Сергей Беглов вырос в рабочей семье. После службы в армии окончил МГТУ (МГМИ) и 17 лет отработал на комбинате, пройдя путь от ученика до начальника смены. Все шло как у всех. Но жизнь поставила его в такие условия, что пришлось искать ответы на вопросы, на которые без знания психологии ответов найди было невозможно. И он решил поступить на психологический факультет МаГУ (МГПИ). В 1996 году, успешно окончив университет, Сергей Иванович предложил свои услуги только что открывшемуся Центру социальной помощи семье и детям.
Сейчас Сергей Беглов – психолог высшей категории, работающий с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков, а также с их родными и близкими.
Что такое алкоголизм? Каковы его исторические корни в России? Действительно ли Россия стоит на первом месте по количеству выпитого спиртного на душу населения? Зачем русские цари спаивали народ, и ради чего декабристы вышли на Сенатскую площадь? Почему качество импортных алкогольных напитков стало причиной гибели многих россиян? Действительно ли алкоголизм и наркомания – заболевание?Что такое созависимость, и как она влияет на зависимость от алкоголя и наркотиков у ваших близких? На эти и другие вопросы ищите ответы в нашем интервью.
– Сергей Иванович, почему вы выбрали именно это направление психологии?
– Я никогда даже не задумывался над выбором: в 90-е годы, когда население России уменьшалось более чем на миллион человек в год из-за злоупотребления спиртными напитками, я просто не мог не откликнуться на эту проблему. Статистика показывала следующее. Афганская кампания длилась десять лет. За это время, по оценкам специалистов, погибло 12-14 тысяч человек. А официальный печатный орган нашей Государственной думы «Парламентский вестник» за март 2006 года показал, что за первые два месяца 2006 года в нашей стране от алкоголизма погибло восемь тысяч человек! Несложно подсчитать, что за один только год в России от этой болезни погибает до 48 тысяч человек! Так где, скажите, идет война? Жизнь сделала выбор за меня.
– Менее официальная пресса приводит и другие факты. Согласно позиции авторов фильма «Алкогольный террор», на Западе целые службы работают на то, чтобы спаивать русских...
– Есть мнение, что ЦРУ создали программу, основанную на русском менталитете. В России ведь издревле было принято употреблять крепкие спиртные напитки. Но также было большим грехом напиваться в будние дни. Есть даже такие данные, что когда князь Владимир решал, что России подойдет больше – христианство или ислам, – выбрал христианство по нескольким причинам, одной из которых было то, что мусульманство запрещает употребление спиртных напитков. Это уже при Иване Грозном появились первые кабаки и была введена монополия на производство и продажу спиртных напитков. Вы знаете, как появился знаменитый жест алкоголиков в виде стука пальцами по горлу и термин «залить за воротник»?
– Нет, не знаю…
– Опричникам Ивана Грозного, отличить которых можно было по клейму на горле, полагалась бесплатная чарка. И, заходя в кабак, они оттягивали воротник и стучали пальцами по клейму, требуя эту бесплатную чарку. Но тогда самые крепкие спиртные напитки не превышали 200. А при Петре I водка уже стала 300 и сеть кабаков расширилась.
– Зачем нужно было нашим же царям спаивать народ?
– И при Иване Грозном, и при Петре I Россия расширяла свою территорию. Для ее освоения нужны были деньги. А себестоимость спиртных напитков, скажем прямо, невысока.
– Выходит, что правительству России всегда было выгодно пьянство его же подданных?
– Вероятнее всего. Вспомните 1825 год. Ради чего декабристы вышли на Сенатскую площадь? Ради отмены крепостного права? Не только. Одним из пунктов их декларации было требование вернуть дворянам монополию на продажу спиртных напитков! Когда Екатерина пришла к власти, она отдала монополию на продажу спиртных напитков дворянам. А Павел I эту монополию у них отнял.
– В других странах подобная монополия тоже существует, но люди не спиваются!
– А это уже вопросы другого порядка. Согласно среднестатистическим данным, до 20 процентов населения мира имеют предрасположенность к алкоголизму. При этом меньше всего алкоголиков среди евреев – 1-2 процента. А вот народы Средней Азии и коренное население Америки традиционно употребляли наркотики. Познакомив индейцев с алкоголем, новые американцы буквально споили их.
– Но это правда, что Россия – самая пьющая страна?
– Нет. Это миф. Разве что по доле употребления крепких спиртных напитков. На самом деле во времена «великой депрессии» одними из лидеров по употреблению алкоголя были США. Хотя не секрет, что в послевоенные годы бюджет нашей страны процентов на 50 формировался за счет продажи спиртных напитков.
– Существует мнение, что можно привить культуру пития. На чем основано это мнение и верно ли оно?
– Советская власть не отрицала существование алкоголизма в России. Вытрезвители у нас были всегда. Но если ты попадал в него, то считалось, что ты просто не умеешь пить. В 1985 году Горбачев ввел закон об ограничении продажи спиртных напитков. Тогда было вырублено очень много виноградников. Но это был не «сухой закон», а именно антиалкогольная кампания. Именно в это время пресса начала открыто говорить о случаях гибели от алкоголя. Благодаря той кампании, по оценкам специалистов, около двух миллионов россиян удалось спасти от верной гибели: люди не попали в алкогольную зависимость. Но в 1991 году Советский Союз рухнул, границы России открылись, и к нам хлынул поток импортных спиртных напитков. И вот тогда было что-то!
– Но ведь импортные напитки отличаются качеством!?
– Именно в этом и была основная причина новой волны заболевания. На языке наркологов – «пошел сушняк». Классификаций алкоголизма довольно много, по одной из них «сушняк» – это четвертая, последняя стадия, когда человек видит спиртное – пьет, не видит спиртное – не пьет. Это алкогольная деградация. До этой стадии доживает 1 из 100 алкоголиков.
– Что же произошло? В чем причина такого быстрого спаивания?
– Она снова кроется в нашем менталитете. У нас, если на этикетке написано 400, то фактически это 300. Пьют как? Стаканами. На импортных спиртных напитках стоит знак 420. Это значит, что там именно 420. Пьют как? Опять же стаканами! Человеческий организм на 80 процентов состоит из воды. Человеческий мозг из воды состоит на 90 процентов. Чем выше крепость спиртного напитка, тем быстрее обезвоживается организм. И в первую очередь что? Мозг! Отсюда и идет деградация. На языке наркомании это означает «передоз».
– Что же такое наркомания и алкоголизм?
– Это заболевание. Неизлечимое, прогрессирующее и со смертельным исходом. Еще раз повторю: вылечить их невозможно, можно только остановить. Человек может находиться в ремиссии сколь угодно долго лишь полностью воздерживаясь от употребления спиртных напитков. Полностью воздерживаясь!
– Очень трудно признать алкоголизм болезнью. Как вы можете доказать, что это именно заболевание?
– Попав в алкогольную зависимость, человек перестает контролировать употребление выпитого. Хотя сам он этого не отслеживает. Я часто выезжаю с профилактической работой на предприятия города и вижу, что уже при первой встрече можно определить, кто злоупотребляет, а кто нет. Потом я начинаю разговаривать с человеком. Если он все отрицает – это уже первый признак зависимости.
– Но тогда вы ему и помочь ничем не сможете: ведь если человек считает себя здоровым, он к вам никогда не придет!
– А добровольно с таким заболеванием никто к психологу и не приходит. Ко мне их, как правило, приводят родственники. Или обстоятельства, когда человек стоит перед выбором – потерять или сохранить работу, потерять или сохранить семью, потерять или сохранить здоровье. Но иногда даже этот выбор не останавливает, и люди погибают. При этом итог не зависит ни от возраста, ни от статуса, ни от состоятельности: перед болезнью все равны.
– Вы можете вышесказанное пояснить на примере?
– Хорошо. Допустим, Иван Иванович – уважаемый в городе человек. Но каждый вечер и в выходные напивается до упада. Специалисты ему говорят: «Иван Иваныч, вы алкоголик». «Да вы что! Я уважаемый в городе человек! Я директор завода! У меня дом – полная чаша! У меня дети учатся в престижных заведениях! Нет, я не алкоголик. А вот мой сосед, Семен Семеныч, действительно алкоголик, потому что он каждую пятницу попадает в вытрезвитель». Идем к Семену Семенычу, говорим: «Семен Семеныч, вы алкоголик». «Вовсе нет! Просто мы каждую пятницу отмечаем День строителя, День металлурга, День автомобилиста, а они стоят и пасут нас! Нет, я не алкоголик. А вот Василий Васильевич – тот алкоголик: с работы выгнали, жена ушла, квартиру потерял». Нашли Василия Васильевича. Он: «Не, мужики, вы что! Это же обстоятельства так сложились: жена-стерва, начальники... риелторы… Кого, скажите, они хотят обмануть? Нет, я не алкоголик. А вот Сан Саныч – тот алкоголик. Он на прошлой неделе паленой водкой отравился, в реанимации лежит». Сан Саныч пришел в себя, спрашиваем: «Сан Саныч, ты алкоголик?» «Да вы что! Это ж водка паленая!» И так бесконечно. Человек за собственные деньги покупает себе проблемы!
– Какой алкоголизм встречается чаще – наследственный или социальный, приобретенный?
– Наследственный, который формируется на фоне генетической предрасположенности и эмоциональной незрелости.
– Зависимость от наркотиков проявляется как-то иначе?
– Симптомы формирования зависимости и от алкоголя, и от наркотиков одни и те же. Разница лишь в том, что алкоголизм формируется в течение 15-20 лет, а наркоману достаточно пяти лет, чтобы «вылететь» навсегда. Но алкоголь легален, а наркотики нет. И если говорить языком цифр, то по Челябинской области от наркотической зависимости в прошлом году погибло около 300 человек, а от алкогольной – 1500-2000.
– Вы можете назвать внешние признаки формирования зависимости?
– Это – частота употребления, до какой степени… и последствия. Бывает, что человек употребляет раз в год, но последствия таковы, что…
– Вы сказали, что человек может находиться в ремиссии сколь угодно долго, полностью воздерживаясь от употребления спиртных напитков. Как это возможно?
– Во всем мире действует 12-шаговая программа, на основе которой создаются группы поддержки. Эти группы существуют на добровольных началах и на добровольные пожертвования самих членов группы.
– Что это за программа?
– Я бы сказал, что это некая философия, которая приводит к новому, осознанному образу жизни. Это программа духовного и личностного роста. Ею пользуется индустрия освобождения от зависимости, и она является конкурентом индустрии, спаивающей людей.
– А наркология?
– К сожалению, здравоохранению не всегда выгодно выздоровление от зависимости. Хотя я не отрицаю огромной помощи наркологии человеку во время его сильнейшей наркотической или алкогольной интоксикации. Но дальше-то ему что делать? Проблему-то все равно надо решать!
– Я согласна с вами, но прежде, чем человек придет в группу, он должен захотеть туда прийти!
– Вот тут и нужна работа психолога. Как я уже сказал, зависимого ко мне приводят, как правило, родственники, которых я тут же выпроваживаю. И начинается беседа с глазу на глаз. Многие зависимые обещают самостоятельно бросить пить. Я ловлю их на слове и беру обещание при первом же срыве вернуться ко мне. Примерно 25 процентов из них снова приходят ко мне. С этого начинается их выздоровление.
– Женщины к вам тоже приходят?
– Конечно. Причем если в советское время на 10 зависимых мужчин приходилась одна зависимая женщина, то сейчас 5-6!
– Какую задачу вы ставите перед собой в работе со своими клиентами?
– Дать им инструмент выздоровления, показать, как им пользоваться и – отпустить. Многие после работы со мной начинают посещать группы поддержки.
– В чем секрет 12-шаговой программы?
– В ней, я бы сказал, собран опыт миллионов людей, на основе которого сформировалась философия выживания в трудных ситуациях. В ситуациях, когда человек теряет контроль над собой и стремится сделать то, чего сделать невозможно. Первый шаг программы заключается в признании бессилия человека перед проблемой. С этого момента все начинает меняться!
– На вашем примере и Иван Иванычем четко видно, что признать себя алкоголиком решится далеко не каждый. И хотя зависимость от инсулина всем тоже хорошо известна, она не осуждается обществом!
– Любая наша болезнь – это бегство от проблем, которые мы сами себе создаем. И в случае с инсулином, и в случае с алкоголем не происходит эмоционального взросления, если не задуматься над причинами заболевания. Но у алкоголика есть определенное преимущество перед диабетиками: выглядеть плохо в глазах общества хочет далеко не каждый, и это является хорошим стимулом для работы над собой. Гораздо сложнее убедить сделать это гипертоника, язвенника и тем более созависимого.
– Созависимость? Есть такая болезнь?
– Да, это болезнь. Жизнь с алкоголиком накладывает на человека определенный отпечаток. Но есть и другая сторона: женщина делает из своего мужа алкоголика чаще всего сама.
– Вы не боитесь обидеть таким утверждением многих страдающих от алкоголизма мужей женщин?!
– К сожалению, факты остаются фактами: только одна из десяти женщин, живущих с алкоголиком, решается уйти от него. Если же взять 10 семей, где алкоголичками являются женщины, то только один из десяти мужей остается жить с ней. И когда женщина бросает одного алкоголика, она находит другого такого же. При этом многие из них убеждены, что могут исправить другого человека!
– А можно исправить другого человека?
– Можно! Есть замечательная притча на эту тему. Вокруг умирающего мудреца собрались его родственники. И они просят его: «Открой секрет своей мудрости!» И он отвечает: «Когда я был молодым, то хотел изменить весь мир. Но мир оказался таким большим! Тогда я решил переделать свою страну. Но и она оказалась огромной! Тогда я начал переделывать родной город. Но у меня снова ничего не получилось! Тогда я взялся за свою семью. Но оказалось, что каждый смотрит на одни и те же вещи по-разному! И тогда я понял, что могу изменить только самого себя».
– И…?
– Есть золотое правило: что ты посылаешь, то ты и получаешь. Если ты хочешь изменить человека, измени, прежде всего свое отношение к себе. Вспомните библейское «возлюби ближнего, как самого себя». Если ты не любишь себя, как ты можешь любить другого?
– Но как можно показать созависимому, что он сам себя не любит?! Он ведь уверен в обратном!
– Очень сложно. Но есть специальные техники, благодаря которым человек начинает делать самоанализ. Не самобичевание, а именно самоанализ с тем, чтобы в дальнейшем сделать определенные выводы. И здесь я бы хотел сказать следующее: семья – это замкнутое пространство. И если зависимый решил избавиться от своей зависимости, то у будущего его семьи есть только три варианта: либо семья распадется (алкоголик начнет эмоционально расти и скажет: «Мне такая жена не нужна»), либо женщина тоже начнет заниматься по программе, либо она утянет мужа обратно, и он снова начнет пить.
– Если созависимость – болезнь, то у нее тоже есть симптомы.
– Первый признак – завышенные ожидания от другого человека и контроль над его поведением. А также непроговоренность. Другими словами, та же эмоциональная незрелость.
– Вот и выходит, что бросить пить не достаточно для того, чтобы стать эмоционально взрослым. Разве не так?
– Да, алкоголизм – это, как правило, следствие неразрешенных психоэмоциональных проблем. И естественно, даже если человек перестает употреблять, эмоции остаются. Проблема здесь выглядит следующим образом: алкоголь и наркотики люди начинают употреблять приблизительно в одно и то же время – в 14-15 лет. В результате человек, попавший в зависимость от них, как бы застревает на этом возрасте. Он перестает взрослеть эмоционально. А когда возникает проблема алкоголизации, человеку, как правило, уже за 30.
У него уже есть семья, он имеет какой-то социальный статус и т. д. Человеку зависимому становится тяжело удержать все это, и он приходит к решению обратиться к психологу и ходить в группы. Но его эмоциональный уровень по-прежнему остается на уровне подростка: его все задевает, обижает. И то, что обычный человек делает за 15-20 лет (взрослеет), человеку, пришедшему в программу, приходится делать за 3-5 лет. В этот момент происходит процесс, который я называю болезнью роста: человек падает, набивает шишки. И тут важно человеку не сложить всю ответственность на «высшую силу», которая решит все его проблемы, а работать по всей программе.
Ведь 12-шаговая программа – это комплекс, состоящей из трех этапов. И каждый этап – новый виток к взрослению, к продвижению вперед. Таким образом можно подойти к решению любых проблем. Однако в группах анонимных алкоголиков часто останавливаются на достижении трезвости. Да, я согласен, что на первом этапе трезвость – это основная цель зависимого. Но позже трезвость сама становится необходимым условием для достижения иных целей. Например, научиться любить.
– Как этому можно научиться? Тем более в группах, где каждый просто высказывается по кругу?
– Один из американских миллионеров, осознав, что он попал в зависимость от алкоголя, пришел в группу анонимных алкоголиков. И работа в ней ему так понравилась, что в одном из своих домов он создал реабилитационный центр. Его жена долго не понимала, зачем ему это нужно. И тогда он пригласил ее в группу. После посещения она объявила мужу: «Болтовня!» Сейчас этот центр так и называется «Болтовня».
– А если серьезно?
– В группах работают те же принципы, что и на любом психотерапевтическом сеансе: то, что происходит в группе, не выносится за ее пределы. Так создаются доверительные взаимоотношения. Это способствует снятию страхов перед проговариванием проблем. Знаете, какой вопрос считается самым глупым?
– Незаданный?
– Да, ведь это вопрос, на который человек не получил ответ. Если нет ответа и на следующий вопрос, и еще на следующий, то рано или поздно происходит эмоциональный взрыв, поводом для которого может стать любой пустяк. Человек болен ровно настолько, насколько он не выговорился. В группе человек начинает слышать не только других, но и самого себя. Он начинает видеть не только привычные для него способы решения определенных проблем, но и много других.
– Происходит накопление опыта!
– Я бы сказал, идет «нарезка» новых программ.
– Хотелось бы услышать от вас что-нибудь оптимистичное по темам зависимости и созависимости.
– По сравнению с 90-ми годами в России снизилось количество рекламы алкоголя и табака, а сами люди повернулись лицом к духовным ценностям, к вере. Кроме того, политика нашего государства уже не та, что в Советском Союзе, когда все ждали, что кто-то решит за них их проблемы. Хотя, конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем мы научимся брать на себя ответственность за свою жизнь. Сейчас мы еще пожинаем плоды тоталитарного строя, который развивал в людях эмоциональный инфантилизм. Но у нас уже есть выбор. Думаю, он будет верным.
Телефон городского Совета анонимных алкоголиков: 8 (919) 344-69-59.