

Ольга Тимашова – предприниматель, директор клининговой компании «ТМ сервис», президент некоммерческого партнерства «Союз руководителей предприятий сферы обслуживания «Уралбытсервис».
– Ольга Геннадьевна, сколько лет вы уже в бизнесе?
– Около 15 лет. Я училась в Горном институте, когда мы с мужем начали оказывать населению услуги фотопечати.
– А какую вы получили специальность?
– «Экономика в промышленной металлургии». И знаете, никогда об этом не пожалела. Правда, через два года после окончания института мы с мужем пришли к мнению, что нам требуется еще и юридическое образование. Мы его благополучно и получили – в Уральской академии государственной службы.
– Оба? Одного юриста в семье вам не хватило?
– Не хватило! Мы ведь с мужем партнеры не только в семье, но и в бизнесе. А предприниматель должен быть грамотным в юридическом отношении.
– У вас с мужем бизнес общий, или каждый работает в своей сфере?
– Нет, у нас никогда не было разделения. Друзья раньше советовали, говорили, так семья будет крепче. И мы даже однажды попробовали, но оба сошлись на том, что это не наш вариант. Для меня не существует лучшего топ-менеджера, чем мой муж, а для него нет лучшего топ-менеджера, чем я. Конечно, это не означает стагнации: наш бизнес развивается. И фотоуслуги (магазин «Фокус» – прим. атора). И уже три года работает клининговая компания для корпоративных клиентов и крупных заказчиков.
– Бытует, такое мнение, что в бизнесе от друзей и родных нужно держаться подальше. А вы работаете вместе с мужем?
– Да, я это мнение не разделяю. Мой муж – мой самый лучший и близкий партнер по бизнесу. Конечно, трудно зарекаться, но 15 лет нашего сотрудничества были успешными. А вот что касается совместного бизнеса с друзьями – да, я знаю такие случаи, когда и бизнес не складывается, и отношения портятся. Это происходит в тех случаях, когда люди не умеют разделять личное и общественное. Но у меня и здесь есть положительный пример! Когда-то мы с подругой работали в одном подразделении, потом она стала моей подчиненной, но это никак не повлияло на наши отношения! Более того, прошли годы, и я привлекла ее к работе координатором в некоммерческом партнерстве.
– Что вам помогло? Какие-то особые личностные качества?
– Скорее, простое правило. В кабинете подруги-директора не нужно строить из себя подругу, вот и все.
– То есть нужно на работе играть определенные социальные роли?
– Не надо ничего играть, надо соответствовать своим должностным обязанностям. Я вполне допускаю, что работник и работодатель могут подружиться, но – не сразу. Дружба подразумевает не один год общения, не одно мероприятие, не одно поражение или победу, через которые люди прошли вместе.
– Ольга Геннадьевна, можно самому придерживаться этого правила, а как донести его до своих сотрудников? Вообще, это возможно?
– Конечно. Еще не приняв человека на работу, я объясняю: наша команда создана из людей, которые осознают, что в их должностные обязанности входит доброжелательное отношение к клиентам. Я не делю людей на плохих или хороших. Я делю их на тех, кто готов работать по этому моему лозунгу или не готов.
– Сложно работать в сфере услуг?
– Знаете, мои родители тоже работают в этом же сегменте рынка: химчистка, прачечная, салон красоты. То есть – вся семья и всю жизнь. Сложно ли? Пожалуй, есть своя специфика. Я глубоко убеждена, что мы все давно уже продаем не товары и услуги, а сервис. А сервис – это в первую очередь внимание к клиенту. Любого заказчика без преувеличения нужно встречать как родного человека. Я настраиваю своих сотрудников: это как твоя мама, твой папа. Нужно вести себя с ним так, словно вот только его мы и ждали. Мы же все сами покупатели, потребители. И я в магазинах и сервисных предприятиях моментально «ловлю» такие моменты. Иногда даже говорю: «Молодцы, профессионально меня обработали».
– Вы же наверняка знаете все приемы и даже уловки. И все равно поддаетесь?
– Да, я поддаюсь, причем с радостью. Это очень приятно. Правда, еще несколько лет назад я могла уйти – или перестать ходить туда, где обслуживание меня не устраивает. Сейчас отношусь к этому спокойнее. Весь мир не переделаешь.
– Ваших сотрудников не переманивают конкуренты?
– Мы выращиваем своих сотрудников сами. Например, если требуются продавец, кассир, администратор – мы будем из продавца выращивать кассира, а из него – администратора. Конечно, бывает, что люди уходят. В таких ситуациях и проверяется закалка бизнесмена. Слезы лить по этому поводу точно не стоит. Ушел один – придут другие. Я обучалась кадровому подбору в Москве, и не один год. И теперь уверена, что могу научить и вырастить любого человека, который имеет желание работать. Я очень горжусь тем, что некоторые мои бывшие сотрудники потом возвращались ко мне работать.
– Вы успешный предприниматель. Зачем вам понадобилось создавать некоммерческое партнерство?
– У нас очень своеобразный город. Бизнесмены нашего города необычайно сильны. Таких проблем, с которыми бы они не могли справиться, в сущности, нет. Поэтому, уверяю вас, некоммерческое партнерство создавалось не из-за того, что мы столкнулись с какими-то сложностями. Было желание усилить свои позиции. Упорядочить диалог с городской администрацией. Это как в азиатских семьях – они сильны тем, что вместе. А мы достаточно долго работали поодиночке, чтобы понять: врагов и конкурентов нет. Есть соратники и партнеры. Работы и хлеба хватит всем, в этом я не сомневаюсь. Вот бизнесмены, выросшие до уровня коллегиального общения, и присоединяются к нашему (да и не только к нашему) НП.
– НП «Уралбытсервис» объединил клининговые компании и предприятия общественного питания?
– Не только. Это и ателье, и химчистки. Все, что касается сферы обслуживания. Изначально к нам присоединились и руководители гостиниц, но это такой большой и специфичный сектор рынка, что, скорее всего, они будут создавать отдельное НП.
– Традиционно считается, что власть ставит палки в колеса малому и среднему бизнесу. Как бы вы могли оценить ситуацию в нашем городе?
– Я этого не вижу. Идет диалог с властью. Нормальный, конструктивный диалог. Конечно, иногда полемичный. Администрация нам предоставляет и помещения, и место на сайте. Вопросами малого и среднего бизнеса занимается управление экономики мэрии, в частности – В. А. Ушаков, заместитель главы города по экономике и финансам. Я очень уважаю этого человека. Он умен. И открыт в общении, несмотря на всю его требовательность. Мне импонирует, что он разбирается в каждом случае очень подробно и любую проблему досконально изучает.
Естественно, в городе предпринимателей несколько тысяч, и если мы будем ходить на прием каждый по отдельности, это просто парализует работу городских властей. Поэтому наше объединение по отраслевому признаку приветствуется правительством России.
– Какие вопросы решает ваше НП?
– Самые разные. Вот сейчас очень актуален вопрос о возмещении процентов по кредитам и лизингам. Все СМИ об этом трубят, а большинство предпринимателей, тем не менее, ничего об этом не знают. Мы восполняем этот информационный пробел, доносим до членов НП характер процедуры этого возмещения. Это и кадровые вопросы, и совместные акции, в том числе благотворительные, и даже обмен мнениями о сотрудниках.
– Составляете черные списки?
– Обнародование такой информации противозаконно. Но мне могут, например, позвонить и спросить: «Пришла девушка, у тебя, говорит, работала. Как она?» И если было, допустим, хищение, я аккуратно сообщу об этом.
– С НП в других городах вы общаетесь?
– Конечно. По многим номингациям город – лучший. Общение – вещь бесценная, оно дарит опыт.
– Вы еще состоите в Союзе успеха?
– Да! И невероятно благодарна С. А. Чистяковой. Прием в этот союз довольно закрытый, и мне понадобились две рекомендации, чтобы вступить туда. Но теперь я имею бесценную возможность пользоваться информацией и опытом замечательных профессионалов.
– Ваша общественная активность… Откуда она?
– Я еще в школе была активисткой. Председатель совета отряда, совета дружины. Я и сейчас такая – для меня гораздо ценнее сходить на какое-нибудь общественное мероприятие, чем стоять у плиты. Сейчас я собираюсь снова идти учиться, хочу получить специальность «Муниципальное государственное управление». Мама и свекровь спрашивают: «Очень нужно?», я говорю им: «Несомненно, без этого никак».
– В самом деле, зачем?
– Я хочу не просто слушать, а вести диалог на равных, а для этого нужен не только опыт, но и знания.
– Ольга Геннадьевна, вы строгий директор, а какая вы мама?
– Надеюсь, не очень строгая. При строгом папе мама должна быть помягче. Конечно, я своих сыновей дисциплинирую, но не так жестко, как в свое время меня родители. Я жила под девизом: если делать, то лучше всех, или никак.
– А чем вы увлекаетесь, помимо общественной деятельности?
– Про лыжи в нашем городе, наверное, даже и говорить неловко – все катаются. Цветы развожу с огромным удовольствием. И обожаем всей семьей выезжать на рыбалку. Я уже всю терминологию и аксессуары знаю! Карпов ловим. Самого большого муж поймал – 7 кг. А еще я обожаю ухаживать за собой, люблю спа-процедуры. Это даже лучше, чем шоппинг.
– И напоследок традиционный для этих месяцев вопрос: кризис?
– Мы пережили кризис 1998 года, хоть и выставляли наши магазины на продажу. А сейчас, читая аналитические статьи, я понимаю, что все выпрямится и после кризиса мы станем сильнее. Конечно, все мы в Магнитогорске зависим от успешной работы ММК, но я верю в опыт и мудрость В. Ф. Рашникова. А про силу наших бизнесменов я уже говорила! Так что после кризиса мы станем намного сильнее, чем были.