MGORSK
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+7°

ясная погода, без осадков

ощущается как +3

4 м/c,

зап.

727мм 58%
Подробнее
USD 91,31
EUR 98,47
Город Сергей Ходько, тренер учебного центра «Русич М» и клуба единоборств «Кристалл»: «Боевые искусства – часть народной культуры»

Сергей Ходько, тренер учебного центра «Русич М» и клуба единоборств «Кристалл»: «Боевые искусства – часть народной культуры»

Интерес к рукопашному бою у Сергея Ходько возник еще в детстве: он был уверен, что это самый древний вид боевого искусcтва. Сегодня воспитанники Сергея Владимировича один за другим завоевывают медали и титулы в турнирах по рукопашному бою на самых разных уровнях. Чем русский рукопашный бой отличается от других рукопашных систем? Почему у этого вида спорта нет шансов стать олимпийским? Почему направление, которое развивает Сергей Ходько, называют традиционным? Об этом и многом другом – в интервью Сергея Ходько корреспонденту сайта Mgorsk.ru.

– Сергей Владимирович, что значит традиционное направление в русском рукопашном бое?

– Это значит, что в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям учитываются исконно русские подходы к тренировочному процессу. Раньше ведь не существовало понятия «тренировка»: дети учились боевым искусствам играя. И мы применяем эти народные методы на своих занятиях. Они развивают в человеке грамотное владение своим телом.

У каждого народа есть свой подход, свое видение, своя методика обучения, свое понимание развития человека. Естественно, духовная составляющая нашего вида спорта – русская. Помните, «здесь русский дух»? Но дело не только в нем, но и в конституции тела, которая у каждого народа имеет определенные отличия, и мы их тоже учитываем. Даже климатические условия влияют на то, как развивается культура страны. А боевые искусства – это часть народной культуры.

Но мы, естественно, используем не только «древние» методики воспитания, пришедшие к нам из глубины веков, опираемся и на советскую школу физического воспитания. Рассматриваем современные исследования в науке и спорте.

– Как можно связать боевые действия с искусством, с культурой?

– Любые виды рукопашного боя так или иначе связаны с традициями народа, а значит, и с его культурой. А культура – это способ выживания народа. И здесь все взаимосвязано – и умение владеть телом, и песенная традиция, и пляс, и вышитая рубаха, и самосохранение в неблагоприятных условиях. Без всего этого любая подготовка ребенка к поединку – это непонятно откуда вырванный и обезличенный кусок жизни.

– Но ведь бокс – тоже своего рода рукопашный бой, однако при подготовке к Олимпийским играм боксеры, насколько я знаю, не говорят так много о традициях.

– Если говорить о чисто спортивных направлениях борьбы, то да. Здесь все зависит от целей, которые преследуются в отдельно взятом виде спорта. В спортивных видах существуют достаточно жесткие правила, от которых никто не вправе отступать. Например, в борьбе разрешены броски, но запрещены удары, в обычном боксе можно бить только руками, а в тайском и ногами тоже.

А рукопашный бой – это нечто универсальное, где разрешены и удары, и броски, и борьба в партере с удушающими и болевыми приёмами и ударами – достаточно обширный диапазон действий, которые могут нанести телесные повреждения сопернику. Поэтому рукопашный бой в программу Олимпийских игр не входит и вряд ли войдет, так как противоречит основному олимпийскому принципу. Да, есть чисто спортивные виды рукопашного боя, но ими занимается всего процентов 30 всех любителей данного искусства, а вот прикладными – все остальные. Основная доля наших воспитанников ставят перед собой цель научиться самообороне, чтобы защищать себя и своих близких.

– Русский рукопашный бой предполагает наличие какого–либо оружия?

– Спортивный – нет. Хотя есть такие направления, как ножевой и штыковой бои. Но и они проходят в рамках определенных правил, которые предусматривают минимум травматизма. Такие соревнования предназначены в первую очередь для психологической подготовки к контактному поединку. А в прикладных видах, наоборот, оружие, имеет приоритет. И не только колюще-режущее или огнестрельное, но и подручное (камень, палка, сумка и т.д.).

– Вряд ли человек с ружьем доведет дело до рукоприкладства.

– Почему? Вспомните фильмы о Великой Отечественной войне, где солдаты бьются в окопах практически вплотную друг к другу с оружием в руках.

У любого действия есть своя цель. Например, в уличных столкновениях – победить своего оппонента или защитить кого-то, в спортивных – набрать наибольшее количество баллов, а в работе охранных предприятий – задержать нарушителя. Но все виды рукопашного боя объединяет умение владеть собственным телом, поэтому мы строим свое обучение на понятии единой двигательной модели. При этом не важно, какое оружие у тебя в руках – палка, камень или ручка, сколько людей участвует в действии, важно лишь, что ты делаешь, как ты двигаешься, как одно твое движение перетекает в другое.На Востоке в тренировочном процессе этому уделяется большое количество времени. У нас тоже есть упражнения на развитие пластики тела, на познание волновых движений, влияющих на скорость, мощность и точность ударов.

Многое в них вообще выходит за рамки понимания обычного сознания. Например, как можно пробежать десятки километров, выполнить сложнейшее задание, вернуться и при этом сохранить личный состав и его боевое настроение? А ведь этими навыками владели наши предки с древних времен, когда постоянно приходилось оберегать свои границы от посягательств. Без физической подготовки и психического здоровья этого не достичь. К сожалению, сегодня многие начинают развивать у себя психоэнергетические способности, но при этом ни цели, ни понимания области реализации своих навыков не имеют.

– Возможно, этот интерес связан с еще недавним запретом на все эзотерическое. Однако и русский рукопашный бой был не в почете у советского правительства.

– Нападкам тогда подвергалась вся наша традиционная культура. Но самый серьезный урон боевому искусству нанесла революция 1917 года, когда выкорчевывалось все старое, привычное и насаждалось новое, чужое. Человек, который владеет собой и независим в своих суждениях, был неудобен тоталитарному режиму. Но без навыков обороны еще ни одно государство не выживало, поэтому сам рукопашный бой оставался, менялась только его идеология. После Великой Отечественной войны он ушел в закрытые учреждения, спецподразделения и определенные рода войск. Ну а в 90-х он снова вернулся в народные массы. Появились люди, которые начали ездить в этнографические экспедиции, искать знающих традиции стариков, началось бурное развитие всевозможных боевых направлений. Сегодня эта тема достаточно развита: в каждом регионе нашей большой страны есть свое направление, построенное на местных традициях, но на общем, русском, мировоззрении.

– Что такое система русского рукопашного боя? Какие еще бывают системы?

– Система русского рукопашного боя – это система физического, психологического и духовного развития человека, основанная на русском мировоззрении, в котором человек рассматривается как часть мира. Она позволяет ему жить в гармонии с окружающим миром и в ладу с Божьим промыслом.

В русской традиции существуют такие понятия, как увечный и потешный бои. Увечный направлен на работу с врагом, а потешный предназначен для праздников, где нужно себя показать и на других посмотреть. Он готовит человека физически и психологически для боевого столкновения. Спортивное направление вышло из традиций потешного боя. Как я уже говорил, есть системы, предназначенные для самозащиты. Это, например, «Спас», «Буза», «Скобарь» и др. По ним не проводится соревнований. А вот «Армейский рукопашный бой», «Динамо», «Комбат-самооборона» и другие – это чисто спортивные направления, построенные на определенных правилах. По некоторым из них проводятся даже чемпионаты мира, естественно, не под эгидой русского рукопашного боя, поскольку, собственно, рукопашный бой существует практически во всех странах, отличается он от них только системой подготовки.

– Зачем прикладному по своей сути, пусть и боевому искусству нужны соревнования?

– Спорт – это, пожалуй, единственная возможность показать свое мастерство и самому понять, какого уровня ты достиг, увидеть тенденции к дальнейшему росту.

– Кто занимается в вашем клубе?

– В клубе «Кристалл» есть детское (от шести лет), юношеское, спортивное, женское и мужское направления. Помимо тренировок мы проводим обучающие семинары и организуем походы.

– Ваши воспитанники добиваются очень высоких результатов. Расскажите об этом подробнее.

– Николай Рачек занимается у меня клубе три года. За это время он стал кандидатом в мастера спорта, завоевал бронзовую медаль на Всероссийском фестивале боевых искусств в Анапе, в рамках которого проводилось первенство России по рукопашному бою. А на I открытом первенстве России по «Комбат-самообороне» стал золотым медалистом. В нем принимали участие около 900 спортсменов из Румынии, Греции, России и других стран.

Константин Андрейцев – чемпион Уральского федерального округа по рукопашному бою, чемпион области по кудо, киксбоксингу и джиу-джицу, чемпион России, сейчас выходит на коммерческие соревнования по «боям без правил». Он участвует почти во всех соревнованиях, на которые выезжает клуб «Кристалл». Обычно наши воспитанники выбирают какое-то одно или два направления, в которых развиваются наиболее успешно, а Константин способен добиться победы в любом бою.

Руслан Галиуллин и Андрей Михайлов – чемпионы Уральского федерального округа по рукопашному бою по системе «Тризна», Руслан – призер России по борьбе на поясах. Из подрастающего поколения хочу выделить Богдана Цепко, которому всего 13 лет, но он уже принял участие в двух первенствах России, стал чемпионом Уральского федерального округа. И таких ребят у нас много.

Мы сами проводим соревнования, на которых проверяем уровень физической и психологической подготовки ребят для участия в более серьезных турнирах. При этом стараемся максимально исключить травматизм.

Но спорт не является для нас главной целью, потому что наша задача не спортсмена воспитать, а личность. Чем больше человек знает и умеет, тем гибче его вариативность в принятии решений. Поэтому важно, чтобы как можно большее количество людей участвовало и побеждало в различных соревнованиях, закрепляя свои физические навыки и укрепляя свой дух.

– Вы изучаете уральские традиции. Как это увлечение связано с русским рукопашным боем?

– На любом русском празднике проводились показательные бои. Но сам бой – это только наконечник той стрелы, стержень которой состоит из прочих русских традиций. Без них ни одна «стрела» не достигнет цели. Поэтому мы ездим по уральским деревням, встречаемся с людьми, которые помнят хоть что-то, записываем их рассказы и используем в работе со своими воспитанниками.

Контактируем мы и с людьми, которые занимаются сбором подобного материала в других регионах нашей страны. Например, с Григорием Базловым, который уже давно изучает северо-запад России и на основе собранного материала создал систему самообороны «Буза». От него я узнал, что в каждом районе существовали свои традиции боя, на основе которых строилась та или иная система.

И тогда я задался вопросом: а существовала ли своя система на Урале? Чтобы это узнать, необходимо было организовать экспедицию. Как оказалось, не одну. Работа продолжалась несколько лет, накопилось много материала, и сформировалась своя уральская система. Называется она «Бой-Да». Название это основано на том, что в нашей жизни есть два состояния: война, когда есть необходимость защищать свою территорию, и трудовые будни. Но и в будние дни нам часто приходится что-то кому-то доказывать. Поэтому диалог: «бой?» – «да!», показывает, что я принимаю любую жизненную ситуацию такой, какая она есть, и не отступаю перед трудностями.

Уральская «Бой-Да» предполагает, что при подготовке к будущим сражениям человека не ломали, встраивая его в определенные рамки ведения боя, а использовали его природные данные, и он гармонично вписывался в систему взаимодействия с окружающим миром.

Сегодня наши воспитанники вместе с нами занимаются краеведением, изучают родные мета, ходят в походы, учатся жить в летнем и зимнем лесу, без снаряжения, палаток и заготовленной еды. Причем девушки в таких экстремальных походах тоже принимают участие.

– Существуют ли какие-то правила, которые неукоснительно должен соблюдать каждый ваш воспитанник?

– Вводить жесткий свод правил – это удел восточных направлений. Мы же приверженцы индивидуального подхода к каждому. Хотя определенные правила у нас есть. Их можно сравнить с азбукой, изучив которую, человек сможет читать и писать все, что захочет. Наша задача – воспитать человека внимательным, дисциплинированным, духовно и физически развитым, способным принимать взвешенные решения и в результате своих действий получать конкретные результаты, отстаивать и обосновывать свое мнение, иметь чувство ответственности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем