Не так часто в муниципальной власти можно встретить человека, который не боится противостоять областным и федеральным чиновникам. Александр Николаевич, выучившись и начав свою трудовую деятельность с наладки котельных установок, никогда не стремился в диссиденты, но, продвигаясь вверх по служебной лестнице (окончив в 1994 академию государственной службы, получил специальность «экономист-менеджер» и в 2000 году возглавил промышленный отдел администрации Магнитогорска), все отчетливее видел ситуацию, которая сложилась в Магнитогорске с экологией, и она его не радовала. В 2001 году, когда был расформирован магнитогорский комитет по экологии, Александр Пирожков серьезно занялся этой проблемой.
Каким воздухом мы дышим? Как влияет экология на наше здоровье? Как рядовой магнитогорец может повлиять на экологическую ситуацию в родном городе? Об этом – в интервью Александра Пирожкова корреспонденту сайта Mgorsk.ru.
– Александр Николаевич, когда речь идет об экологии, я вспоминаю рассказ своей мамы, которая впервые приехала в Магнитогорск в 1950 году. Когда поезд стал подъезжать к городу, кто-то из пассажиров испуганно крикнул: «Пожар!» Все кинулись к окнам, за которыми и впрямь валил почти черный дым. Но другой пассажир всех успокоил: «Это не пожар, это мартены работают!»
– Это, скорее всего, «медведь» над трубой стоял. Есть такое выражение у металлургов. Когда недожег топлива очень большой, углекислый газ выскакивает за трубу. А так как она раскалена, то он вспыхивает, образуя огромный факел над трубой. Это длится недолго, но сопровождается именно черным дымом.
Экологическая ситуация в то время, конечно же, была значительно серьезнее, чем сегодня: ежегодно наш комбинат выбрасывал более 800 тысяч тонн различных газов и смесей. Сейчас – 220-230 тысяч тонн.
– Однако лишь в октябре 2006 года ученые Института Блэксмита (США) внесли Магнитогорск в список самых грязных городов мира. Как вы расцениваете это решение?
– Мне не известны параметры, которые изучал данный институт, и методика их подсчетов. Но в Магнитогорске установлено пять стационарных постов Росгидромета, которые измеряют загрязнение именно атмосферного воздуха. Согласно их замерам – особенно это видно во время неблагоприятных метеоусловий, когда ветер либо отсутствует, либо дует с небольшой скоростью в направлении жилого массива – мы имеем очень большие загрязнения, в разы превышающие предельно допустимые концентрации.
– По каким показателям?
– По пыли, фенолам, формальдегиду, диоксиду азота, бензопирену.
– Как законодательство Российской Федерации влияет на вашу работу?
– Согласно российскому законодательству в настоящее время у нас действует два отдела: отдел охраны окружающей среды и отдел экологического контроля. Муниципального экологического контроля у нас как такового нет.
В старом законе существовало такое понятие как «муниципальный экологический контроль». Этот контроль не работал, так как нигде в законе не был расписан механизм его действия. Однако в новом законе это понятие вообще отсутствует! Его, получается, просто нет!
– А что есть?
– Только спущенные нам отдельные полномочия, которые мы выполняем в течение уже пяти лет. И еще одна небольшая ниша, благодаря которой мы имеем хоть какие-то права по влиянию на количество выбросов самых крупных городских предприятий: в законе об охране атмосферного воздуха сказано, что муниципалитеты организуют и регулируют работу предприятий по выполнению мероприятий при благоприятных метеорологических условиях. Все!
Использовав эту лазейку, мы смогли во время действия предыдущей программы заложить разработку двух крупнейших проектов. Один из них касается предельно допустимых выбросов Магнитогорска, где собраны проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ) 80 предприятий, и является достаточно уникальным для России. По техническому заданию он был согласован с надзорным государственным органом, полномочия которого тогда – в 2010 году – выполнял Ростехнадзор и с Роспотребнадзором, который отвечает за выбросы на рабочих местах и в санитарно-защитной зоне. После этого нам передали ключ программы для расчета рассеивания веществ в воздухе, и теперь мы можем в любой точке города сделать расчет содержания любого вещества, которое выбрасывается в воздух, и указать в процентах долевое участие каждого из 80 предприятий во влиянии на любую точку города!
– Если судить по цифрам, выложенным в Интернете, то ОАО «ММК» является самым главным поставщиком этого загрязнения.
– Конечно же, основные источники выбросов, определяющих столь сильное загрязнение воздуха, принадлежат комбинату.
– Что вы с этим делаете?
– Почти ничего, так как ниша, о которой я говорил, слишком мала: получая результаты содержания вредных веществ в воздухе с пяти магнитогорских метеорологических постов, я лишь рассчитываю долю каждого предприятия в загрязнении атмосферного воздуха. И вижу: в каждый период неблагоприятных метеорологических условий содержание тех или иных веществ превышают ПДК – предельно допустимую концентрацию.
– Среди прочих загрязнителей воздуха вы учли автотранспорт?
– В сводном проекте ПДВ учтены выбросы автотранспорта. Необходимо отметить, что выбросы от автотранспорта очень плохо рассеиваются в атмосферном воздухе, так как источник выброса – выхлопная труба – находится очень низко. Это способствует скоплению выбросов вблизи автодорог. Основными мероприятиями по снижению воздействия выбросов автотранспорта на население города является увеличение скорости потока (меньше пробок – меньше выбросов) и многоуровневые зеленые насаждения вдоль автодорог.
– Да, но вопрос о комбинате так и остается без ответа?
– К сожалению, да, ведь муниципального контроля у нас нет! А расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду крупных предприятий согласовывает Росприроднадзор в Челябинске!
– А почему так получается: живем здесь мы, дышим этим воздухом мы, а отчитываются предприятия где-то там?
– Потому что местным органам власти не подконтрольно ни одно металлургическое предприятие России – только федеральным службам.
– Само по себе это не страшно, но что город имеет с полученных платежей?
– До 2004 года, когда были внесены изменения в бюджетный кодекс, платежи за загрязнение окружающей среды выделялись из общей суммы налогов, шли в так называемый экологический фонд и использовались целевым образом только на экологические мероприятия. На местный уровень спускалось около 60% платежей. Именно тогда на нашем цементном заводе были установлены те фильтры, которые работают до сих пор. По новому бюджетно-налоговому кодексу в город поступает 40% платежей, которые идут в одну корзину и обезличиваются. И даже из тех денег, которые остаются в городской или областной казне, мы финансируемся только для получения информации о загрязнении атмосферного воздуха.
– Но ведь грязный воздух – это прямой путь к ухудшению здоровья.
– Да, от экологии очень сильно зависит наше с вами здоровье. И те выбросы, которые мы сейчас имеем, влияют практически на весь спектр заболеваний как дыхательных, так и онкологических. Возьмем бензопирен. Это практически бесцветный порошок, который сам по себе не вреден. Но если его смешать с пылью, то тут же начинают развиваться раковые заболевания. Посетите любой комбинат Соединенных Штатов или Европы. Вы никогда в жизни не найдете там такого количество выбросов! Их «зеленые» при малейшем нарушении завод остановят! Им не позволят ни расширить, ни реконструировать предприятие, если в план не включены меры по сохранению окружающей среды! А мы им свои квоты на снижение выбросов продаем, и при этом наша общественность молчит, потому что у нас до сих пор нет ни одной общественной экологической организации!
– Вы говорили о двух проектах, выполненных вами, а рассказали только об одном.
– Во втором речь идет о санитарно-защитной зоне Магнитогорска. Сейчас 52 левобережных предприятия выполнили общий проект по определению ее истинных границ. Этот проект уже находится на согласовании у главного санитарного врача России. Когда он утвердит все наши планы, даст время на их исполнение и пришлет комиссию, которая выполнит натурные замеры вокруг намеченной зоны и определит ее границы, тогда семьи, живущие в домах, попавших в нее, должны будут расселяться силами предприятий. Таких проектов в России тоже единицы, поэтому мы его считаем уникальным.
– Какие мероприятия входят в этот проект?
– Установка газоочистных сооружений, дополнительных агрегатов по снижению шума и т.д. Вот такие два грандиозных проекта нами выполнены и уже подходят к завершению. При согласовании они получат статус юридических, и их можно использовать в любой инстанции суда.
Помимо этого мы написали несколько писем с просьбой о том, чтобы нам хотя бы один метеопост заменили на автоматизированный. Этот вопрос мы подняли еще в 2010 году.
– Что даст такая замена?
– Автоматизированный пост сможет посекундно регистрировать все, что делается с воздухом Магнитогорска. А сегодня наши стационарные посты обслуживаются вручную, только в рабочее время. А ночью и в выходные дни, когда идет основной поток жалоб на выбросы, никаких замеров никто не делает! При этом своих приборов по бензопирену в Магнитогорске нет, а по формальдегидам – только пробоотборные трубки-индикаторы.
– Решаются ли вопросы по очистке воды в реках, текущих вокруг Магнитогорска? Что входит в программу «Чистая вода»?
– Программа «Чистая вода» касается питьевого режима. Если «Водоканал» заменит хлорирование на обработку ультрафиолетом или другими подобными реагентами, то мы будем пить свежую артезианскую воду. Что же касается реки Урал, то она является федеральным водным объектом и загрязнения в ней, конечно, есть. Например, содержание марганца – одного из широко используемых элементов в металлургии – в нашем водоеме превышает норму в десятки раз. По этой причине его рыбохозяйственным делать никак нельзя: марганец является основным источником болезни Паркинсона. По этому вопросу мы направили письмо в областное министерство по радиационной и экологической безопасности.
– На южной окраине города бьет ключ, в котором магнитогорцы часто набирают питьевую воду. В Златоусте такие источники оберегаются, а у нас рядом с этим ключом течет ручей, пахнущий канализационными стоками. Приемлемо ли это?
– Стоков в том районе быть не должно. Если запах есть, необходимо написать письмо на мое имя, и мы будем разбираться – выявлять тех, кто спускает сточные воды в ливневую канализацию, а не в очистные сооружения, которые по нашей предыдущей программе были неплохо реконструированы и вполне соответствуют современным требованиям.
– По TВ иногда можно видеть передачи, в которых рассказывается, как западные города с пользой для себя перерабатывают свои бытовые отходы. Будет ли когда-нибудь в нашем городе построен подобный полигон по переработке бытового мусора?
– В настоящий момент идет проработка подобного вопроса, которой занимаются предприятия «Спецэкология» и «Подъемник». Кроме того, в городе построен мощный комплекс сортировки твердых бытовых отходов.
– Тем не менее мусора как во дворах, так и в лесопарковых зонах Магнитогорска меньше не становится. Почему?
– В период весенней санитарной уборки набираются дополнительные бригады, которые приводят город в порядок. Но этого недостаточно. Я считаю, что федеральные власти должны навести порядок с упаковкой продуктов – именно из нее на 70-80% состоят твердые бытовые отходы. Обычную бумагу после двух-трех дождей вы не увидите, а вот пластик, фольга, полиэтилен, стекло и т.п. – это то, что и нам будет мешать, и к нашим детям перейдет по наследству.
– Какие поправки вы хотели бы внести в закон для улучшения экологической обстановки в таких городах, как Магнитогорск?
– О введении муниципального экологического контроля. Объясняется мое желание очень просто: живя в Челябинске, эффективно контролировать Магнитогорск с его огромным предприятием, которое дает весь спектр загрязнений и воды, и земли, и воздуха просто невозможно. Да им это и не выгодно! Либо сделать федеральную службу такой же мощной, какой была Госкомэкология, при которой на местах работали мощные структурные единицы, имеющие и лаборатории, и власть.
– Есть ли, на ваш взгляд, возможность совместить развитие производства с сохранением природных ресурсов?
– Есть. При постановке и исполнении соответствующих задач всеми – от верхов до низов. В странах Евросоюза применяются следующие принципы охраны окружающей среды: совершенствование технологического процесса с целью уменьшения количества выбросов, сбросов и образующихся отходов, максимальное вовлечение вторичных ресурсов в производство и усовершенствование технологий окончательной утилизации и мониторинга.
– Что может каждый из нас сделать для этого?
– Во-первых, надо самим ответственно относиться к окружающей среде, не сорить на улицах города. Во-вторых, к нам часто поступают жалобы, что на территории города жгут мусор, что машины сваливают отходы в несанкционированных местах. Мы очень рады тому, что жители нашего города не проходят мимо, видя подобные нарушения, но, направляя жалобу, к ней необходимо приложить фото- или видеоматериалы, которые впоследствии будут являться доказательной базой. Любое подобное обращение должно быть грамотным и иметь конкретного адресата с именем и фамилией, чтобы не стать очередным холостым выстрелом. Мы устали заниматься отписками на анонимки, часто не имеющие конкретной цели написания. Если нужно, мы всегда можем дать необходимую консультацию.
Думаю, что если бы хоть один гражданин нашего города написал грамотное письмо с просьбой о замене поста Росгидромета на автоматизированный, в области нашли бы и деньги, и специалистов для его обслуживания. От нас с вами зависит, в каком городе мы будем жить – чистом или грязном. Наши телефоны всегда в доступе: 50-81-07 – секретарь и 50-81-09 – мой номер. Адреса электронной почты для обращений по вопросам благоустройства: mu_gti@mail.ru, priroda@magnitog.ru.