В преддверии 23 февраля мы решили поинтересоваться о состоянии дел на сегодня в обществе, само название которого говорит о его непосредственном отношении к армии и флоту – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), – о том, какие задачи выполняла эта организация в прошлом и каким целям государства служит сегодня, какие перемены ждут ее в связи с недавним постановлением правительства. Почему молодым людям стоит пройти обучение в объединенной технической школе до призыва, какую профессию они могут там получить? Бояться или не бояться идти в армию? Какие солдаты сегодня нужны Родине? Стоит ли женщинам служить в армии? Об этом и многом другом мы расспросили самого что ни на есть боевого офицера, хотя и в запасе.
Сегодняшний наш собеседник, Антон Михайлович Дадаев, знает армейскую службу далеко не понаслышке, прошел ратный путь от курсанта до полковника, служил во многих уголках нашей Родины, принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, более десяти лет возглавлял один из районных военкоматов нашего города. Сейчас он полковник запаса, но армейская выправка, привычка к самодисциплине не позволяют ему расслабиться ни на минуту. Родина требует от него полной самоотдачи, и он готов, как всегда, трудиться на ее благо, не жалея ни сил, ни времени.
– Расскажите коротко о создании ДОСААФ в Магнитогорске.
– Магнитогорская городская оборонная организация «ОСОАВИАХИМ – ДОСААФ – РОСТО» создана в июне 1931 года. Она создавалась как движение, направленное на укрепление оборонной мощи державы, на воспитание истинных патриотов, готовых защищать Отечество, если понадобится, с оружием в руках. И задача эта, надо сказать, выполнялась успешно: из рядов ОСОАВИАХИМа вышло немало героев Великой Отечественной.
С распадом Советского Союза встал вопрос о реорганизации ДОСААФ. Так в 1991 году появилась Российская оборонная спортивно-техническая организация.
Сегодня в ДОСААФ ведется спортивно-техническая и учебная деятельность, работают стрелковые, мотоциклетные, судомодельные, авиамодельные и другие секции, работают спортивно-стрелковый, спортивно-технический клубы, клуб служебного собаководства. В городе имеются авиационно-спортивный клуб и объединенная техническая школа ДОСААФ, начальником которой я являюсь. На территории городского Дома обороны, которому присвоено имя Героя Советского Союза Л. В. Дёмы, развернут музей военной техники под открытым небом.
– Какие задачи выполняет ДОСААФ сегодня?
– Основная задача объединенной технической школы – подготовка специалистов для вооруженных сил. Задача местного отделения ДОСААФ России – проводить военно-патриотическую и оборонно-массовую работу.
29 октября 2009 года вышло постановление правительства о реорганизации РОСТО (ДОСААФ), в котором говорится о преобразовании общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», или, проще говоря, ДОСААФ России. Как видите, изменился наш статус. Из общественной организации мы превратились в общественно-государственную. Это дает нам больше возможностей, но и ответственности возлагает на нас больше. В частности, к традиционному списку задач, которые мы выполняли, добавились новые. Это, например, участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Раньше эту задачу решал только военный комиссариат. Еще одна ранее не специфичная для нас задача – участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Кроме этого, на ДОСААФ России возложили задачу по содержанию и восстановлению объектов инфраструктуры в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.
– Кто и чему обучается в объединенной технической школе?
– С декабря прошлого года по заданию Министерства обороны через военные комиссариаты к нам поступило на обучение более 200 курсантов, которых мы готовим по трем военно-учетным специальностям. Это водители-электромеханики, специалисты силовых и очистительных агрегатов и военные водители. Причем водители получают две категории – на легковой и грузовой транспорт. После окончания нашей школы выпускники идут в армию уже готовыми специалистами, им выдается свидетельство государственного образца. Обучение проходит дифференцировано, ведь занятия посещают и те, кто еще не закончил учебу, и те, кто уже работает. Поэтому расписание составлено так, чтобы удобно было всем. Армии требуются образованные люди, и 70% призывников стараются получить профессию еще на «гражданке».
В общей сложности все обучение занимает от месяца до трех с половиной в зависимости от специальности. Таким образом, мы готовим специалистов к каждому призыву. Министерство обороны оплачивает их образование, и оно заинтересовано в том, чтобы призывники сразу же по окончании школы были призваны в армию. Конечно, у тех, кто хочет получить бесплатные права и уйти от призыва, ничего не выйдет.
– Скажите, а государство каким-то образом контролирует работу школы?
– Конечно, государство в лице Министерства обороны выделяет нам деньги на обучение призывников. Соответственно, мы подписываем с ним контракт, по которому, выражаясь языком экономики, мы должны выдавать качественный «товар». Поэтому приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа назначается государственная экзаменационная комиссия, а выпускники-водители к нашему экзаменационному листу должны приложить еще и экзаменационный лист из МРЭО ГИБДД. Как сказали бы на «гражданке» – они должны получить права.
– Долгое время в нашей стране мальчиков пугали армией. Средства массовой информации нагнетали обстановку. Как считаете, сейчас отношение к службе меняется в лучшую сторону?
– Мы и раньше готовили призывников к армии. Нельзя сказать, что посещаемость была плохая, но и хорошей ее тоже назвать было нельзя. В настоящее время наблюдается повышение дисциплины в этом плане. Особенно радует то, что интерес к подготовке своих детей стали проявлять родители. Когда 14 декабря состоялось торжественное построение при открытии учебного года, многие из них сами пришли, хотя специально их никто не приглашал. Выросла озабоченность родителей о сыне: чем он будет заниматься в школе, что будет происходить с ним после обучения. Я лично разговаривал с пришедшими родителями, и, как оказалось, некоторые из них прошли в свое время подготовку у нас и сейчас привели к нам своих детей. После завершения торжественного построения ко мне подошли мама и папа одного из призывников, и отец выразил нам огромную благодарность за ту подготовку, которую он прошел в 1978 году. Он с восхищением вспоминает то время, как и чему обучался, насколько и в армии, и в жизни пригодилась ему специальность, полученная в нашем учебном заведении. И теперь он привел к нам учиться своего сына.
– Это вы о родителях говорите. А молодежь? Она готова отдать свои силы и знания Родине?
– За все молодое поколение сказать не могу, то те ребята, которые приходят учиться к нам, однозначно отвечают на этот вопрос положительно. Я общаюсь с ними каждый день и вижу, что наша подготовка помогает им обрести уверенность в том, что они справятся с поставленной задачей. У молодежи постепенно исчезает страх перед службой. И знаю точно, что в частях, где командиры, политработники уделяют значительное внимание личному составу, нет ни дедовщины, ни других негативных проявлений. К тому же Министерство обороны сейчас настроено очень решительно. Все, кто не отвечают современным требованиям, были уволены. Может быть, где-то палку перегнули и уволили «с запасом», но зато те, кто остался, получат достойное денежное довольствие.
– Так вы считаете, что сокращение пошло армии на пользу?
– Сокращение было безжалостным, но вполне правомерным. Конечно, можно было провести его и более душевно, судьбы нередко ломались. Среди сокращенных были и те, кто хотел служить, готов был на переезд, но им не предоставили такой возможности. Много молодых офицеров среди тех, кто по разным причинам не вписался в новый облик вооруженных сил. Но еще раз повторю: у тех, кто остался, увеличилось денежное довольствие, созданы все условия, чтобы боевой офицер получал зарплату хотя бы не меньше водителя трамвая. Подготовка военного летчика стоит больше, чем самолет, на котором он летает.
– А журналисты помогают вам в работе по патриотическому воспитанию или больше занимаются антипропагандой?
– Я отдал службе жизнь и, естественно, слежу за тем, как освещают положение дел в армии средства массовой информации. Поэтому с уверенностью могу сказать, что сегодня ажиотажа уже нет. Негативные случаи не замалчиваются, но и не очерняется вся армия в целом. Наблюдается реальное изложение фактов, сути каждого случая, и, я считаю, достигнута золотая середина в освещении положения дел. Я всегда выступал против утаивания от общества негативных проявлений, но и выдумывать их там, где ничего нет, тоже непозволительно. Любой факт, если он существует, может быть подан по-разному, но в первую очередь он должен быть реальным и подтвержденным.
– Как вы считаете, какая армия нужна России?
– Армия должна быть профессиональной. Примерно на 30% она должна состоять из призывников, а на 70 – из профессионалов. Совсем без призывников армии все же не обойтись. В настоящее время призывник, прослуживший в армии полгода, может написать рапорт о переводе его на контрактную службу, хотя я считаю, что и года мало, чтобы стать специалистом в определенной области. Но армия – это место, где любой человек обучается быстрее. К тому же малый срок сейчас – мера вынужденная, так как контрактников пока не хватает.
– Ваша деятельность не ограничивается стенами технической школы. Какую работу вы проводите в учебных заведениях города?
– В школах мы ставим перед собой решение военно-патриотической задачи, воспитания наших граждан патриотами Родины. И если расставлять приоритеты, то эта задача стоит у нас на первом плане. Мы поддерживаем связь со всеми учебными заведениями города, не только со школами. Это и ПТУ, и высшие учебные заведения. Проводим дни открытых дверей, совместные спортивные мероприятия. Особое внимание уделяем военно-техническим видам спорта. В нашем тире проводятся занятия по спортивной стрельбе. В недавнем прошлом с военно-лицейским корпусом мы весной проводили марш-броски в районе второй плотины, мальчишки стреляли по мишеням, посещали казармы, воочию наблюдали быт солдат. Поход завершался полевой кухней. Я видел, как они, довольные, ели кашу из котелков, а потом, вернувшись домой, рассказывали об этом своим друзьям, и те приходили к нам и говорили: «Мы тоже хотим!» Такой азарт в глазах, такой дух соревнований! Но… сейчас некому мне помочь в организации проведения подобных мероприятий. Нет базы, части расформированы, будем думать, как продолжать эту традицию.
В феврале у нас традиционно проходит месячник военно-патриотической работы. Вот и сейчас в рамках этого месячника буквально каждый день мы проводим соревнования, экскурсии в музее боевой техники, посещаем школы. Помогаем с организацией уроков по начальной военной подготовке, выступаем с лекциями, популяризируем ДОСААФ, его деятельность, показываем фильмы на эту тему. Как видите, наблюдается полное взаимодействие между нами и учебными заведениями города. Таким образом, мы выполняем указание президента РФ по активизации военно-патриотической работы с подрастающим поколением. В одном из своих выступлений президент уделил особое внимание созданию на базе ДОСААФ учебных центов допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания. В стране будет создано 80 таких центров, и три из них – у нас в области: один – в Троицке, второй – в Челябинске, и третий – на базе нашей школы.
– Если государство уделяет такое большое внимание военной подготовке школьников, то почему же в школах так плохо обстоят дела с уроками НВП, тиры простаивают? Что делается в этом плане?
– Тиры простаивают, потому что многие из них не отвечают необходимым требованиям. Это очень серьезный вопрос, и центры допризывной подготовки, в том числе, будут решать и его. К работе по допризывной подготовке мы планируем привлечь не только город Магнитогорск, но и наших соседей: Агаповку, Верхнеуральский район, Кизильский и другие. Готовится очень серьезный проект, который совместно разрабатывается Министерством обороны, Министерством образования и науки, губернатором Челябинской области, администрацией Магнитогорского городского округа, что говорит о высоком, государственном уровне создаваемых центров. Они будут являться составным звеном по федеральной системе допризывной подготовки граждан РФ и будут решать следующие основные задачи: организация допризывной подготовки, формирование у молодежи знаний основных положений Конституции и законодательства РФ по вопросам воинской обязанности и военной службы, получение начальных навыков военной службы и физическая закалка, обучение военно-учетным специальностям, организация и обучение подростков военно-прикладным и техническим видам спорта. Центр будет юридическим лицом, основным источником финансирования которого будут служить бюджетные средства. В этом году региональный бюджет уже сформирован, поэтому глава города пообещал для организации нашей работы изыскать средства из внебюджетных источников. В том, что такой центр откроется в нашем городе, ни у кого сомнений нет. Уже создан оргкомитет, который возглавил заместитель главы города Сергей Иванович Кимайкин. Сейчас мы определяемся со структурой центра и с первого сентября планируем запустить учебный процесс. Уже четыре офицера запаса изъявили желание работать в центре. Важно то, что у них есть военный опыт. Беда России в том, что учителями НВП сейчас работают в основном женщины. Низкая зарплата – наш бич. Мужчины хотят работать военруками, у них есть желание передать свой опыт подрастающему поколению, но… Так вот, при нормальном финансировании мы сможем привлечь к этой работе мужчин – военнослужащих запаса.
– Как вы стали военным? Жизнь военного легкой не назовешь. Где пришлось служить?
– Я родился и рос на Украине, закончил там школу. Мы с другом мечтали об армии, серьезно готовились и после восьмого класса решили поступать в суворовское училище. Но мой друг не прошел областную медицинскую комиссию, я без него ехать не захотел, и мы продолжили учиться до десятого класса. За три года Юра поправил свое здоровье, и на этот раз мы поехали поступать в военное училище в Ташкент, чтобы стать танкистами. Было очень трудно. Конкурс в тот год составлял 17 человек на место. Не каждый гражданский вуз мог похвастаться таким конкурсом. Но к последнему экзамену он упал до трех человек на место. Огромное желание стать военными помогло нам преодолеть все трудности – и бытовые, и экзаменационные. Мы дошли до командующего округом, проявили массу выдержки, и нас зачислили в училище. И сейчас, спустя 38 лет, я с уверенностью могу сказать, что принял тогда правильное решение. После окончания училища я попал в Чугуев на Украине, а через три года меня назначили командиром танковой роты и направили в Заполярье, недалеко от Финляндии. Жили в тайге. Снег до двух метров глубиной, температура нередко ниже 30 градусов ниже нуля. Суровые места. Но и там нужны защитники Отечества. Там я освоил плавающий танк ПТ-76. Затем я получил назначение в Мурманск в качестве командира батальона. Через пять лет – в Карелию. А оттуда я поступил в военную академию бронетанковых войск в Москве. В 1992 году приехал в Чебаркуль на должность начальника штаба танкового полка. А в 1996 году меня направили в Чечню. Уезжал на три месяца, а оказалось – на семь. Два раза срок продлевали. В Чечне я служил в должности заместителя командира мотострелкового полка.
– Что нужно знать нынешней молодежи о чеченской войне?
– Свой долг надо выполнять, не рассуждая. А вообще, официально, в Чечне войны не было. Там проходили боевые действия по наведению конституционного порядка. Это были боевые действия, которые коренным образом отличались от тех канонов проведения общевойскового боя, которым меня учили и в военном училище, и в военной академии. Там, в Чечне, я видел чудеса героизма, взаимовыручки наших воинов, наших мальчишек-срочников. Ребята воевали, отдавая жизнь, выполняя свой долг, и никто, как и в Великую Отечественную, не требовал за это награды и других льгот. Это сейчас платят «боевые», которые нередко заменяют чувство патриотизма, а поездка в Чечню рассматривается как возможность неплохо заработать.
– Как вы попали в Магнитогорск?
– После Чечни я вернулся в Чебаркуль. К тому времени мой полк расформировали, и я, как и многие тогда, был поставлен перед дилеммой – менять место службы или увольняться. Но «плох тот солдат, который не носит в вещевом мешке маршальский жезл». Мне предложили должность военкома. Для строевого офицера это была слишком спокойная должность. Но я подумал и дал добро. Министр обороны подписал приказ о моем назначении военным комиссаром Правобережного района города Магнитогорска, и с 28 декабря 1996 года я служил здесь, в Магнитогорске, в звании полковника. Должность и звание получил одновременно за три дня до Нового года.
– С 2007 года вы начальник Магнитогорской объединенной технической школы ДОСААФ России. Что дальше?
– 19 января 2010 года меня избрали на должность председателя местного отделения ДОСААФ России. Так что сейчас я и начальник школы, и председатель местного отделения ДОСААФ России. Работа очень интересная, трудиться приходится много, но, как говорится, Родина сказала: «Нужно», я ответил: «Есть». Постараюсь оправдать оказанное мне доверие.
– Почему в российской армии так мало женщин? Бережем или не доверяем?
– Женщина – хранительница домашнего очага, и в армии ей делать нечего. Это не дискриминация. В нашей стране для вооруженных сил и мужиков достаточно. Даже сокращать пришлось – так много народу под ружьем стояло. В моем подчинении и женщины служили. Отличные бойцы, но женщина не должна подвергаться тем тяготам и лишениям, которые должны ложиться только на плечи мужчин. И это мое твердое убеждение. И к тому же женщины чаще всего идут в армию только из-за денег или безработицы.
– Что такое, по-вашему, патриотизм, и как воспитать настоящего патриота?
– Патриотизм – это способность к самопожертвованию, подвигу, способность к чрезвычайной концентрации сил и энергии для выполнения задачи, поставленной перед ним Родиной, гордость за свое Отечество. Слава богу, отменили указ, который разрешал вывешивать флаги Российской Федерации только на государственных учреждениях, и теперь любой гражданин может повесить флаг России на своем балконе или доме, машине или где-то еще. Это повышает патриотизм граждан. А георгиевские ленточки на машинах? Они тоже добавляют патриотизма. Нужно больше российской, государственной символики в учреждениях, учебных заведениях, просто на улице.