Город Григорий Шевелев, руководитель общественной организации «Звенигород»: «Магнитогорцы – очень сердечные люди»

Григорий Шевелев, руководитель общественной организации «Звенигород»: «Магнитогорцы – очень сердечные люди»

Григорий Шевелев – директор автономной некоммерческой культурно-просветительской организации «Звенигород». Окончив технологический факультет МГМИ по специальности «обработка металлов давлением», он работал в одном из самых старых цехов ММК. Но наступили новые времена, и Григорий Николаевич решил кардинально изменить свою жизнь, окунувшись в общественную работу.

Что лучше для России – культура Востока или Запада? Почему нам не удается победить коррупцию? Может ли педагогика быть негуманной? Почему наше общество сегодня развивается в дисгармонии? Зачем художнику знать юриспруденцию? Об этом Григорий Шевелев рассказал в интервью корреспонденту сайта Mgorsk.ru.

– Григорий Николаевич, почему сначала решили получить высшее техническое образование?

– Я родился в городе металлургов и считал, что моя судьба должна быть связана с металлургическим комбинатом, поэтому стал прокатчиком. Но затем меня, как и многих выпускников нашего вуза, призвали в армию офицером, где я стал замполитом роты. Вернувшись на комбинат, я постепенно осознал: то, что декларируется нашим партийным руководством, не соответствует тем делам, которые оно делает. Цели декларируются хорошие, а способы их достижения безобразные.

Так как я был комсомольским работником на комбинате, то мог видеть, с какими мыслями молодые люди приходят и во взрослую жизнь и в армию и что там делается. Анализируя все это, я пришел к выводу, что наша, тогда чрезмерно идеологизированная, система воспитания и образования плодит массу людей, не способных жить достойно. А это очень серьезно.

– Что значит в вашем понимании «жить достойно»?

– Жить честно.

– Вы считаете, что сегодняшний метод воспитания лучше, чем был в советские времена?

– Нет, я так не считаю. Думаю, мы даже несколько опустили эту планку, потому что с 1993 года чиновники, руководствуясь нашей Конституцией, защищают практически только частные интересы. Таким образом мы от чрезмерно «общего» крена качнулись в другую сторону – к крену «частному». Сейчас, когда человек выбирает, защищать ему интересы общества или личные, он, как правило, выбирает второе. В этой ситуации глупо вести борьбу с коррупцией, поскольку каждый, кто с ней борется, ставит свои интересы выше общественных.

– Как же быть?

– Я считаю, что правильнее было бы соблюдать баланс между общественными и частными интересами. Только в таком случае возможно гармоничное развитие общества в целом. Размышляя об этом, я и решил заняться тем, что считал для себя важным – культурно-просветительской деятельностью.

– Когда и как возникла ваша организация?

–Еще в конце 80-х каждый из сотрудников нашей автономной некоммерческой организации трудился на своем рабочем месте. Я, например, на комбинате, Светлана Владимировна Ступак, мой заместитель – в картинной галерее. Культурно-просветительской деятельностью мы занимались на общественных началах, объединившись с другими неравнодушными людьми в общественную организацию. Но в начале 90-х годов перед людьми нашей страны встал вопрос: а как нам жить в том новом мире, который перед нами открылся? И каждый стал пересматривать свою систему ценностей. В результате многие бросились за материальными ценностями Запада, а кто-то – за духовными ценностями Востока. Мы же были за то, чтобы все ценности, наработанные на территории нашей страны, сохранить и обогатить новыми.

– Чем плохо то, что принес с собой Запад?

– Я никогда не был сторонником крайностей. Самый яркий пример одной из них – прибалтийские государства, которые первыми отделились от СССР. Они открыли окна на Запад, и в них хлынул поток иной культуры. В результате они потеряли себя как этнос, как экономически самостоятельные страны. Они потеряли свою систему образования. Создавалось такое ощущение, что все те ценности, которые народ этих стран накапливал веками, были смыты глобалистическими интересами.

– А чем плохи традиции Востока?

– Они не плохи сами по себе. Но мы живем в материальном мире и не можем полностью отказаться от материальных благ. Даже любая культура, как и человек, духоматериальна. Однако культура духа в ней первична, и лишь на ее основе взращивается материальная культура. Даже люди, которые сегодня работают в правительстве, смогли подняться до таких высот только благодаря их одухотворенным учителям, которые сегодня в благодарность от своих учеников получают нищенскую зарплату. Шалва Александрович Амоношвили предупреждал: нельзя американскую и восточную системы воспитания переносить на нашу территорию, потому что мы – люди совершенно других традиций. Если в Америке, например, основной упор идет на мыслительную деятельность, то у нас – на сердечную. И как можно отказаться от такой культурной ценности? Поэтому он ратовал за национальную школу – ту, которая сегодня уже существует на нашей территории. Со всей России и ближнего зарубежья педагоги съезжаются на возрожденные им Педагогические чтения, чтобы восстановить нашу культуру, научиться взращивать гуманистические начала в педагогике.

– А разве педагогика может быть негуманной?

– Может! Еще в советское время Шалва Амонашвили с высокой партийной трибуны во всеуслышание сказал: «Да, наша педагогика не гуманна. Она авторитарна, потому что педагог на своем рабочем месте подавляет ребенка с целью достичь какого-то, только ему известного, результата». При этом потенциальные возможности в ребенке не раскрывались.

– Как эти вопросы коснулись вас?

– Светлана Владимировна работала в картинной галерее и видела, что там государство все чаще ограничивает возможности воспитания детей в культурном пространстве. Работники галереи потеряли возможность выезжать в командировки и привозить в наш город новые выставки: денег на это государство не выделяло. Но в это же время появилась возможность привозить выставки на некоммерческих, общественных началах по принципу «с мира по нитке». И кто, как не мы сами, в таких условиях возьмем на себя ответственность за приезд выставки нового художника или ученого, сделавшего открытие, за организацию конференции на новую тему?

– Разве наше государство не заинтересовано в высоком культурном уровне своего народа?

– Все, что касается культуры и образования, у нас всегда финансировалось по остаточному принципу. Тем более сейчас, когда государство все чаще и чаще снимает с себя ответственность за поднятие культурного уровня в нашей стране.

К сожалению, в нашей стране многие считают культурой только то, что связано со сценой, или даже просто с досугом и праздностью. Однако культурой пронизано все, чего бы мы ни коснулись. Существуют культура производства, культура взаимоотношений, культура воспитания, культура ведения переговоров, правовая культура … Таким образом, мы все вместе каждый день ткем наше единое культурное поле. У каждого государства оно свое, и его надо беречь. Мы же все сделали, как в семнадцатом году: наш мир до основания разрушили, а новый мир построим или нет – это еще вопрос. И каким он получится, до сих пор никто не знает.

– Наверное, наше будущее зависит от той национальной идеи, которую мы никак не можем найти? Какой вы видите нашу национальную идею?

– Нашей идеей должно стать сохранение нашего культурного пространства, которое опирается на образование, на науку, на нравственность, на достижения наших народов. Всегда на нашей территории главной была нравственная составляющая, а сейчас мы этот источник для наших детей перекрыли. И во что мы их превратили? Сегодня в качестве нашей национальной идеи выступают деньги – частная собственность. А культ денег ведет к тому, что у каждого есть только своя цель, противоположно направленная ко всем остальным. Таким образом мы рано или поздно можем разорвать свою страну на части. Это страшно.

– А вы говорите о сердечности нашего народа…

– У каждого человека и народа есть внутренний стержень – основа и внешнее – наносное, временное. Не знаю, как обстоит дело в других городах, но все гости нашего города отмечают, что магнитогорцы – очень сердечный народ. А тот, кто умеет согласовывать свои поступки с совестью, сегодня стоит перед выбором: «Что я могу на своем незначительном, на первый взгляд, месте сделать для сохранения общего культурного пространства?».

– Каким вы видите наше культурное пространство в настоящее время?

– Оно начало формироваться в конце XIX столетия, в период расцвета Серебряного века, когда люди начали думать о космической ступени развития человечества. Соловьев, Бердяев, Лосский, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Пирогов, Флоренский, Рерих, Скрябин … – все они говорили об этом. Ведь Циолковский придумал ракету только лишь потому, что думал о Вселенной и о том, каким человек выйдет за пределы Земли. Будущее, приход которого ожидали титаны Серебряного века, основывалось на внутреннем человеке и было настолько красиво …! В каждом человеке должно жить предчувствие неизбежной красоты! Но грянувшая революция закрыла от нас их идеи. И лишь сегодня мы начинаем осознавать, что же происходило в те дни на самом деле. В феврале–марте мы привозили выставку русского художника Олега Высоцкого, который продолжает развивать идеи Серебряного века.

– В чем заключаются эти идеи?

– В том, что человек как микрокосм устроен аналогично макрокосмосу. Осознание этого было подарено человечеству через Россию. В истории всегда происходило так, что одна из стран делает первый шаг к дальнейшему развитию культуры всего человечества. На этот раз такой шаг сделала Россия. Возможным это стало потому, что космическая ступень предполагает синтезное мышление, а именно на нашей территории Восток и Запад естественно проникают друг в друга, и именно наш народ, как никакой другой, способен понять и принять их синтез.

– Вы верите в то, что Россия сумеет сохранить свои традиции, свою систему воспитания и образования?

– Мы не просто верим в это. Мы являемся участниками процесса сохранения. Лишь напитавшись от корней, ты вдруг начинаешь ощущать, как в тебе появляется гражданская позиция, самостоятельность. Без такой гражданской позиции России сейчас не выжить.

– Как воспитать в себе такую позицию?

– Через самодисциплину, через самовоспитание. Ведь духовный путь – это непрестанное взращивание себя самого. Но рассматривать себя отдельно от того мира, в котором живешь – это неправильно. Мы ведь не зря, говоря о гуманности, вспоминаем Серебряный век.

– Как вы стали автономной организацией?

– Наша первая общественная организация не могла заниматься денежными вопросами. Из-за этого у нас возникали трудности во взаимоотношениях с различными структурами. Поэтому в 2001 году мы избрали новую форму, которая позволяет сотрудничать на деловой и документальной основе.

– Что входит в вашу работу? Вы проводите всевозможные встречи и выставки?

– Идея создания нашей организации заключалась в том, чтобы помочь Магнитке быстрее включаться в современную жизнь. Для этого мы приглашали в город таких удивительных людей, как физик Геннадий Иванович Шипов, в сотрудничестве с Анатолием Евгеньевичем Акимовым создавший теорию и практическое применение в области торсионных полей, Игорь Павлович Шмелев – архитектор, развивший теорию золотого сечения и практику ее применения. В 2002 году мы впервые пригласили в Магнитогорск Шалву Александровча Амонашвили. Но выставки, конференции, встречи – это результаты долгого, кропотливого труда. Например, выставку экспонатов из Звездного городка, которая состоялась в 2006 году, мы готовили три года. Идеей было объединить два самых значимых для нашего государства символа: легендарную Магнитку и космос. Нам тогда предоставили огромное количество артефактов, основываясь на одном только доверии. Выставка прошла достойно. А в этом году наша организация по сути инициировала проведение в Магнитогорске Года космонавтики в России, чтобы достойно отметить 50 лет со дня полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Подготовку к этому событию мы также начали за три года до того, как оно должно было произойти.

– Помимо Вторых космических чтений, которые состоялись в октябре прошлого года, вы готовите еще что-то к 12 апреля?

– Конечно. И заметьте: первый космонавт Земли тоже принадлежит культурному пространству нашего города. Магнитогорец Николай Казьмич Кочетков встречал Ю. А. Гагарина после его полета в космос и первым взял автограф у первого «космического» человека.

– Магнитогорцы любят посещать выставки?

– Вспомните, кто строил Магнитогорск? Ссыльные, раскулаченные и добровольцы-комсомольцы, представлявшие 96 национальностей. Это они построили такой комбинат, который сумел выиграть Вторую мировую войну. Мы – их наследники. Но, к сожалению, сегодня культура в нашем городе спит. Комбинат выполнил свою историческую миссию и работает в интересах частных собственников. Поэтому на выставки ходят в основном люди, которые связаны с культурой профессионально. Остальные заняты зарабатыванием денег.

– Перед кем отчитывается ваша организация?

– По закону о некоммерческих организациях мы предоставляем все необходимые документы в соответствующий орган в Челябинске. Но по большому счету мы отчитываемся только перед собой, составляя подробнейшие отчеты о проделанной работе, и сотрудничаем с Международным центром Рерихов в Москве.

– Если коротко, то в чем заключается ваша главная цель?

– В уставе нашей организации она достаточно четко обозначена. Это «привнесение культуры во все сферы деятельности человека». В том числе и в правовую, которая особенно в этом нуждается.

– Что вы относите в данном случае к правовой сфере?

– Например, необходимость защиты и охраны культурных ценностей, что является одной из сфер нашего пристального внимания. Не случайно дипломная работа Николая Рериха была посвящена правовому статусу художников древней Руси. Он говорил: если где-то ведется война, посмотрите, что в этой стране с культурой, если у вас с экономикой что-то не в порядке, обратите внимание на культуру, если у вас проблемы с обществом, то, наверное, у вас что-то не так с культурой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем