Про людей, неадекватно воспринимающих жизнь, говорят: «Надел розовые очки». Сейчас людей, видящих все в розовом свете, мало – гораздо больше тех, кто все видит черным. А если ты не просто примеряешь очки, а сам их изготавливаешь и продаешь уже почти два десятка лет, как Альфия Томозова?
– Альфия Закарьяновна, сколько лет существуют ваши оптики?
– Я открылась прямо накануне кризиса 1998 года. 11 августа открылась, а 17 грянул кризис. На тот момент я успела привезти оборудование и сделать своими силами ремонт в помещении, а вот вложить деньги в товар уже не успела, собиралась взять товарный кредит. Но кто бы мне его в тот момент дал? Меня никто не знал, я ведь только начинала. Это сейчас у меня есть имя, есть репутация. Тогда я осталась без товара, и нужно было срочно искать деньги.
– Руки не опустились?
– А куда было деваться? Некуда. Я заняла деньги на закупку товара у знакомых, причем в долларах. Мне говорили – ты не боишься, что курс вырастет до 50 рублей за доллар? А чего уже было бояться, если столько сделано? Вот сейчас к кризису я подошла с товарным запасом и могу какое-то время удерживать цены. А тогда первые партии закупать пришлось уже по новым ценам, и, бывало, клиенты устраивали скандалы – мол, наживаетесь на кризисе. Но я прекрасно понимаю, что это такое – когда нет денег. Я понимаю, что, если у человека остались последние 200 рублей, он в тяжелейшем положении. Он просто не знает, то ли ему очки купить, то ли хлеб для семьи. Все дело ведь в том, что мы не торгуем предметами роскоши, очки относятся к предметам первой необходимости для слабовидящих.
– А как вам пришла идея создать собственную оптику?
– Я работала много лет в государственной оптике. Пришла туда, в общем-то, случайно. После декрета меня туда устроила знакомая. Как оказалось, удачно – я очень полюбила свою работу. Но, когда сейчас я вспоминаю те годы, меня просто ужас охватывает. У нас были огромные картотеки – люди буквально годами стояли в очереди, чтобы получить очки! Да и что это были за очки – некрасивые неудобные оправы, самые примитивнейшие стеклянные линзы. И, что самое страшное, не было линз высоких диоптрий. Конечно, с годами у меня появилось много планов, идей.Я получила профессиональное образование в Питере и поняла, что у меня есть знания, огромный опыт и желание открыть частную оптику.
– А начальный капитал?
– Меня очень сильно поддержала моя семья. Они и до сих пор меня поддерживают. Самой первой была мама. Она разрешила продать свою однокомнатную квартиру, чтобы я смогла купить оборудование. Для оптики оборудование безумно дорого стоит. Мама думала всего полчаса, а потом дала добро на продажу квартиры. И муж меня поддержал в моих начинаниях, а ведь это очень важно, когда близкие тебя понимают. А сейчас со мной вместе работают и мои дети.
– Альфия Закарьяновна, вам комфортно работать вместе со своими детьми?
– Вы знаете, это на самом деле безумно сложно. Что бы там ни говорили, а отделить рабочее от семейного невозможно! Мы все очень эмоциональные люди, и, когда наши эмоции схлестываются, мне часто приходится выступать в роли этакого буфера. К тому же дети привыкли видеть во мне маму, а не директора. С одной стороны, нам всегда есть о чем поговорить, а с другой – отвлечься от рабочих вопросов даже во время отдыха невозможно.
– Не было ли это было ошибкой – пригласить детей в свой бизнес?
– И все-таки нет. Я обеспечила и сына, и дочь рабочими местами, мы стали единомышленниками. Конечно, не сразу, но научились работать командой.
Моя дочь работает у меня бухгалтером, а ведь это самое сокровенное для предпринимателя – бухгалтерия. Она окончила куры, потом ЮрГУ, теперь учится на техника-оптика. Я пробовала нанимать бухгалтеров, но время показало, что я поступила разумно, инвестируя средства и время в образование дочери, а не чужого человека. А мой сын имеет ярко выраженные задатки бизнесмена, он очень инициативен, упорен и энергичен. Я счастливая мама, мои дети – моя опора.
– Как вы сумели научить детей уважать вашу работу и не относиться к себе потребительски?
– А знаете, дети просто видели, что мы работаем сутками и при этом не клянем свою работу, а получаем и моральное удовлетворение. Мне их девать некуда было, они после школы в оптику приходили. Сын сидел, тихонько играл с оправами, а вечерами мог всю самую свежую информацию выдать – какая выручка за день, что продано. Полностью владел информацией всегда.
– Как вы думаете, насколько комфортно вашим сотрудникам работать в семейном бизнесе?
– Судя по тому, что коллектив у нас стабильный –надеюсь, что комфортно. Конечно, сложилось все не сразу, и первые годы я сталкивалась с тем же, с чем и все предприниматели – с недобросовестностью персонала, с воровством. Но – все ненужные люди отсеялись. Сейчас, обратите внимание, ни одно помещение в оптике не заперто. Я даже ключ от кабинета оставляю, когда ухожу. Очень люблю свой коллектив, всегда стараюсь, чтобы атмосфера была по-домашнему теплой. И к клиентам учу относиться с теплотой и пониманием.
– Вы всегда носили очки?
– Нет, в том-то и дело! В молодости зрение было отличное, и, когда я только начинала работать, я даже не понимала, что это значит – плохо видеть. Бывало, поможешь старушке подобрать очки, а она чуть не плачет от благодарности. Думаешь, что ж она так в благодарностях рассыпается... С возрастом мое зрение стало хуже, я в очках вожу машину, работаю на компьютере, и в полной мере понимаю моих клиентов. Поэтому вся работа – для них.
– Сколько оптик сейчас в вашей сети?
– Уже четыре. Три здесь, и одна в Сибае. Когда только открывалась, частные оптики уже начали появляться, и мне говорили – ты уверена, что выживешь? А я отвечала – нет, я даже не уверена, что вот сейчас могу дорогу перейти безопасно. Я поехала в Челябинск, прошла по оптикам и собрала там всю информацию. Привезла оборудование. А ведь работали до этого вручную, обтачивали стекла на абразивных кругах. Это очень тяжелая работа – в фартуках, очках, с повязками. Кругом грязь, дым от стеклянной пыли. Когда я привезла первый станок, я даже не верила, что такое возможно! Я и работать на нем еще не умела, но отойти от него просто не могла. На свой страх и риск мы стали торговать пластиковыми линзами (и это в самый пик кризиса!), завезли новинки контактной коррекции. Это было на порядок дороже, незнакомо, люди очень недоверчиво относились ко всему новому. Но уже в 1999 году мы первые в городе подписали контракт на поставку оправ «Дюпон» ювелирного класса! Было очень трудно материально, но я считала и считаю, что мы должны вести не только торговлю очками, но и показать, что есть нового, лучшего в этой области на данный момент. Наш бизнес специфичен и связан со здоровьем человека.
– А почему вы решили открыть оптику в Сибае?
– Три года ушло на модернизацию оборудования. Мы купили один из самых лучших цифровых станков по изготовлению очков, полностью автоматизированный. Наши кабинеты врача-окулиста укомплектованы современным оборудованием, и пациент может пройти первичное обследование в полном объеме. После модернизации осталось торговое и производственное оборудование. Я случайно оказалась в Сибае и прошла там по оптикам. Просто стояла в каждой и наблюдала – а люди приходили и слышали: этого нет, этого нет. Там на самом деле выбор на уровне наших 1990-х годов. А у меня все есть – и оборудование, и большой товарный запас, и нужные знания. Так все и получилось.
– Какой город на очереди следующий?
– Нет, наверное, вширь расти мы не будем. Я не хочу превращать качество в количество. В нашем сегменте самое главное – это приучить людей к качественной продукции, к хорошему обслуживанию. Мы первые в городе поставила в оптиках демонстрационные стойки, так называемые дисплеи. Так люди год не могли к этому привыкнуть! Заглядывали в торговый зал – и уходили. Мы все время в поиске, пробуем все новинки контактных линз, носим их сначала сами. Удачно зарекомендовавшие себя внедряем в продажу. Я сама постоянно езжу на выставки, ищу интересные коллекции, стараемся не повторять ассортимент конкурентов. Я не понимаю, как можно предлагать людям типовой товар. Зайдите в Гостиный двор – во всех бутиках одно и то же. Спрашиваю – почему, говорят – иначе не продам. Да, сразу не продашь, а вы потратьте год-полтора и приучите покупателей к тому, что у вас есть то, чего нет ни у кого больше.. Это трудоемко, иногда больше года проходит, но люди со временем привыкают к хорошему качеству.
– То есть ваша сеть оптик сейчас делает упор на сервис?
– На данный момент мы сделала все, что могли и хотели – мы представляем полный спектр услуг. К тому же в кризисный период трудно говорить о расширении бизнеса. Вот я сейчас ехала на машине, по радио Жириновский выступал. Говорит, жизнь продолжается, несмотря на кризис, нужно жить как обычно, ходить в кино. Извините, на что? Если сейчас человек приносит домой 6000 рублей, и ему нужно на них как-то содержать семью месяц, какие могут быть дорогие очки? И я впервые за многие годы закупила большую партию недорогих оправ. Мы стараемся держать цены на прежнем уровне.
Но сказать, что все, мое развитие как предпринимателя остановилось – нет, это будет неверно. Теперь наша семья открывает новые направления бизнеса.
– И что это будет?
– Мой сын подготовил интересное предложение по каркасному домостроению. Мы начали строить бюджетные дома, которые обходятся покупателям чуть дороже, чем трехкомнатная квартира. И хотя ипотечные компании приостановили свою деятельность, заказы все равно поступают. Один дом уже нами построен буквально за три месяца, сейчас идут внутренние работы. В декабре открываем автосервис. Для поддержки и дальнейшего развития бизнеса мы создали центр микрофинансирования, который осуществляет выдачу займов физическим лицам, а также полное кредитование наших услуг: оптика, автосервис и строительство домов.
– Альфия Закарьяновна, каким вы видите средний и малый бизнес в нашем городе?
– Жизнь предпринимателя похожа на бег по узкой дорожке с препятствием. Выживаем не благодаря поддержке, а вопреки всему, потому что это – наша работа, наша жизнь. Конечно, противодействие ощущается, иной раз государственные структуры относятся к нам с пристрастием – знаете, эти бесконечные проверки, комиссии. В одиночку выжить довольно трудно. Поэтому мы являемся членами Гильдии честного бизнеса и получаем отличную поддержку по многим вопросам. И наши партнеры – юридическое агентство «Феникс плюс» – нам очень помогают в правовом отношении. Еще мы находимся в постоянном контакте с Обществом защиты прав потребителей и все спорные ситуации обсуждаем с ними.
– Альфия Закарьяновна, вы производите впечатление очень лояльного и спокойного человека...
– А я воспитывалась на стыке двух культур. Мои родители – татары, но обрусевшие. Муж у меня русский. Поэтому я с огромным уважением отношусь к мусульманству, но и в православные храмы хожу. Я искренне не понимаю, почему люди в выходные не ходят в церковь, это же такое облегчение для души. Сейчас к нам приедет жить моя мама, думаю, мы с ней будем ходить и в мечеть. Мой сын принял недавно мусульманство, а дочь часто бывает в татарском культурном центре. Я отношусь к этому с пониманием – нельзя забывать свои корни, свои истоки. Основа нашей жизни – духовность. Я искренне убеждена, что детей в младших классах нужно учить основам этой духовности. Только не разделять по религиям и концессиям, не сталкивать, а наоборот, учить пониманию. Ведь в основе любой религии лежат схожие духовные ценности. А жизнь без духовности – бессмысленна.