MGORSK
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

6 м/c,

зап.

719мм 34%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Город Николай Гусев, заведующий учебно-производственной мастерской по художественной обработке материалов при МаГУ: «Думаю, Башкирия поступила правильно, объявив все свои камни национальным достоянием»

Николай Гусев, заведующий учебно-производственной мастерской по художественной обработке материалов при МаГУ: «Думаю, Башкирия поступила правильно, объявив все свои камни национальным достоянием»

Сложно ли сделать малахитовую шкатулку или каменный цветок? Живут ли среди нас такие люди, как Данила-мастер? Кто обучает их работе с камнем? Как выглядит мастерская, в которой изготавливаются декоративные изделия из камня? Как подбираются для таких изделий камни? Сохранился ли малахит на Урале? Почему в Магнитогорске одна из гор – белая? Возможно ли на Южном Урале напасть на золотую жилу?

Николай Гусев знает ответы на все эти вопросы. И на многие другие – тоже.

– Николай Васильевич, кто вы по образованию?

– По специальности я учитель труда и черчения. Когда поступил на 1 курс ИПФ в МГПИ, мастерская по художественной обработке камня существовала на ХГФ. На пятом курсе мне предложили поработать в ней лаборантом. А через год, когда пришло время уходить из университета, я уже не смог с ней расстаться, и вот уже 20 лет занимаюсь камнями. Сначала в качестве мастера, потом стал преподавателем, а год назад – заведующим учебно-производственной мастерской по художественной обработке материалов. В том числе и камня.

– Есть еще какие-то направления?

– Да, обработка конструкционных материалов.

– Чем отличаются эти направления?

– В мастерской конструкционных материалов студенты учатся обрабатывать металл и дерево, а у нас они изучают художественные дисциплины: художественное литье, художественную обработку камня и нетрадиционных материалов, ювелирную обработку материалов и керамику. У нас семь мастеров, каждый из которых занимается своим направлением. Как заведующий, я занимаюсь обеспечением всей мастерской необходимыми инструментами и материалами, а как преподаватель – обработкой камня.

– Что представляет собой учебно-производственная мастерская по художественной обработке камня?

– Ее основу составляют алмазные инструменты. Например, распиловка камня происходит алмазными дисковыми пилами разного диаметра. Когда мы находим камень, мы можем увидеть только его внешний рисунок, а внутрь камня никак заглянуть не можем. Поэтому, чтобы определить качество камня, мы должны привезти его в лабораторию и сделать с него срез.

– А если камень вам не подходит?

– Он может не подойти для одного изделия, но пригодиться для другого. Камень, который не подходит, например, для подсвечника, можно использовать для шкатулки. Поэтому все привезенные в лабораторию камни складируются. За время существования лаборатории их у нас скопилось довольно много, но все равно время от времени какого-нибудь определенного камня не хватает.

Определенного по цвету или по рисунку?

– В зависимости от того, что изготавливает мастер. Вот сейчас нам для подставки нужен чисто черный камень. Лучше всего для этих целей подойдет долерит. Его можно заменить и черным мрамором, но у долерита более яркий оттенок и подарочная надпись смотрится на нем гораздо выгоднее. Поэтому мы попробуем найти именно долерит.

– Вы поедете в экспедицию?

– Экспедиции у нас имеют целенаправленный характер. Мы не ходим в горы, чтобы разыскать месторождение, а узнаем о наличии какого-нибудь карьера, где разрабатывается, например, родонит – розовый камень, который является побочным материалом от марганцевой руды. Договариваемся, что за чисто символическую плату приедем, выберем то, что нам нужно.

– И снова складируете?

– До того момента, пока не потребуется камень именно этой породы. А когда решаем, для чего будет использоваться данный камень, мы определяем и то, на каком станке он будет обрабатываться дальше. Если это будущая шкатулка, то для нее подходит станок, который называется масленником. Он представляет собой закрытую коробку, в которой установлен тот же алмазный диск. Камень устанавливается на специальную каретку и под действием груза подается на диск. Так отрезается пластинка заданной толщины.

– Какой самой тонкой толщины может быть каменная пластинка?

– 2-3 миллиметра. Тоньше резать уже не имеет смысла, потому что ее невозможно будет обработать. А пластинки в 2-3 миллиметра используются в основном для мозаики, которая кладется на какую-либо основу.

– Какие камни поддаются такой обработке?

– Яшма, долерит, доломит, родонит, офиокальцит, змеевик, магнезит… Но доломит мы используем для других целей. Он достаточно мягкий, и из него получаются красивые шкатулки коричневого цвета.

– А основа для чего нужна?

– Для создания мозаики. Она может быть использована в качестве отдельной плитки или вставки в изделие. Так можно оформить, например, столешницу для журнального столика.

– Что легче обработать – металл или камень?

– Камень тверже металла, поэтому металл обрабатывать легче. Но есть камни мягче металла. Доломит относится именно к таким камням. А вот яшма намного тверже металла. Поэтому попытаться просверлить отверстие обычным сверлом в доломите еще можно, а вот яшму вы таким сверлом только поцарапаете. Для этого камня используются специальные сверла с алмазными насадками.

– Как в работе со стеклом?

– Да. Стекло имеет твердость равную пяти единиц твердости по таблице твердости камней. Согласно этой таблице самый твердый камень – алмаз, а один из самых мягких – мрамор.

– Какими навыками должен обладать мастер по камню?

– Главное – терпение. Ну и фантазией, конечно. Хотя даже тот, кто не обладает ею, но умеет работать с чертежами, тоже может добиться хороших результатов. Мы обучаем студентов технологии изготовления изделия из камня. Наши выпускники работают в ювелирных салонах, в частных мастерских. Но такую мастерскую очень трудно организовать, так как сначала требуется закупить очень дорогое оборудование и инструмент. И окупается такая мастерская очень небыстро. Все зависит от наличия заказов.

– Часто в продаже бывают прозрачные шарики внешне похожие на кварцевые. Из чего они сделаны на самом деле?

– Чаще всего из стекла. Даже если на них написано «яшма» или еще что-то подобное, вы по отверстиям можете легко определить, так ли это. Если нет сколов, то это отливка – искусственный камень из стекла.

– А если нет отверстий?

– Из прозрачного кварца можно сделать прозрачный шар, но его структура не будет равномерной. В нем обязательно будут видны трещинки, инородные включения. Конечно, бывают шарики и из настоящих камней, но тогда и стоимость у них будет совершенно иной: не 5 долларов, а 1000. И еще есть очень простой дедовский способ определить, из настоящего ли камня сделано изделие. Для этого нужно приложить его к щеке. Камень нагревается очень медленно, вам потребуется достаточно много времени, чтобы почувствовать это. А искусственный камень нагревается очень быстро.

– А по весу?

– Отличить трудно: достаточно в искусственный камень добавить свинец, чтобы он стал тяжелее. Еще можно отличить камни по цвету. Хотя неспециалисту сделать это довольно трудно.

– Вам приходится иметь дело с искусственным камнем?

– Только если кто-то принесет такой заказ, а так... Зачем, если есть настоящий камень? Мы, напротив, выполняли специальные мастер-модели из настоящего камня, с которых позже снимали копии и на их основе делали искусственный камень.

– А гранит вы тоже можете обработать?

– Конечно. Но он чаще всего идет как дополнение к какому-либо основному камню. Например, для обрамления пейзажной яшмы, чтобы получить картинку.

Очень красиво смотрятся речные камни в воде. И так хочется их обработать, сделать из них красивые бусы!

– Иногда нам приносят речные камни. Снаружи они действительно красивые, а распилишь – там нет ничего интересного.

– А если их просто отполировать?

– У нас есть такой станок, который называется галтовочным: после обрезки, камень складываются в специальный барабан. Когда он вращается, в него подсыпается абразивный порошок. Постепенно камни обкатываются. Если заложить в барабан ровные кубы, то в результате получатся шарики. А если заложить прямоугольнички, то они превратятся в галечку. И уже из этих камешков можно собирать бусы. Но мы их не делаем, так как для бус в каждом камешке необходимо просверлить отверстие.

– На Байкале в некоторых местах очень сильный прибой, и есть берега, покрытые только круглыми камнями – от совсем маленьких до почти валунов. Наверное, это природная «галтовка»?

– Конечно! Только у нас медленный природный механизм переведен в более быстрый.

– Для обработки ювелирных камней используются те же инструменты?

– В основном, да. У нас есть небольшая мастерская, в которой изготавливаются именно кабошоны – камни, предназначенные для вставки в ювелирные изделия.

– Для ювелирных изделий нужны как минимум полудрагоценные камни. Где вы их находите?

– Обеспечение лаборатории производится из бюджета. Для дипломных работ мы закупаем камни специально: ограненные фианиты, алпаниты и тому подобное. Но так как нам их не хватает, то в своих работах студенты используют самые разные виды камней – какие мы с ними найдем: договариваемся на обмен, на выполнение каких-то взаимовыгодных работ. Помогают нам и бывшие студенты. Недавно один из них привез мне с Алтая нефрит. Это полудрагоценный камень, который может использоваться и для ювелирных украшений, и для художественной обработки камня.

