В начале марта учителей Магнитогорска познакомили с… уроками трезвости. Это своеобразный курс разработали тюменцы на основе учебников, по которым преподавали еще в дореволюционной России.
Сегодня уроки трезвости проводятся во многих российских городах и селах участниками движения по борьбе с пьянством. За плечами общественной организации «Трезвый Магнитогорск» уже год такой практики. Полученный опыт показал – пришло время готовить преподавателей, которые могли бы вести подобные уроки грамотно и профессионально. Поэтому магнитогорцы пригласили в гости одного из авторов нового курса – тюменца Александра Зверева.
По своей основной специальности Александр Александрович – военный вертолетчик. После окончания Сызранского высшего военного вертолетного училища почти 20 лет провел в небе. А когда «вернулся» на землю, занялся основным делом своей жизни – созданием в России здоровой, трезвой жизни.
Зачем школьникам нужны уроки трезвости? Об этом и многом другом – в интервью Александра Зверева корреспонденту сайту Mgorsk.ru.
– Александр Александрович, откуда у вас такое убеждение, что трезвость – естественное состояние человека?
– Я родился в Кировской области в деревне Ерпули. И наша, и все близлежащие деревни были трезвыми. До семи лет я вообще не знал, что может быть иначе. Моя мама, которой уже 89 лет, всю свою жизнь сохраняет естественную трезвость.
– Вы из семьи староверов?
– Нет. В России было не так мало районов, где люди жили без алкоголя. Трезвость – естественное состояние человека, и если людей специально не программировать на самоотравление, то они, родившись трезвыми, так трезво и живут. Но потом мои родители переехали в город Серов Свердловской области, а в городах самоотравление и табаком, и алкоголем уже было нормой. Уже тогда у меня возник вопрос: «Почему эту отраву продают?» Но только зимой в начале 1984 года я получил на это ответ.
– Как это произошло?
– Как раз в ту зиму в Тюмени появился клуб единомышленников, который назывался «Разум». Коллективно и нашли ответ. Он в общем-то прост: какая-то часть государственной верхушки без зазрения совести цинично отравляет и уничтожает своих граждан ради сиюминутной выгоды.
– Но ведь люди сами способствуют тому, чтобы их отравляли!
– Такое заявление логично только при первом взгляде на проблему. Любой человек, который отравляется табаком или/и алкоголем на вопрос, сам ли он это делает, ответит, что да, сам! Но в этом ответе скрыт парадокс! Спросите этих же самых людей: «Курить полезно?» И в ответ вы можете услышать целую лекцию о вреде табака. Человек знает, что табак – яд! То же он скажет и про алкоголь.
Это парадоксальное положение объяснил Геннадий Шичко. Оказывается, при самоотравлении человек выполняет чужую волю! До Геннадия Андреевича считали, что возникновение зависимости связано с какими-то особыми волшебными, «наркотическими» свойствами интоксикантов (табака, алкоголя и других). А Шичко установил, что вся причина в запрограммированности человека, которая создается особыми информационными приемами.
Люди, заинтересованные в сверхприбылях от изготовления и реализации отравляющих веществ, обладают знаниями о нашем теле, разуме и подсознании, знаниями о воздействии на сознание семьи, малой группы, общества в целом, и используют их при программировании на самоотравление различными ядами. И в теории, и на практике Геннадий Андреевич показал, что от этой программы, а значит, и зависимости, можно легко освободиться, и создал технологию освобождения.
– Но нам часто внушают мысль о том, что Россия всегда пила много.
– Это ошибка. Или намеренное искажение истории. Россию поставили на путь интенсивного самоотравления совсем недавно. Буквально 50-60 лет назад. И сейчас мы вышли на первое место в мире по этому печальному показателю. Дмитрий Медведев в 2009 году признал, что «пьянство в России приобрело характер национального бедствия».
Но не правы и те, кто утверждает, что Россия была трезвой страной. У нас не было и нет всеобщего понимания и общественного осуждения самоотравления в любых дозах.
Вот ислам считает любые дозы любого яда, а не только алкогольного, греховными. А почему возникла такая религия? Да потому что арабы в свое время «вконец спились», после чего поняли, что алкоголь – это плохо, и создали религию, в которой очень четко, по-научному прописаны запреты по всем интоксикантам. Более того, если мусульманин видит, что кто-то грешит, то он обязан предупредить этого человека о его оплошности, иначе считается, что грех оплошавшего ложится и на того, кто видел, но не попытался помочь человеку избежать греха.
У нас же если один человек отравляется, то другой при виде его самоотравления скажет, что каждый создан свободным, и это его выбор – пусть травится. А если кто-то и возмутится, то его упрекнут в отсутствии толерантности.
– Но вы утверждали, что были такие районы в Руси, где трезвость была естественным состоянием.
– Да. В нашей стране до недавнего времени травились мало и травились не все. Народ не набрал необходимого опыта, который бы четко говорил, что самоотравление интоксикантами (тем же алкоголем) – просто глупое, опасное занятие, поэтому в России до сих пор нет осознания ценности трезвого образа жизни именно как общественного института.
– Как много сегодня сделано в нашей стране для пропаганды трезвого образа жизни?
– Определенные знания о влиянии алкоголя на организм человека и о том, как противостоять негативному информационному воздействию, уже накоплены. Но что касается практических действий, то все еще только начинается. Без трезвости нас ждет скорая гибель остатков нашей страны вместе с нами. В условиях перенаселения планеты никто особо не будет считаться с народом, ослабленным интоксикантами, допустившим разрушение производства, армии и не способным себя защитить.
– Вы являетесь одним из разработчиков уроков трезвости для школьников. Что это за уроки?
– Идея уроков трезвости принадлежит не мне. Она вообще никому не принадлежит, потому что еще до революции дети учились по учебникам трезвости. Такие уроки и в современной России давно ведутся активистами «трезвого движения», но пока это делается в основном бессистемно и эпизодически. Для эффективной работы нужна системность, единые программы.
В этом направлении у нас немало сделано: создана «Программа утверждения и сохранения трезвости в России», и по ней уже ведется практическая работа. И одно из главных направлений программы – именно уроки трезвости. Для их успешного проведения в общественной организации «Трезвый Урал» разработана и официально утверждена для учебных заведений обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни «Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение».
– Кто будет вести уроки трезвости, если большинство учителей сами «культурно употребляют»?
– Да, есть кадровая проблема. Нужно готовить преподавательский состав. Людям, которые не видят в самоотравлении разного рода интоксикантами ничего плохого, доверять проведение уроков трезвости нельзя, иначе мы получим отрицательный результат. Об этом мы говорили на встрече с учителями и социальными педагогами магнитогорских школ. Чтобы преподавание уроков стало возможным, мы организуем занятия, на которых помогаем учителям вернуть себе естественную трезвость.
– Вы сказали, что уроки трезвости проводятся уже давно. Как это происходит?
– Сейчас, согласно законодательству, общественные организации имеют право читать лекции под патронатом учительского состава. И во многих городах России уроки трезвости действительно ведутся. Например, в Тюмени эти занятия проводятся уже более 10 лет.
В одной из школ города Тюмени по инициативе самих учеников была открыта комнатка, которую они гордо назвали «Академия трезвости». Подростки сами приглашают к себе на круглые столы депутатов, представителей правоохранительных органов с целью продвижения программы трезвости. Естественно, вся эта работа проводится бесплатно. Мы планируем ее расширять, но главная наша надежда на учителей школ.
– Если уроки трезвости будут вестись во внеурочное время, мало кто дождется их проведения.
– Поэтому очень важен первый шаг – официальное утверждение программы. Это позволит вносить уроки трезвости в школьное расписание. Программа будет изучаться и учителями-предметниками с тем, чтобы они тоже были грамотными в таких вопросах Например, на уроках биологии, химии или анатомии можно грамотно вводить тему воздействия всевозможных ядов на организм человека. Подчеркиваю – грамотно, потому что сами слова, имеющие отношение к интоксикантам, перегружены сегодня всевозможными программирующими смыслами. Поэтому на первом этапе я бы даже посоветовал использовать дореволюционные учебники, например, Мендельсона. Их можно найти в Интернете.
– Но даже если на уроках ребенок узнает что-то полезное для себя, он вернется домой, а там культурно пьющие или вообще вечно пьяные папа и мама, которые ничего не хотят слышать о трезвости.
– Парадоксально, но второй вариант для ребенка более благоприятный, потому что, глядя на отца-пьяницу он вряд ли захочет стать таким же! А вот там, где благополучная мама и культурно пьющий отец, детей-трезвенников практически не бывает.
Когда мы грамотно проводим уроки трезвости, сразу получаем грамотных учителей, грамотные школы и грамотных учеников, которым по 15-16 лет. Эти ученики ведут здоровый образ жизни и осознают свою правоту в этом. И эту правоту поддерживают такие же здоровые учителя. Такой ученик вполне может «взять на воспитание» своего отравляющегося отца.
Я говорю это с полной ответственностью, потому что самому пришлось так поступать. Когда мне было 16 лет, мама вышла замуж за прекрасного человека, но слабого до алкоголя. Однажды ее положили в больницу, и дома остались три мужика – я, мой сводный братишка и его отец. И наш старший мужик «развязался»: стал каждый день после работы приходить в состоянии отравления алкоголем. Мы с братишкой посовещались и решили поставить его на трезвый путь по-своему. Когда наш батя появился в дверях, мой братишка упал ему под ноги, я уронил его и скатил в подпол. Мы тут же закрыли крышку, придавив ее сундуком, и после этого минут 15 слушали, что батя о нас думает. А когда он затих, открыли подпол. Наш отец спал на картошке. Утром он молча ушел на работу. Когда мама вернулась, он за общим столом сообщил: «Все, буду лечиться от алкоголизма!»
В то время все думали, что алкоголизм – это болезнь, которую лечили в психоневрологическом диспансере. Он пролежал в нем полгода и потом 45 лет прожил в полной трезвости. При этом он превратился из Витьки-грузчика в уважаемого Виктора Ивановича и ветерана труда, а значок «Трезвая Россия» носил как самую главную свою награду.
Я, конечно, не утверждаю, что для каждой семьи годится именно такой вариант, но если один подросток с гордостью расскажет, как помог протрезветь своему отцу, то его примеру последуют и другие. Мы ведь не стремились причинить своему отцу зло. Мы точно знали, что если он будет оставаться трезвым, ему будет хорошо. И ему хорошо стало!
– Насколько тяжело или легко внедряются уроки трезвости в школах?
– Мы вообще никаких сложностей не видим. При этом нашей главной задачей был и остается результат. Мы все работаем на общее дело. Нашу организацию хорошо знают в городе, поэтому нас часто приглашают сами директора.