и знаю все о российских кинофестивалях. В России проводится три подобных форума. Старейший из них проходит под Москвой в Красногорске. А в октябре состоится липецкий международный фестиваль, поучаствовать в котором меня также пригласили. Все три посвящены спорту.

– Под каким девизом прошел якутский фестиваль?

– «Россия – спортивная держава». На него съехались не только телевизионщики и режиссеры, но и профессиональные спортсмены, тренеры и организаторы различных спортивных состязаний, которые в рамках фестиваля провели соревнования «Дети Азии». Там же прошли круглые столы, посвященные развитию спорта в России, и много других мероприятий. Президент нынешнего кинофестиваля – Шамиль Тарпищев – представляет Россию в Международном олимпийском комитете, а почетным гостем стал президент Международной федерации спортивного кино и телевидения, профессор Франко Аскани.

Конкурсный отбор проходил по 12 номинациям. Восемь из них российские и четыре – международные. Победители фестиваля будут представлять Россию на Всемирном кинофестивале спортивного кино в Милане. Я занял второе место в номинации «Преодоление». Меня обошел парень из Оренбурга, снявший фильм о детях-инвалидах.

– Кто был вашим героем?

– Трехкратный чемпион мира по плаванию среди полностью слепых Рустам Нурмухаметов. Я долгое время работал на телевидении и дважды снимал фильмы о нем, поэтому хорошо был знаком со своим героем. В то время, когда я снимал о нем фильм, он был кандидатом на попадание в паралимпийскую сборную. История этого человека напоминает историю из фильма о чуде, поэтому выбор в его пользу был однозначным. И как, на мой взгляд, правильно сказал вице-президент кинофестиваля Саид Тарпищев, победили не режиссеры, а именно герои фильмов, их актуальность.

– Но сюжет-то наверняка тоже играл определенную роль?

– Конечно. Отличие документального фильма от телевизионного заключается в том, что на телевидении преобладают слово, журналистка. А в документалистике главное – режиссерская задумка. Здесь должна присутствовать драматургия, построенная на определенной истории, за счет чего зрители погружаются в атмосферу, в которой живет герой фильма. Задача режиссера в документальном кино – сделать так, чтобы зритель сопереживал герою. Важную роль в этом играет яркая кульминация – событие, которое способно потрясти зрителя, и развязка, в которой режиссер выражает свое авторское отношение к герою.

Кроме того, документальное кино отличается и от игровых фильмов тем, что все роли в нем играют реальные люди, а с ними гораздо труднее работать, чем с подготовленными актерами. Поэтому, когда автору не удается вызвать у зрителя необходимых эмоций, он усиливает их специально подобранной музыкой. Ту же роль, кстати, играют и спецэффекты. Но я пошел на то, чтобы весь фильм был построен на живом звуке, полностью отказавшись от музыкального сопровождения. Я хотел, чтобы зритель целиком погрузился в реальный мир, в котором живет мой герой: если действие происходит в бассейне, то мы слышим шум воды, на улице – гул машин, скрежет снега и т.д. Сама жизнь Рустама способна потрясти кого угодно!

Драматургию фильма усиливает еще и то, что я сопровождал своего героя на тренировки. Это нам, зрячим, нет ничего сложного в том, чтобы дойти до какого-либо места, а Рустам каждый день преодолевает путь, на котором все для него является преодолением, где нет даже светофоров со специальным сигналом. При этом он счастливый и очень продвинутый молодой человек! Зритель узнает об этом только в конце фильма, когда я разговариваю с супругой Рустама и показываю его дочку. Это потрясает больше всего! То, что Рустам победил самого себя, – это факт. Этот факт и описывается в сюжете. Но не на нем я делаю акцент, а на том, как событие изменило человека – каким он был до травмы и каким стал после нее. Разгульная жизнь и все лишние люди, которые его окружали, вдруг ушли, а на передний план вышла личная цель – добиться успехов в спорте.

В конце фильма я задал вопрос супруге, о чем мечтает ее муж. Она сказала: попасть на Паралимпиаду и выиграть ее. Но, как оказалось, он мечтает вернуть зрение: он видел свет, который вдруг выключили несколько лет назад, и теперь он знает ему цену!

– Почему вы не снимаете художественные фильмы?

– В 2009 году я снял игровой фильм «Холодильник» и возил его на международный кинофестиваль «Чистые грезы» в Санкт-Петербург. Это очень известный фестиваль, на него съезжается огромное количество кинорежиссеров, и я был счастлив, что мой фильм стал его участником. Как позже выяснил, это был первый игровой полнометражный фильм, снятый в Челябинской области.

– Что значит «полнометражный»?

– Протяженность такого фильма более 30 минут. Чисто технически снять его очень тяжело, поэтому на съемки у меня ушло не менее полугода, ведь это не телевидение, где весь сюжет снимается на месте, как есть. Здесь же все кадры постановочные. На одну сцену уходит не менее 30 минут подготовки! И даже когда фильм готов, много времени отнимает postproduction. Кроме того, игровой фильм сам по себе – очень дорогое удовольствие, а ведь еще нужно оплатить работу актеров и тех людей, которые остаются за кадром. Документальное же кино обходится значительно дешевле. Да, в недавнем прошлом в нашей стране его практически не снимали, но сейчас пришло его время: наше государство достаточно часто выделяет на это деньги, да и снять такое кино сегодня можно довольно профессионально на обычный фотоаппарат.

– Над какими фильмами вы работаете в настоящее время?

– Сейчас я снимаю три фильма. Два из них документальные и один анимационный. Меня сегодня больше всего волнует тема работы за идею. Например, зачем люди с мира по нитке собрали экспонаты и создали музей? Почему в селах Челябинской области открываются библиотеки, в то время как в городах, в том же Магнитогорске, они закрываются? Что, в селах хотят сохранить память о прошлых поколениях для потомков, а городским жителям это не нужно? Эти фильмы я снимаю для фестивалей, поэтому и темы подбираю соответствующие.

– А в прокате-то их можно будет увидеть?

– Думаю, что нет: наши отечественные телеканалы отказываются брать документальные фильмы даже у знаменитых режиссеров. Хороших фильмов сегодня снимается большое количество, но увидеть их можно только на фестивалях. Для большинства зрителей нашего города это просто невозможно.

– Какова основная тематика современных российских документальных фильмов?

– Социальная – о простых людях, которые занимаются своими обычными делами, но однажды у них происходят какие-то события, которые их полностью меняют в лучшую сторону. Такие фильмы нашим обществом сейчас очень востребованы, но на российских каналах вы их не увидите: на телевидении главенствует не мнение зрителя, а рейтинг. Кто его подсчитывает, никто не знает.

Сегодня наше государство выделяет деньги на кинематограф. Но государственные каналы фильмы, снятые на государственные деньги, не покупают, поэтому известный сценарист Алексей Лебедев предложил в своем интервью давать деньги не тем, кто производит фильмы, а телеканалам и дистрибьюторам, занимающимся непосредственно прокатом, чтобы они эти деньги отрабатывали.

– Какое место во всем этом процессе занимает режиссер?

– Режиссер – понятие очень емкое. Даже если не затрагивать темы театров и кино, а говорить только о телевидении. Есть режиссер-документалист, есть режиссер прямого эфира, есть режиссер телевизионных программ и другие. Режиссер-документалист отличается от всех остальных режиссеров видеопроизводства своей универсальностью. Он сам обязан найти сюжет, снять его на видеокамеру и смонтировать фильм.

– Вы тоже все делаете сами?

– В основном да. Я сам себе и оператор, и журналист, и все остальные специалисты. Мне не нужны посредники между мной и героями моих фильмов.

– А музыка? Вы ее тоже сами подбираете?

– Я ее не подбираю, я ее пишу: у меня есть музыкальное образование. Что касается нынешнего отечественного кинопроизводства, то, на мой взгляд, у нас есть некоторые проблемы с режиссерами и сценаристами: не всегда понятно, какие идеи они продвигают – предыдущего поколения или что-то свое, современное. И причину этого я вижу в том, что журналистику у нас преподают люди, которые никогда не были журналистами. Они теоретики! А когда речь идет о специализации – журналист-радийщик, журналист телевидения или интернет-издания, – то такие преподаватели просто ничего не могут объяснить. Мне в этом смысле повезло: я учился у замечательного мастера Петра Фёдоровича Михайловского, много лет проработавшего на челябинском телевидении, снявшего большое количество документальных фильмов и получившего за них серьёзные награды. Такие люди учат мыслить! Но их, к сожалению, осталось очень мало.

– К чему это привело?

– К тому, что у нас по телевизору показывают сплошной трэш – то, что имеет преходяще-уходящее значение: сегодня смотрим, а завтра забываем. Это грязь, сиюминутные эмоции.

– Какой канал вы как режиссер можете выделить?

– «Культура». Для него фильмы снимает студия «Остров» очень известного режиссера Сергея Мирошниченко. Однако именно у этого канала самый низкий рейтинг. Он считается убыточным. Думаю, что это проблема воспитания, отсутствия художественного вкуса у современного поколения.

– А вы работаете с молодежью?

– Меньше года я отработал актером в театре «Буратино», после чего два года вел студенческий театр в МаГУ. Хотя это нельзя назвать театром в обычном смысле этого слова. Скорее, это было что-то среднее между театром и психологическим тренингом – своего рода театральный тренинг. С некоторыми из своих выпускников я общаюсь до сих пор, потому что считаю их талантливыми актерами. Но, к сожалению, проблема денег часто не позволяет нам выбрать профессию по душе.

– Возможно ли организовать в нашем городе киностудию? Какой вы ее видите?

– В нашем городе невозможно даже детскую школу визуальных искусств организовать, не то что киностудию! В свое время я пробовал это сделать со стажировкой на наших каналах. Требовалось только помещение. Представляете, какие режиссеры и сценаристы у нас вырастут, если человек с детства привыкнет снимать не телевизионные трэши, а фильмы, основанные на художественном вкусе. Я предлагал директорам клубов воспользоваться всем оборудованием, которое у меня есть, но у них были какие-то заоблачные цели: с меня потребовали открыть компьютерный класс, создать профессиональную киностудию, договориться с директорами телеканалов, чтобы они дали им на все это денег… Пробовал я создать и платную школу, но у нас это, похоже, никому не интересно. Кроме того, я думаю, что без поддержки московских студий и каналов любая киностудия в нашем городе будет нерентабельной.

Но есть люди, которые снимают интересные сюжеты для какого-либо канала. Однако такая работа должна иметь определенную социальную цель, которую захочет финансировать какой-нибудь меценат. К сожалению, для таких целей у большинства наших состоятельных людей уровень культуры слишком низкий: они любое доброе дело забьют своей безграмотной, агрессивно размещенной рекламой.

– Как режиссер вы о чем мечтаете?

– Когда-то я мечтал снимать блокбастеры, а сейчас думаю, что гораздо лучше снимать по 1-2 хороших документальных фильма в год, которые будут участвовать на кинофестивалях. Сейчас у нас обычному, даже самому талантливому человеку невозможно подняться настолько, насколько он мечтает. А если он и добивается больших результатов, то только за счет денег, вложенных в его творчество богатыми людьми, в том числе и иностранцами. В основную же тусовку попадают лишь те, кто в ней родился: дети и внуки известных режиссеров. У нас в стране нет открытых госзаказов по кинопроизводству, а вместе с этим и свободной конкуренции. Пример: администрация Магнитогорска собралась снимать фильм о нашем городе. Для этого среди горожан, которые хотят стать актерами в будущем фильме, прошел кастинг. А кто будет режиссером этого фильма? Пока что конкурса среди режиссеров на съемку данного фильма не было, и думаю, что, скорее всего, не будет – за закрытыми дверями уже выбрали тех, кого надо!

– В чем вы видите преодоление для себя, для людей, которые вас окружают?

– В избавлении от функционерства. Это явление можно считать символом эпохи: там, где нет свободной конкуренции, функционерство расцветает.

– Есть ли, на ваш взгляд, будущее у нашего документального кино?

– Мы еще не вступили в век стопроцентного информационного общества, однако я думаю, что у современного российского документального фильма большое будущее. Мой знакомый, магнитогорский режиссер-документалист, рассказывал мне, что на Западе активно покупают российские документальные фильмы. После 2015 года, когда в России будет введено цифровое телевидение и каналов станет очень много, и их эфир нужно будет чем-то заполнять, наши телевизионщики кинутся скупать то, что еще не скупили иностранцы. А зрители уже ждут, очень ждут этого! В Москве уже есть кинотеатр, где показывают российские документальные фильмы. И люди смотрят их с удовольствием.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем