Светлана Попова родилась и выросла в Нижнем Тагиле. С первого класса занималась спортивной гимнастикой и даже не думала о танцах. Но случилось так, что гимнастику пришлось оставить и перейти к танцам. Было это классе в шестом, когда, по словам самой Светланы Викторовны, юные спортсмены уже достигают довольно серьезного мастерства. Окончив школу, по совету педагогов Светлана пошла в училище культуры и искусства в Екатеринбурге и в 1987 году вернулась в качестве художественного руководителя в родной танцевальный коллектив.
В 2002 году она приехала в Магнитогорск и создала детскую хореографическую студию «Дети Магнитки». Сегодня ее воспитанники – победители многих всероссийских и международных танцевальных фестивалей. В чем секрет успеха танцевальной студии «Дети Магнитки»?
– Светлана Викторовна, почему вы начали заниматься танцами?
– Когда я была школьницей, учителя активно интересовались жизнью детей вне школы. Поэтому, когда наша группа спортивной гимнастики распалась, классный руководитель посоветовал мне записаться в ансамбль народного танца «Родничок».
– Вы помните своих педагогов по танцам?
– Очень хорошо помню. Первый учитель Лариса Викторовна Леонова была очень требовательной, и, честно говоря, я ее немного побаивалась. Спустя некоторое время я оставила коллектив. Но именно она убедила меня продолжать занятия хореографией и перейти в театр эстрады «Мюзик-холл». В этом коллективе мне стало интересно, нравились танцы, которые мы разучивали, концерты и поездки. У меня сложились хорошие отношения с руководителем «Мюзик-холла».
А когда встал вопрос с выбором профессии, мои педагоги настоятельно рекомендовали мне пойти в училище культуры. Именно там я встретила педагогов, которые повлияли на мое мировоззрение. Они привили мне любовь к профессии, открыли красоту танца, воспитали множество незаменимых качеств, необходимых в работе с коллективом. Я очень им благодарна.
– Почему, приехав в Магнитогорск, вы решили создать именно детский коллектив?
– Уже поступая в училище, я четко знала, что буду руководителем детского коллектива. После окончания я сначала работала в детской хореографической школе в городе Тавда Свердловской области, а затем вернулась в Нижний Тагил и приступила к работе в том же коллективе, в котором сама начинала заниматься танцами. И 11 лет проработала художественным руководителем. За эти годы сложилась собственная система и методика по работе с детьми от 5 до 16 лет, появился опыт и определенные наработки.
Когда приехала в Магнитогорск, начала все сначала. Набрала детей 5-6 лет и стала работать с ними по своей системе. Наш коллектив начинался с 30 человек, а сегодня в студии «Дети Магнитки» более 250 девочек и мальчиков.
– Глядя на то, как танцуют сегодня ваши воспитанники, я была уверена, что у вас за плечами есть балетная школа.
– В училище я, как и все, получила определенную базу. А вот дальше все зависит от самого человека. Тот, кто прекращает развиваться самостоятельно, достигает определенного уровня и останавливается. А я и педагоги, которые сегодня работают со мной, склонны думать о своей профессии так: если уж ты в нее пошел, то должен учиться всю оставшуюся жизнь.
Форм обучения много. Это и мастер-классы с участием ведущих российских и зарубежных хореографов. Уже многие годы каникулы мы проводим на семинарах и мастер-классах. Учиться можно и просто присутствуя на репетициях других танцевальных коллективов. Одной из форм обучения является участие в конкурсах и фестивалях. Так постепенно у нас накопился определенный опыт, который преобразовался в систему преподавания.
– Ваши дети не просто танцуют – они играют спектакль. Откуда у вас такие режиссерские способности?
– Когда я приехала в Магнитогорск, мне предложили работу в драматическом театре им. Пушкина в качестве педагога по танцу. Однажды в театре помимо тренингов с актерами мне довелось участвовать в постановках новогодних сказок. Потом режиссер предложил поработать в качестве балетмейстера в более серьезных постановках. Это было настоящей школой для меня – сидеть рядом с режиссером, слышать, что он говорит, следить за его действиями. И, конечно, я многому научилась у режиссеров театра: как они работают над образами, как они создают спектакль в виде целостного произведения.
Это привело меня к убеждению, что дети на сцене должны быть настоящими творцами, а не искусственными куклами с крашеными щечками и со стеклянными глазками. Они должны понимать историю, которую рассказывают. При этом – это не наши, не взрослые истории, это их – детские истории. А для этого мы, педагоги, должны понимать, что интересно детям, чего им хочется, какие они. Чтобы это у нас получилось, мы тоже должны хоть чуточку оставаться детьми.
В нашем коллективе десять возрастных групп, и у каждой свой репертуар, в который входят истории, близкие по духу именно этим детям. Это позволяет им работать через воспоминания, через их собственные чувства. Только в этом случае танец становится историей, рассказанной самими детьми.
– Как можно помочь ребенку стать не просто профессиональным танцором, но и актером?
– У нас нет специальных уроков актерского мастерства. Первое, чему мы обучаем – работать с удовольствием, каждое движение делать осмысленно. Например, в младшей группе мы ставим танец о том, как маленькие дети помогают маме. А что делают маленькие дети, когда хотят помочь маме? Они разводят такую стирку, что вся квартира превращается в океан. Но при этом они такие радостные от того, что помогают маме! И когда у наших детей в головах рождается такой «мультфильм», они именно его показывают своим зрителям!
У детей постарше уже другие интересы. Они дружат, ссорятся, мирятся. Здесь нет никакой философии – это просто маленькие детские истории! Но все они обязательно должны оканчиваться положительно. Старших волнуют другие проблемы, они иначе чувствуют. И проблемы эти решаются философски. Все чувства в танце передаются через позу, через выражение лица. Чтобы все получилось искренне, должна идти не внешняя, а внутренняя работа.
Таким образом, хореографу детского коллектива обязательно нужно быть еще и психологом, тогда занятия в студии помогут ребенку в дальнейшем находить ответы на жизненные вопросы. Ведь именно через искусство и воспитываются наши дети!
– Иногда ваши танцы затрагивают не только личностные взаимоотношения. Например, в одном из танцев вы напрямую говорите о красоте России, о любви к ней.
– Да, у нас есть такая цель – научить детей любить свою Родину, гордиться ею. И когда танцуют красивые девочки, у зрителей возникает ассоциация, что и Россия такая же тоненькая, нежная и ранимая, как они. И сама песня этого танца удивительно красива. Когда я ее нашла, она сразу запала мне в душу.
Чтобы танец получился таким, каким вы его увидели, девочки прочитали много литературы и стихов о России, искали, как можно выразить свою любовь к ней. И получилось искренне! Потому что девочки многое пережили, почувствовали и поняли, что тоже любят Россию! И через танец они рассказывают о своей любви!
– Ваши танцы очень подвижны, соответственно, требуют большой физической подготовки от танцоров. Что, помимо, собственно, танца, входит в расписание занятий вашего коллектива?
– У нас проводится специальный тренинг по созданию красивого тела, на укрепление и развитие всех его мышц, гибкости, пластичности. Проводится он по классической системе, которая выработана веками.
– Как в балете?
– Да. Но не на таком высоком уровне, а лишь в той степени, в какой он нам необходим для подготовки детей. Обязательными для нас являются основы художественной и партерной гимнастики, основы акробатики. Когда дети становятся старше, мы вводим для них обучение танцу модерн. Это система упражнений, позволяющих подготовить тело танцовщика к выполнению определенных задач.Без таких тренингов невозможно перейти к работе над номером.
– Какого уровня достигли ваши воспитанники сегодня?
– Лично для себя они достигли, на мой взгляд, очень многого. Они уже овладели таким количеством техник и знаний, что, если сравнивать мое поколение с ними, то это небо и земля. Мы в их возрасте даже близко не стояли к тому объему знаний, которым сегодня владеют наши дети. Кроме того, они стали выносливыми, дружными, красивыми как внешне, так и внутренне. Это останется с ними на всю жизнь. Пройдя такую школу еще в детстве, любой человек в будущем сможет сделать выбор – осознанный и уверенный. Он непременно выберет путь творческий и созидающий. Он во всех начинаниях будет стремиться к свету, движению, ярким победам, искренним чувствам и эмоциям.
А что касается коллектива в целом, то он тоже вырос. Ежегодно мы показываем в Магнитогорске свой сольный двухчасовой концерт, в котором участвуют все группы. Мы участники культурных городских мероприятий, в том числе самого высокого уровня. Когда к нам приезжали Пахмутова и Добронравов, в городе состоялась творческая встреча, на которой мы показали свой танец «Орлята учатся летать». Помимо этого нам поручили сделать финал этого грандиозного праздника. Наш коллектив является лауреатом многих конкурсов. 4-5 раз в год мы выезжаем на всероссийские и международные конкурсы и фестивали, где регулярно занимаем первые места.
– Лауреатами каких конкурсов вы уже являетесь?
– Назову лишь некоторые из них. Нам очень нравится фестиваль в Казани «Весенние выкрутасы», на котором мы побывали дважды – в 2008 и 2009 годах. Оба раза наши дети становились золотыми призерами. В октябре 2010 года мы приняли участие в серьезном международном фестивале «4 элемента» в Москве и тоже стали лауреатами. В 2010 году выступали в Юрмале, где проходил конкурс хореографического искусства Arabesque.
Там мы участвовали в двух номинациях: «Стилизация народного танца» и «Хореография современного танца». Наш коллектив тогда признали «открытием года», и мы стали обладателями главной премии – Гран-при. А этим летом мы вернулись с международного Арт-фестиваля «Езерски Бисери» («Озерные жемчужины»), который проходил в городе Струга республики Македония, где наши дети заняли два вторых места.
– В чем секрет такого успеха вашего коллектива?
– Первое – это любовь. Мы любим свою работу, всех наших детей. Второе – мощная поддержка родителей. Третье – привлечение к работе с коллективом высокопрофессиональных хореографов, которые проводят для нас мастер-классы и постановки хореографических номеров.
Совсем недавно мы работали с Ашотом Назаретяном – солистом «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова. Этот коллектив является трижды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Танцевальный спектакль». Летом у нас прошел мастер-класс Эльвиры Первовой – доцента кафедры современной хореографии Самарской академии культуры, руководителя театра танца «СКРИМ». Ту методику, по которой она обучает своих студентов, она давала нашим детям. Осенью мы планируем провести серию мастер-классов по джаз-модерн танцу с педагогами Московского колледжа культуры и искусства.
– Хотелось бы поговорить с вами о культуре детского творчества нашей страны. Насколько она развита сегодня?
– Если сравнивать российские танцевальные коллективы и зарубежные, то наши сильнее других. У нас есть интересные находки, дети хорошо выучены. Во многом благодаря тем большим коллективам, которые родились еще во время Советского Союза при финансовой поддержке государства, которой сегодня как таковой уже нет. Сейчас пошив костюмов и участие в конкурсах, – без чего невозможно развитие танцевальных коллективов – ложится на плечи родителей. Возможно, это является одной из причин того, что общий уровень культуры детского творчества в нашей стране постепенно падает.
В подростковом возрасте наши дети уже не так сильно тянутся к творчеству, как это было раньше. А когда все Дворцы творчества перейдут на автономное существование, не все родители, даже при желании, смогут привести в них своих детей. В Москве сегодня уже мало кто интересуется творчеством, большинство педагогов заняты зарабатыванием себе на жизнь. При этом дети как были, так и остаются изначально заряженными на гениальность, на хорошее и светлое. Но дети есть дети, они доверчивые и открытые, и пойдут туда, куда поведут их взрослые. Поэтому очень многое в детском творчестве, в их взглядах на мир зависит от педагогов.
– Дети, с которыми вы начинали работать в 2002 году, скоро вырастут. Они продолжат заниматься у вас или должны будут уйти в другие – взрослые – коллективы?
– Изначально мы планировали, что ребята будут заниматься у нас до окончания школы, когда мы должны будем их выпустить. Но сейчас мы думаем, что для тех, кто захочет продолжить занятия, мы создадим молодежный коллектив. Потому что очень жалко расставаться с теми, в кого так много вложил, кто по большому счету стал твоим единомышленником. И для нас будет большой радостью, если наши воспитанники останутся с нами.
Моя мечта – чтобы кто-то из наших ребят продолжил обучение либо в колледжах, либо в институтах и академиях культуры и искусства и вернулся бы к нам работать, потому что уже сейчас мы испытываем дефицит педагогов, которые бы смогли работать так, как привыкла работать я. А это фанатизм в своем деле и стремление к постоянному расширению знаний без жалости к себе. И, слава богу, у меня есть единомышленники. Это Светлана Викторовна Булавская, которая работает с подготовительными группами, и моя бывшая воспитанница – Юлия Павловна Талапина.
– После того, как посмотришь выступления вашего коллектива, очень трудно представить, что еще хоть что-то можно изменить в танце.
– Открытия всегда становятся неожиданными, но только после долгой и упорной работы. А работа складывается из отдельных шагов, каждый из которых и есть открытие. Так, если раньше были четкие градации на народные, эстрадные и современные танцы, то сейчас все смешивается, синтезируется. И любые движения, любые направления в танце – это лишь средство для воплощения какой-то идеи. А идея всегда нова. Зрители всегда ждут от нас чего-то нового. И видя, как танцуют дети, сопереживают им, плачут и смеются.
– Где ваш коллектив ждут в ближайшее время?
– 3 декабря 2011 года в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве состоится выступление хореографической студии «Дети Магнитки» и ансамбля современного танца «Ракета» из Нижнего Новгорода. Мы проведем концерт из двух отделений и уже начали думать над программой. Хотим, чтобы москвичам запомнились и Магнитка, и Нижний Новгород своим необычным колоритом.