– Как вы определяете породы камней?

– У нас есть преподаватель, который занимается гемологией. Это наука о камнях. Она описывает все месторождения, какие только открыты на Земле, химическую формулу, плотность, твердость, блеск камней в каждом месторождении. Благодаря этим знаниям мы можем определить породу любого камня.

Что делают студенты из камня?

– Шкатулки, подсвечники, письменные приборы, часы, пепельницы, декоративные срезы (так называемые «горбушки»), мозаику и даже фигурки животных.

– Вы ведь не художник по образованию. Как к вам пришло понимание камня и как этому можно научить студентов?

– Понимание камня приходит через понимание красоты. Мы постоянно учимся: общаемся с художниками, иногда сами начинаем рисовать. Большим подспорьем в нашей работе является компьютер. Сейчас на нем в специальных программах можно выполнить любой рисунок и эскиз.

– Чтобы сделать эскиз, нужно знать, что хочешь получить в результате.

– Конечно. В основе любого изделия лежит, прежде всего, идея. Недавно один из студентов принял решение, что в качестве дипломной работы будет делать часы.

– Для них используется какой-то определенный камень?

– Нет, выбор делает сам мастер. В данном случае студент предпочел работать с яшмой. Он сделал первый экземпляр, но он нам не понравился. Мы немного изменили размеры. Второй вариант получился очень красивым. Для изготовления таких часов требуются каменные пластинки. Чтобы их получить, с камня, как я уже говорил, сначала срезается «горбушка», которую можно использовать для декоративных поделок. С одной стороны «горбушка» выглядит, как дикий камень, отполирована, а с другой ее полируют, чтобы рисунок проявился как можно ярче. «Горбушку» можно поставить на подставочку и сделать подарочную надпись, а можно добавить еще какой-нибудь элемент и получить очень красивый предмет утилитарного назначения. Например, подставку для бумаг или визиток. Когда «горбушка» срезана, можно приступать к нарезке пластинок необходимых размеров. Потом они склеиваются, краешки пластинок либо отпиливаются, либо обрабатываются на шлифовальных станках. Но изделие не считается завершенным, пока оно не имеет отделки. На этих часах еще будут ножки из металла и какие-нибудь декоративные элементы.

– То есть мастер по камню должен владеть и художественным литьем?

– Не обязательно. Он может и заказать необходимые ему детали. Для этого у нас есть литейная мастерская, в которой другие студенты обучаются художественному литью. В ней стоит специальное оборудование: литейные машины, горелки, печки.

– Когда студенты начинают обучаться работе с камнем?

– Учиться они у нас начинают на втором курсе и до выпуска. За это время они выполняют достаточно много изделий, чтобы понять и почувствовать камень. Сейчас в мастерской работают пятикурсники, выполняют свои дипломные работы – декоративные настольные лампы, наборные столешницы, письменные приборы, шкатулки в технике флорентийской мозаики.

– Как выглядит такая шкатулка?

– Как картинка. Если откинуть крышку шкатулки, сделанной, например, из змеевика, то на ее внешней стороне можно увидеть декоративную яшмовую вставку. Делают шары из разного камня. Вот, например, зеленый офиокальцит – наш уральский камень.

– Как отличить его от нефрита или змеевика?

– По блеску, по цвету, по тому, как он обрабатывается. У каждого камня своя структура. Если у змеевика она почти однородная, в мелкую крапинку, то у офиокальцита – полосчатая. А нефрит бывает не только светло-зеленым, но и черным, и белым, и темно-зеленым. Однажды нам привозили белый нефрит. Мы делали из него сувениры. Он не чисто белый, слегка желтоватый, и когда срезаешь его тонкими пластинками, он становится прозрачным.

– На Урале можно найти нефрит?

– Нет. Его находят на Байкале и на Алтае. Самый распространенный камень на Урале – яшма, которой можно насчитать у нас до сотни видов. Каждое месторождение – это отдельный вид яшмы.

– Его можно назвать полудрагоценным?

– В основном, нет, это поделочный камень. Но у яшмы есть и такие разновидности, которые считаются полудрагоценными. Это пейзажная яшма. В Башкирии есть гора Полковник, где ее добывали много лет подряд. Сейчас это месторождение уже практически выработано, но еще попадаются красивые камни.

А другие полудрагоценные камни есть у нас на Урале?

– Практически нет. Но вот агат – это наш уральский камень. Иногда мы буквально ходим по нему. Например, магнитогорская станция техобслуживания стоит на жиле агата, в полях орошения есть выходы агата на поверхность.

– Как можно агат отличить от обычного камня, если внешне все камни походи друг на друга?

– Намочить его и посмотреть структуру. Или отколоть кусочек. Серые полосчатые агаты видны сразу. Агат – это разновидность халцедона. Наша Белая гора практически полностью состоит из халцедона. Если по нему ударить, то полетят искры. Но халцедон относится к поделочным камням, так как он однороден, у него нет рисунков. Поэтому его используют только для вставок в какие-нибудь изделия.

– А сам агат?

– Состав у него практически такой же, как у халцедона. Когда шло формообразование камня, могло произойти смешение нескольких слоев пород – светлых и темных. А могло этого и не произойти. Если в светлые породы попадал какой-то темный химический элемент, то он давал иной цвет будущему камню. Так получался агат разных оттенков. А халцедон не имеет подобных включений.

– Но разве белая, например, шкатулка не будет красиво смотреться?

– Чтобы получить качественный камень, который требуется для изготовления шкатулки, его необходимо добывать из-под земли. Мы не имеем возможности делать это. А тот халцедон, который выходит на поверхность земли, имеет трещины, и при обработке просто развалится.

– А экспедиции?

– Раньше мы ездили и на заброшенные карьеры. Например, на озеро Калкан, где когда-то добывали знаменитую калкановскую яшму. Однажды мы приехали туда, там уже ничего не видно: все заросло лесом. Мы залезли в карьер, покопали немного, нашли нужные нам камни и привезли их в мастерскую. А сейчас Башкирия объявила, что камни – это ее национальное достояние, и теперь требуется специальное разрешение на добычу камней даже из заброшенных карьеров.

– А в стороне Аркаима разве нет камней?

– Мы привозили оттуда камни, например, яшму, но она для нас большой ценности не представляет: расцветка у нее ближе к коричневой и в ней много трещин. Красивые камешки граната можно было найти даже на горе Магнитной, когда там еще шла добыча железной руды. Но они были очень мелкими. Из таких гранатов трудно сделать что-либо ценное.

– А как же малахитовая шкатулка?

– На Урале малахита практически не осталось. На Малом Куйбасе есть месторождение малахита, но не дозревший, очень рыхлый, у него нет знаменитого малахитового рисунка. Малахит – это чистая медная руда. Поэтому малахит есть там, где есть месторождение меди.

– О чем вам, как мастеру, говорят разные камни?

– Камень, когда его разрезаешь, открывает перед мастером историю земли. Однажды мы привезли камень, который оказался окаменелым деревом. Мы разрезали его, а там кольца. Им уже миллионы лет! Когда-то дерево упало в воду, она пропитала его каким-нибудь кремнеземом, и структура дерева сохранилась.

А вы верите в Данилу-мастера?

– Такой цветок, какой сделал Данила-мастер, сделать можно, но, конечно, он будет не таким, как нарисовано в книжках. А вот скульптурные фигурки животных из камня делаются легко. Для этого нужны только специальный инструмент и чутье мастера.

— Камнерезка для вас – это хобби или только работа?

— Нет, в такой работе без увлечения не обойдешься. Если ее не любишь, то лучше сразу уйти. Ведь пока получится то, что можно увидеть в нашем музее, приходится и руки в грязи испачкать, и выдержать нудный, однообразный труд с заготовками, и пыли наглотаться. Но когда камень распилил, посмотрел, а там – красота, рождается предвкушение творчества, ожидание того чуда, которое ты сотворишь. Поэтому камнерезка для меня – это не только работа, но и хобби.

— Случалось ли вам в своих экспедициях находить «золотоносную» жилу?

– Лично мне – нет. Но однажды два наших мастера ехали по Казахстану. Видят, отсыпают свежую дорогу. Остановились, попинали камень… Опал! – полудрагоценный камень, который залегает в породе жилами. Он бывает желтым, белым, черным и даже огненным. Такой опал считается уже драгоценным! Наши парни решили проехать к карьеру. Смотрят, а там бульдозером срезают гору вместе с опалом и везут это все засыпать дорогу. И никому до этой жилы, стоимость которой может оказаться дороже, чем весь карьер, нет дела!

– У нас тоже дороги бывают либо зелеными из змеевика, либо оранжевыми из яшмы.

– Россия – страна богатая, и мы думаем, что нам ее богатств еще надолго хватит.

– А вы как считаете – хватит?

– Детям хватит, а вот что нашим внукам достанется, уже не знаю. Думаю, Башкирия поступила правильно, объявив все свои камни национальным достоянием.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем