Нужно ли детей учить плавать, если они умеют делать это с рождения? Существует ли в России программа по обучению детей плаванию? Сколько в Магнитогорске бассейнов? Может ли учитель физкультуры заменить инструктора по плаванию? Что мешает нам сегодня добиваться таких же высоких результатов в водных видах спорта, каких добивались магнитогорцы еще лет 15 назад?
– Когда я, окончив институт физкультуры, приехал домой, у нас в городе было только два бассейна: в Доме пионеров на улице Ленина и Центральный бассейн, в который я приехал работать по распределению, – вспоминает Виктор Григорьевич. – А после армии я в качестве преподавателя отделения «Плавание» уже готовил учителей физкультуры в педучилище №1. Среди моих студентов были пловцы, которые сегодня работают в плавательных бассейнах города.
– Много ли нужно Магнитогорску инструкторов по плаванию?
– Сегодня у нас в городе построено 11 бассейнов, и в каждом из них должно работать минимум по 5-10 тренеров, поэтому потребность в них у нас довольно большая. Причем инструктор по плаванию должен быть не просто учителем физкультуры, а хорошо уметь плавать и знать именно предмет «плавание». Из-за нехватки инструкторов по плаванию в наших бассейнах работают специалисты разных профилей, но они не могут добиться от своих воспитанников хорошего спортивного мастерства.
– Но плавать-то научить они могут?
– Могут, но не более. Чтобы добиться хороших результатов от своих учеников, человек должен с детства впитать в себя суть тренировочных процессов, чувствовать как воду, так и самих детей, знать пути доведения их навыков до спортивного мастерства.
– Но существуют же специалисты широкого профиля, которые владеют навыками обучения самым разным видами спорта. Это учителя физкультуры.
– В 19-й школе когда-то был один из лучших бассейнов города. В 90-х годах его углубили, затратив на реконструкцию довольно много денег. Но одна из директоров этой школы решила, что обычные учителя физкультуры обладают навыками по всем видам спорта и уволила специалистов по плаванию. В итоге этот замечательный бассейн превратился в обычный склад. Обычно в школах учитель физкультуры отдает одаренных детей в разные секции. И лишь когда идет Спартакиада, он выставляет их за свою школу. Учитель физкультуры, конечно, проделывает огромную работу по совершенствованию спортивных навыков у своих учеников, но не он их готовит к соревнованиям, поскольку каждый спортивный профиль предполагает свои особенности в подготовке спортсменов высокого уровня.
– Как вы учили детей плаванию в то время, когда в школах бассейнов еще не было?
– Несмотря на то, что в педучилище существовало отделение «Плавание», бассейна в нем тоже не было, поэтому я своих студентов тренировал в Центральном бассейне, где мы арендовали воду. По окончании педучилища часть моих выпускников осталась работать в Центральном бассейне, а остальные пошли работать в школы учителями физкультуры. Потом в конце 80-х годов началось активное строительство новых школ, в которых были предусмотрены бассейны, и мои студенты сами стали преподавать плавание в этих школах.
– А сами вы преподавали плавание в школах?
– В 1995 году я стал участником открытия бассейна в школе имени И.Х. Ромазана. В этой школе я проработал четыре года. Потом построили школу №32, и я ушел туда. Работая в этой школе, я написал программу, как работать с детьми на уроках плавания. Будучи обычным учителем физкультуры, я сам готовил своих ребят к соревнованиям и даже в небольшом бассейне смог добиться того, что в городе во всех пяти возрастных категориях – от 1 до 10 классов – мы были первыми с 2005 по 2007 годы, а на спартакиаде в Челябинске две мои девочки заняли 5 и 6 места.
– А разве программы по плаванию в России не существовало?
– Ее фактически нет до сих пор. У нас расписаны часы для уроков плавания в 1-4 классах, но это всего лишь расписание. А благодаря моей программе наша команда сначала вышла на второе место по городу, а потом и на первое.
– Какие размеры бассейнов считаются стандартными?
– 25 или 50 метров в длину и 5-8 дорожек в ширину. 25 метров в длину имеет бассейн оздоровительного Центра «Ровесник», который тоже относится к бассейнам Орджонекидзевского района. Остальные бассейны этого района, конечно же, небольшие: школы №№ 32, 62 и 40 имеют бассейны всего 12,5 Х 6 м2, №59 – 16,5 Х 8 м2. За это их называют «лягушатниками». Но даже в таких бассейнах я добился того, что вся сборная города Магнитогорска в 1995-1997 годах состояла из детей нашей 32-й школы.
– Мы назвали бассейны только одного из трех районов города. Где еще дети имеют возможность учиться плаванию?
– Два хороших бассейна работают в Ленинском районе: в Доме творчества (25 Х 6 м – 3 дорожки) и в аквапарке. Когда-то это был Центральный бассейн длиной 50м на 8 дорожек. Сейчас его урезали до 25м на 5 дорожек. В Правобережном районе есть бассейн 12,5 Х 6 м2 в Доме творчества по Галиуллина. Действующих бассейнов в этом районе больше нет. В колледже №13 построен шикарный бассейн длиной 25 м на 6 дорожек, но вот уже 3 или 4 года он не работает из-за нехватки средств на его содержание. Лицей при МаГУ (бывшая 19-я школа) тоже относится к Правобережному району.
– В некоторых городских садиках, насколько я знаю, бассейны тоже есть.
– Да. Их больше 10, но часть из них не работает. Когда-то я пробовал начинать профессиональное обучение плаванию с дошкольного возраста, но так сложилось, что садики работают у нас сами по себе, поэтому их бассейны не входят в Федерацию по плаванию.
– Выходит, что даже с учетом не работающих сегодня бассейнов магнитогорским детям есть где развивать свои спортивные навыки по плаванию. Значит, у нас и достижения в плавании должны быть высокими!
– Увы! Самое удивительное состоит в том, что при таком большом количестве бассейнов у нас до недавнего времени почти 60 процентов магнитогорцев не умели плавать!
– Почему?
– Потому что в большинстве школ Магнитогорска не было предмета «плавание»! Взрослые считают, что ребенок может научиться плавать сам. Но почему тогда, если ребенок не умеет кататься на лыжах, мы ставим его на лыжи и занимаемся с ним этим предметом в течение всей зимы? При этом, стоя на лыжах, человек может, конечно, упасть, а что будет, если, не умея плавать, он упадет в воду? Как человек не может сам научиться читать, так он не научится сам и плавать.
– Да, но ведь ученые доказали, что человек обладает врожденными способностями к плаванию?
– Это умение длится месяц-два. Потом оно пропадает, поскольку человек – это все-таки сухопутное существо. Почему-то американцы, которые каждую копейку считают, сбились со счета, когда решили выяснить, сколько в их стране бассейнов, а мы, такие щедрые, о здоровье своих детей заботимся чрезвычайно редко!
Но ведь сейчас большинство магнитогорских школ обучают детей плаванию?
– За это спасибо случаю. Когда у нас на СТО открывался бассейн, один из руководителей города – Валерий Николаевич Багданов – привел для первого заплыва десятиклассников, полагая, что к этому возрасту все дети умеют плавать. Однако половина пришедших отказалась прыгать в воду! И тогда Валерий Николаевич ввел в школах обязательную 36-часовую городскую программу по плаванию, и сейчас у нас учатся плавать все третьи классы: детей тех школ, где нет своих бассейнов, возят на автобусах в городские бассейны. Даже в Челябинске такого нет! Я даже не знаю, есть ли еще города в России, где действует такая программа. Очень здорово, что в Магнитогорске, как бы ни было тяжело с водой и ремонтом бассейнов, эту программу стараются сохранить.
– Да, содержание бассейнов – довольно дорогостоящее удовольствие. За счет чего школы могут их содержать?
– В основном бассейны школ находятся в удручающем состоянии. 59-й школе здорово помогают ее шефы – копровый цех, которые сделали в ее бассейне замечательный ремонт, а в этом году депутат Александр Анатольевич Еремин большую сумму выделил на ремонт бассейна 32-й школы. Сейчас там уже ведутся серьезные работы.
– Что, помимо нехватки финансов, является основной проблемой в содержании школьных бассейнов?
– На мой взгляд, серьезной проблемой некоторых школьных бассейнов являются их плоские крыши. Когда выпадает много снега, он скапливается на таких крышах, а снизу его подогревают выходящие из бассейна пары. В результате вода с крыши начинает течь в бассейн. Стены бассейна покрываются грибком, и все помещение быстро приходит в негодность.
– Какова история Федерации плавания в Магнитогорске?
– Центральный бассейн в нашем городе открылся в 1971 году. В этом же году была создана городская Федерация по плаванию. Ее первым директором стал Заслуженный работник физической культуры и спорта России Николай Михайлович Макаров. Это человек, который вырастил большое количество мастеров спорта по плаванию. Его воспитанник по гимнастике Заслуженный мастер спорта СССР Виктор Лисицкий участвовал в летних Олимпийских играх в Токио и Мехико. Сам Николай Михайлович занимался и гимнастикой, и лыжами, и водным поло, и плаванием. Его команда по водному поло занимала призовые места по области. Каждую первую субботу декабря мы проводим в его честь соревнования, где собираются все магнитогорские ветераны плавания. С 2005 года Федерацией по плаванию руковожу я. Главной моей задачей является составление календаря основных городских соревнований.
– Каковы достижения наших спортсменов сегодня?
– За пять лет работы бассейна «Ровесник» подготовлено два кандидата в мастера спорта и более 10 разрядников. Спортивной подготовкой магнитогорских пловцов занимается сегодня в основном только этот бассейн.
– Не говорит ли это о том, что сегодня плавание как спорт в Магнитогорске практически отсутствует?
– Да, если в 70-90-х годах мы каждый год выпускали по мастеру спорта, то сейчас даже перворазрядники стали большой редкостью. Виктор Андреев в 90-х годах неоднократно становился чемпионом Европы, был финалистом Олимпийских игр. Евгений Пьянзин – чемпион Союза по плаванию. Много мастеров было у Макарова. Плавание в прежние годы считалось очень престижным видом спорта. Будущие спортсмены плавали по два раза в день. Заниматься начинали с семи утра. Потом шли в школу, а после школы – снова в бассейн. Но когда закрыли Центральный бассейн, уровень наших достижений в плавании резко пошел на спад. Так, если раньше за одну тренировку ребенок третьего класса мог проплыть до километра, то современные дети с трудом проплывают 300 метров за то же время!
– Если сегодня в школах города введен предмет «плавание», можем ли мы ожидать роста достижений в этом виде спорта?
– К сожалению, этого не может произойти, поскольку так называемые «лягушатники» не приспособлены для занятий спортом. Для получения больших результатов необходим большой бассейн, поскольку это и выносливость, и соответствующая техника плавания. Андреев и Пьянзин были чемпионами на дистанции полторы тысячи метров. А чего бы они достигли в маленьких бассейнах, где голова закружится от одних только поворотов!?
– Прыжки в воду, синхронное плавание, водное поло и другие водные виды спорта – каково их развитие в Магнитогорске сегодня?
– Когда-то у нас в городе работал тренер Сергей Моисеевич Колченков, которого я уговорил приехать к нам из Волгограда. Благодаря ему в Магнитогорске прекрасно развивалась секция по прыжкам в воду. Однажды он даже провел в нашем городе чемпионат России по этому виду спорта. Но как только он уехал, секция прекратила существование. А сейчас занятия прыжками вообще невозможны из-за малой глубины бассейнов. Синхронное плавание тоже предполагает большой бассейн. Какого-то невысокого уровня можно достичь и в наших бассейнах, но у нас нет тренера, заинтересованного в таких занятиях. Водное поло вели Макаров и Дрямов, когда в Магнитогорске еще не было ни одного бассейна. Тренировались прямо в Урале. Они были энтузиастами водного поло. Не стало их, не стало и водного поло. А новых энтузиастов нет, потому что нет большого бассейна. Златоуст выступает в первенстве России, а мы нет. Зато большой популярностью сегодня у магнитогорцев пользуется аквааэробика. Особенно у женщин. При большом весе, если человек, чтобы похудеть, начнет бегать, он травмирует суставы ног. А так как в воде вес уменьшается, то аквааэробика – лучшее средство для восстановления фигуры.
– Выходит, что сегодня основное направление наших бассейнов – оздоровление?
– Не только. Мы сегодня довольно успешно решаем три основные задачи: обучение плаванию, развитие спортивного плавание и оздоровление с помощью плавания. В спортивном плавании у нас пусть и не очень большие достижения, но все же есть. Каждый год в бассейнах города мы проводим Дрямовские соревнования. Иван Иванович Дрямов был разведчиком в Великой Отечественной войне, воевал под Сталинградом. Он мой тренер и первый тренер Магнитогорска. Он воспитал и Николая Михайловича Макарова. Все чаще в Магнитогорске устраиваются праздники на воде. На мой взгляд, самые неординарные формы работы на воде развиты сегодня в домах творчества города.
– Какова роль в оздоровлении и в спортивных достижениях магнитогорцев бассейна в «Березках»?
– В этом году мы провели там первые соревнования. Это был праздник, посвященный Дню согласия и примирения. Он проходил в виде соревнований домов творчества города. Туда приехали не только дети, но и их родители. Младшему спортсмену было два года, а мне, самому старшему – 60 лет. Праздник прошел на очень высоком уровне. Ближайшая городская спартакиада по плаванию среди учителей города, скорее всего, пройдет тоже в «Березках». Благодаря прекрасной возможности совместить соревнования с отдыхом родилась мечта о городских сборах и даже об областных соревнованиях. Возможно, именно бассейн в «Березках» даст новый толчок к развитию водных видов спорта в Магнитогорске.
– Как можно охарактеризовать плавание как вид спортивной деятельности?
– Это один из ее лучших видов, поскольку человек может заниматься плаванием с самого рождения и до глубокой старости. Причем, если многие виды спорта разрушают здоровье, то плавание, напротив, улучшает его.
– Врачи даже говорят, что плавание – лучший способ исправить осанку.
– Суть их рекомендаций состоит в том, что человек использует в своей жизни два основных движения. Когда человек производит какие-либо действия, его мышцы то сокращаются, то расслабляются. Это динамическое движение. А когда человек никаких действий для движения мышц не производит, но тело его между тем напрягается – это статическое движение. Например, когда вы резко выходите из тепла на мороз, и ваши мышцы сжимаются. В этот момент сосуды, подающие питательные вещества к мышцам и находящиеся в спокойном состоянии, неожиданно сжимаются, и поступление питательных веществ к мышце прекращается. Происходит микротравма сосудов. Вот, к примеру, бег – это статическое движение или динамическое?
– Конечно, динамическое.
– А почему тогда у бегунов и баскетболистов часто болят суставы? Потому что когда питательные вещества не поступают в мышцу, которая крепится к суставу, то и сам сустав не получает питательных веществ. В результате сустав начинает изнашиваться. Происходит это благодаря все тем же статическим движениям. А вот в плавании статические движения практически отсутствуют.
– За счет чего в плавании убираются эти статические движения?
– В основном за счет того, что вес тела в воде значительно уменьшается. Однажды я смотрел фильм о сколиозниках, которых погружали в воду и при этом вели специальные съемки. На экране было видно, как те мышцы, которые превалировали над другими, расслаблялись, и позвоночник принимал правильную форму.
– Как вода может помочь психологическому оздоровлению нации?
– Вода успокаивает, смывает лишнюю информацию, дисциплинирует. Я по детям это вижу. На первых уроках плавания они кричат, визжат, голоса у них звонкие, а в бассейне сильное эхо, и они не слышат друг друга. Но постепенно они обучаются говорить спокойно, становятся уравновешенными. Почти все мои ученики 1995-1997 годов, которые хорошо плавали, поступили в институты, потому вода – это здоровье, а здоровье – это ум. Да, плавание – очень затратный вид спорта, но если говорить о здоровье, то уже в следующем поколении все затраты окупятся сторицей. Ведь пловцы – это люди, которые даже в 60 лет ничего не знают о болезнях суставов. Я сам уже лет 15 подряд занимаю 1-е места по плаванию в спартакиадах города среди преподавателей. Плавание – это и гигиена, и закаливание, и отсутствие травматичности. Поэтому чем больше у нас будет бассейнов, тем здоровее будет нация.