Город Алексей Кашарин, директор детско-юношеского центра «Ирбис»: «К защите Родины надо готовиться намного усерднее, чем к ЕГЭ»

Алексей Кашарин, директор детско-юношеского центра «Ирбис»: «К защите Родины надо готовиться намного усерднее, чем к ЕГЭ»

Магнитогорца Алексея Кашарина можно назвать одним из тех, кто прививает детям любовь к Родине. Окончив Челябинский государственный педагогический институт, он стал учителем физкультуры в Еманжелинке. Переехав в Магнитогорск, прошел директорские курсы и в 2003 году возглавил «Ирбис». Сейчас это единственный центр военно-патриотической направленности не только в Магнитогорске, но и во всем регионе. Чтобы центр мог развиваться более успешно, Алексей Григорьевич решил получить третье высшее образование – менеджерское. С какого возраста нужно готовить мальчишек в армии? На каких примерах можно воспитывать в детях патриотизм? Об этом – в интервью Алексея Кашарина корреспонденту сайта Mgorsk.ru.

Алексей Григорьевич, почему выбрали работу с детьми?

– После школы я хотел пойти по стопам родителей. Мама всю жизнь отработала мастером на Челябинском тракторном заводе. Однажды к ним на завод приезжал даже всероссийский староста Михаил Калинин, и мама пила с ним чай за одним столом. Папа был сварщиком. Мне нравилась его профессия, поэтому, окончив училище, я поработал на челябинском электрометаллургическом комбинате и поступил в Челябинский политехнический институт – решил, что пора усовершенствовать производство. Но время шло, а спецпредметов у нас все не было. И тогда, не доучившись каких-нибудь полгода, я решил уйти в пединститут, чтобы посвятить себя спорту. Занимался им с самого детства.

Какой вид спорта увлекал вас больше всего?

– Бокс. Поэтому и сейчас в нашем клубе есть такая секция. Помню, я возвращался с очередных соревнований, и ребята из ЧГПИ убедили меня поступить в их институт на учителя физического воспитания. По распределению попал в деревню Еманжелинка. За 13 лет мы подняли физическое воспитание там на высокий уровень. До сих пор, когда я туда приезжаю, меня встречают мои ученики и даже их дети. Но пришла перестройка, и нам, сельским учителям, перестали выдавать зарплату. Поэтому мы подумали-подумали и переехали в Магнитогорск, куда меня пригласили работать физруком и преподавать начальную военную подготовку. Нагрузку дали такую, что иногда я даже домой не успевал съездить – ночевал прямо в школе. А вскоре прошел специальные курсы, и меня назначили директором клуба «Ирбис».

Почему клубу дали такое название?

– Ирбис – снежный барс, который живет в горах. А первый директор нашего клуба тоже был связан с горами – занимался горноспасательными работами. Наш «Ирбис» вырос из центра «Эго», созданного В.Кряквиным. Это была настоящая страна для детей с трудным поведением. В ней действовал санаторий, готовился – уже тогда! – к открытию кадетский класс, и была отработана программа лагеря «Альтаир». Но, к сожалению, все это было закрыто..

Расскажите об «Альтаире» подробнее.

– Это был летний лагерь, который действовал по военной схеме: до обеда – военно-строевая подготовка, после обеда – спортивная. С нашими воспитанниками занимались настоящие пограничники и пожарные, поэтому детвора и стремилась в «Альтаир». Каждая смена заканчивалась военно-спортивной игрой, в которой участвовало две команды: нужно было первыми подняться на гору и снять флаг. Отряды были разновозрастные, а задания сложные, поэтому, выполнив все, старшие хватали на руки малышню и бежали наверх. Такая сплоченность здорово им помогала. Но все равно победитель был один. Мы наблюдали, как ребята-победители, по собственной инициативе развернув флаг, с военной песней строем входят в лагерь. А в это время проигравшие идут, понурив головы. Тогда мы собрали обе команды на плацу и объяснили, что все выполняли одну задачу, кому-то не повезло – нарвались на засаду, но в итоге к цели пришли все. И тогда мальчишки двинулись навстречу друг другу и обнялись. Такой итог двадцатидневной работы – лучшая награда для педагогов. К сожалению, лагерь передали другому директору, а мы начали проводить военно-полевые походы.

Почему вы не создали новый лагерь?

– У нас была возможность переехать на территорию бывшего полигона военной кафедры МГТУ, но в итоге нам отказали. А на мой взгляд, нельзя недооценивать роль патриотического воспитания: не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую. И очень хорошо, что с 2006 года у нас возобновились пятидневные полевые сборы для десятиклассников.

Какова сегодня основная задача детско-юношеского центра «Ирбис»?

– Подготовить ребят к армии, чтобы они спокойно, без надрыва прошли службу в Вооруженных силах и вернулись живыми и здоровыми домой, к своим матерям.

Выходит, что центр «Ирбис» сегодня выполняет функцию уроков начальной военной подготовки, которые в советское время проводились в каждой школе?

– Да, был у нас такой предмет. Сегодня от него осталась только небольшая часть, которая называется ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. На освоение азов воинской службы в ней отведено всего лишь 40 часов. Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы дети были заранее подготовлены к встрече с армией. При этом недавно был принят закон, который обязывает молодых людей самостоятельно, не дожидаясь повестки, являться в военкоматы, как только им исполнится 18 лет. Сам подготовился, сам пришел за повесткой, сам записался… А как он это сделает? В школьной программе сегодня нет возможности даже для развития тех физических качеств, которые необходимы для воинской службы, не говоря уже об изучении огнестрельного оружия. Полная выкладка современного солдата составляет около 24 кг, а минимальный марш-бросок при выполнении боевой задача – 10 километров. Все это предполагает хорошую физическую выносливость. Какой урок физкультуры сможет развить этот навык?

Вы думаете, что знакомство с оружием и прекрасная физическая подготовка помогут повысить самосознание наших призывников?

– Конечно, ведь если все это преподносится как необходимые навыки для защиты нашей Родины, молодой человек начинает осознавать, что именно для этого он должен пойти в военкомат. С незапамятных времен наши предки отстаивали независимость своей страны. Это было и на Куликовом поле, и в Отечественной войне 1812 года. Дети должны понимать: если мы потеряем свою независимость, то все, кто угодно, будут навязывать нам свою волю и трактовать свои правила жизни на нашей же земле.

С какого возраста дети начинают обучаться в центре?

– Когда центр только создавался, нашей прямой обязанностью было обучение старшеклассников и подростков старше 12 лет. Но те изменения, которые произошли в нашей стране за последние 20 лет, показали, что начинать работу необходимо с первого класса. Детям уже с этого возраста необходимо объяснять, что такое Родина, почему она нуждается в защите, что самое большое проявление патриотизма – это пожертвовать для нее чем-то, например, временем, а если потребуется, то и жизнью, как жертвовали ею воины во время второй мировой войны. Мы же забыли своих героев.

Кого сегодня, в сравнительно мирное время, можно поставить в пример подрастающему поколению россиян?

– Мы пропагандируем патриотизм на примерах таких людей, как знаменитый снайпер 1047-го стрелкового полка 284-й стрелковой дивизии 62-й армии Сталинградского фронта младший лейтенант Василий Зайцев. Сегодня дети знают о нем только то, что про него сняли фильм американцы. А то, что он наш земляк и в 1930 году окончил строительный техникум Магнитогорска, где получил специальность арматурщика, об этом никто даже не слышал. С 1937 года он служил на Тихоокеанском флоте. Там его, тихого и исполнительного, зачислили писарем артиллерийского отделения, а после учебы в Военно-хозяйственной школе назначили начальником финансовой части. Однако, несмотря на весьма мирное образование, во время войны Василий Григорьевич организовал снайперские курсы, подготовив не один десяток снайперов. Александр Матросов – тоже наш земляк. Родился он в деревне Кунакбаево Учалинского района Башкортостана. Его настоящее имя – Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Немало героев знает и Гражданская война, которая мощной волной прошлась по уральской земле. Мои дети изучили историю горы Извоз под Верхнеуральском. Именно в этом районе был ранен командир красного отряда Николай Каширин, и на его место назначили Василия Блюхера, которому впоследствии был вручен орден Красного Знамени №1. Здесь, на Урале, на той земле, где мы живем, ковались основные события начала 20 века!

Благодаря местным жителям, мы открыли для себя Белую скалу в Агаповском районе. Это место, где проходили публичные казни: белые приходили – красных рубили, красные брали власть в свои руки – белых расстреливали. Мы с ребятами решили увековечить память обо всех погибших на Белой скале, поставив там памятник. Теперь магнитогорцы и жители ближайших сел могут приехать сюда в любое время и поклониться павшим в тех боях.

На примере противостояния красных и белых мы можем видеть, что каждый из них считал себя истинным патриотом России. А что такое «патриотическая подготовка» в вашем понимании?

– Прежде всего, это изучение истории родной страны. Поэтому, чтобы воспитать в детях патриотизм, мы ежегодно проводим дни воинской славы, рассказываем о разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом, о Ленинградской блокаде. У нас в музее хранится хлебная карточка, на которую выдавалось 200 граммов хлеба тем, кто работал. Мы специально приносили сюда булку и резали ее на кусочки по 200 граммов, показывая детям, что война – это страшно и не следует к ней стремиться, но быть готовыми к ней нужно обязательно.

Недавно мы получили письмо от полевого отряда, который занимается раскопками в местах сражений Великой Отечественной войны. Поисковики нашли могилу нашего магнитогорца. Теперь мои воспитанники начнут искать его родственников. Это будет большое дело, когда внуки узнают, где лежит их дед! А прошлой весной мы перезахоранивали останки пятерых наших земляков – двух Героев Советского Союза и трех кавалеров орденов Славы, могилы которых также нашли поисковые отряды.

Чем ваш центр отличается, скажем, от скаутов?

– Только тем, что скауты – организация пацифистов. Они хотят все проблемы решить без оружия.

А вы считаете, что это невозможно?

– Возможно. Но только в том случае, если противоположная сторона окажется адекватной и не пойдет на вооруженный конфликт.

Чему вы обучаете своих воспитанников?

– У нас действует три направления: туристско-краеведческое, историческое и военно-патриотическое. В последнем обучаются мотострелки, юные пограничники, юные стрелки и снайперский резерв России.

Мы начинаем «обстреливать» ребят с пневматического оружия. На соревнованиях по пулевой стрельбе они выступают уже с малокалиберными винтовками, а еще не так давно летом мы выезжали в военный гарнизон на боевые стрельбы из автоматов. Сейчас ни одного гарнизона в Магнитогорске не осталось, поэтому теперь о боевых стрельбах договариваемся с ОМОНом. Таким образом выстраивается полноценная программа по подготовке наших воспитанников к боевым действиям – та, которую в самой армии за год никак не освоить.

За 20 с лишним лет у вас наверняка уже состоялся не один выпуск. Каков результат воспитания?

– У меня есть ребята, которые прошли армию в Германии. В этой стране, когда уволенный в запас солдат возвращается на родное предприятие, он сразу получает повышение. Руководство понимает: человек, прошедший через военную службу, становится более дисциплинированным, ответственным, знает, как грамотно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Некоторые из наших девчонок, уехавших в Израиль, тоже без всяких проблем отслужили в армии.

Среди наших выпускников есть два заместителя командира ОМОНа. Оба имеют ранения.

Но совсем не обязательно защищать Родину с оружием в руках. У нас есть подразделение «Юный пожарный». Благодаря этому в Магнитогорске сегодня больше двух пожарных расчетов составлены из наших воспитанников. Командир городской службы спасателей – тоже наш выпускник.

Сколько сегодня детей и подростков занимается в центре «Ирбис»?

– Ежегодно мы набираем и выпускаем из наших подразделений 1140 человек.

1 апреля начался воинский призыв. А 1140 – это почти столько, сколько требуется для ежегодного призыва в Магнитогорске.

– В этом году планируем набрать 800 человек. Есть дети, которые сознательно хотят пойти в армию и готовы продолжить службу вместо другого. Так пусть этот другой оплатит ему его службу – это и будет призыв на контрактной основе. В армии должны служить профессионалы. И глупо силком заталкивать туда того, кто ничего полезного там не сделает.

Но сегодня, напротив, проявляется тенденция, когда родители специально сдают своих детей в армию в надежде на перевоспитание.

– Этим можно заняться и до армии. У нас в клубе занимался ребенок, который находился на попечении бабушки и дедушки. Когда ему пришла повестка, мы написали ему справку о том, какие программы он прошел в «Ирбисе», и он попал в Военно-морской флот на самый мощный авианосец «Петр Великий». Вскоре мы получили письмо из-за границы. Оказалось, что наш Дима уже старшина второй статьи, электромеханик, в кругосветное путешествие сходил. По нашей рекомендации он решил остаться в армии.

А как же дедовщина?

– Нужно понимать суть этого явления, чтобы знать, как ее избежать. Когда новый призыв прибывает на место, из него начинают формировать коллектив – иначе поставленной задачи не решить. А что такое коллективная задача? Это когда кросс бегут все, а зачет ставится по последнему. И тут тот, кто никак не готовил себя к армии, начинает отставать. Товарищи постепенно снимают с него весь военкомплект, автомат, но отряд все равно в контрольное время не укладывается. В результате после ужина все остальные отделения идут в казармы, а это снова выгоняют на плац, и солдаты бегут ту же дистанцию. И так до тех пор, пока не уложатся во времени. Поэтому когда свет в казарме погаснет, с отстающего спросят по полной программе. А чтобы ты не оказался в последних рядах – готовься!

Когда наш воспитанник Геннадий Захаров вернулся из армии, мы поинтересовались: «К тебе были какие-то вопросы со стороны старослужащих?» И он ответил: «Когда я на первой же зарядке подтянулся больше всех, все вопросы в мой адрес сразу отпали!» Возникает вопрос: почему же все сегодня готовятся к ЕГЭ, а к жизни, к армии – нет?!

Вы считаете, что в школах необходимо снова ввести урок НВП?

– Конечно. Детям нравится носить форму, получать звания и даже подчиняться умным командирам. Специалистов мы из них, возможно, и не подготовим, но научим, как выживать в первые минуты боя, когда гибнет больше 90% солдат, попав под перекрестный огонь. Один из наших ребят успел повоевать в Южной Осетии. И главное, за что он был благодарен – именно за то, что его научили, как не растеряться в первые минуты боя: сориентироваться, откуда ведется огонь, найти укрытие и только тогда соображать, что делать.

Ваши воспитанники не пробуют себя в роли волонтеров?

– Мы работаем со школами на договорной основе: проводим встречи с ветеранами (среди которых есть и участники Сталинградской битвы), с блокадниками, рассказываем правду о войне, весной совместно с военкоматами организуем Всероссийский день призывника и так далее.

Мне кажется, что такой центр, как «Ирбис», – это капля в море для решения такой глобальной задачи, как воспитание патриотизма.

– И эта капля, к сожалению, единственная не только в Магнитогорске, но и во всем регионе. Мы являемся единственной организацией, которая выставляет на парад Победы в Магнитогорске две «коробки» по 40 человек.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем