

Елену Малильо в городе знают очень многие. Все ее регалии и звания нереально разместить на стандартной визитке, а все дипломы и сертификаты – на одной стене. Елена Малильо часто и с удовольствием говорит о бизнесе. Часто и с неменьшим удовольствием – о своих клиентах и бизнес-партнерах. И гораздо, гораздо реже – о самой себе.
– Елена Николаевна, все знают вас как бизнес-тренера, коуча. А какое у вас образование?
– Я являюсь сертифицированным коуч-консультантом по второму образованию. Я закончила Международный Эриксоновский университет (Ванкувер, Канада). А по моему первому высшему образованию – я специалист по экономике и организации торговли (Уральский государственный экономический университет).
– Как-то для меня несколько неожиданно. Вы именно туда и хотели поступить? Или в детстве мечталось о чем-то другом?
– С детства я мечтала поступить туда, где есть доступ к книгам. А времена были такие, что книг не было практически нигде, кроме специальных складов, доступ к ним был через специальность «Книговедение и книжная торговля» при Московском полиграфическом институте. Но в год моего поступления специальность эту ликвидировали. И я выбрала другой факультет, но с той же целью: быть поближе к книгам.
– Откуда эта привязанность?
– Из семьи. Мой папа был кадровым военным, мы много переезжали с места на место, и свою библиотеку всюду возили с собой. Книги были моими вечными спутниками. Они ими и остались, я очень, очень люблю читать.
– Только деловую и обучающую литературу? Или и художественную тоже?
– Сейчас в основном профильную. Очень люблю художественную. Куатье, Коэльо, книги такого плана.
– Можно сказать, что это тоже «литература по теме», то есть, для работы…
– Может быть. Но я и детективы всегда любила. Даже легкий роман меня может посмешить, отвлечь. Книга – это уникальный источник знания, самый приоритетный.
– Книжные девочки обычно бывают тихими, углубленными в себя…
– А я каждый год в новый кружок ходила! Кружок юных друзей милиции, бассейн, бальные танцы, дзюдо – диапазон самый широкий. Какие только не посещала! Но нигде не задерживалась подолгу.
– Почему?
– Я быстро разбиралась, что там к чему и как все устроено, и становилось неинтересно. Наверное, можно сказать, что я была в постоянном поиске. В поиске самой себя.
– Этот поиск завершен?
– Человек в каком-то смысле всю жизнь себя ищет. Но что касается моей работы, я себя в ней нашла. Вся моя деятельность настолько разнообразна, что скучно не бывает. И не может быть, ведь это постоянное общение, передача информации. А эта сфера деятельности в регионах превращается фактически в миссию, в просвещение.
– Просвещение? Что вы имеете в виду?
– Каждый человек в регионах вынужденно занимает позицию эксперта. Мастера по выживанию. Человек имеет некоторую, порой минимальную, сумму знаний, необходимых, скажем, для торговли, бизнеса. И ему кажется, что этого, может, и достаточно – что-то ведь получается, дела кое-как идут. Но при этом часто не осознает, что есть иная реальность. Совсем другой мир, научные знания и другие возможности. Другой уровень. В этом и заключается моя миссия и миссия моей компании – открывать для человека двери в иную – научно-практическую реальность. Показывать ему новые возможности.
– Елена Николаевна, почему вы все еще в Магнитогорске? Как правило, наши горожане, профессионально вырастая, уезжают в столицу?
– Да, меня постоянно приглашают работать в Москву. Я не могу сказать «Мое место здесь!», это, наверное, звучало бы слишком пафосно…У нас интересные люди – огромное количество руководителей с высоким потенциалом. Из года в год наблюдать, как компании растут, помогать в этом росте и развитии – это очень интересное и продуктивное занятие. Я считаю, что наш город подошел к новому своему этапу, он вот-вот выйдет на новую ступеньку деловой жизни и делового общения.
– Новый прорыв для нашего города? В чем он? В экономике?
– Не только и, быть может, не столько. Медленно, но верно изменяется качественный состав нашего населения. Растет интеллигенция, выросшая из бизнес-элиты. Интеллигенция новой формации.
– Но исторически наш город – город рабочих?
– Совершенно верно. Когда я работаю в Иркутске, то невольно сравниваю его с Магнитогорском. Там также сильно развита промышленность. Несмотря на это, на 700 тысяч жителей приходится 12 институтов и университетов, которые работали еще в советское время. Как ее раньше называли, «прослойка» интеллигенции там составляет почти 50%! У нас намного меньше. Но тенденция к росту наблюдается явная.
– За счет повального высшего образования?
– Нет, скорее, за счет смещения приоритетов в сферу развития интересов – профессионального, интеллектуального, личностного, духовного. В первую очередь это касается людей бизнеса. Сегодня они хотят вести серьезную деловую жизнь. Они уже научились зарабатывать деньги, состоялись как личности. Насытились атмосферой зарабатывания. А теперь имеют очень высокую потребность в общении с кругом себе подобных – успешных людей.
– Вы говорите удивительные вещи! К нашему городу относятся как к рабочему поселку. А с ваших слов получается: интересные люди, интеллигенция, жажда общения!
– И тем не менее это так. В сегменте бизнес-обучения я работаю больше 10 лет, и все эти изменения происходят буквально на глазах.
– Больше 10 лет на рынке – это солидный срок для компании. В чем был смысл вашего ребрендинга? Тренинг-центр «Соната» знает весь город. А Академию бизнес-решений?
– А ее знает вся страна. Собственно, ребрендинг в Магнитогорске и не получился. Академии уже пятый год, но в городе нас упорно продолжают называть «Сонатой».
– А смысл в переименовании был?
– Был. Изменение названия связано с изменением содержания. Для 1999-2000 гг. тренинги развития личности были очень актуальны. Через них прошло огромное количество человек. Многие из этих людей, строя свой бизнес, столкнулись с проблемами, которые сами разрешить не могли. С ними они шли к нам. С 2001 года мы стали проводить бизнес-тренинги. Собственно, так и выкристаллизовалась Академия бизнес-решений.
– А некоммерческое партнерство «Инновационное кадровое развитие»?
– Вначале был бизнес-клуб. Место, где наши партнеры и клиенты встречались, обсуждали насущные вопросы, общались и организовывали совместные проекты.
Два года этот клуб мы начали проводить с торгово-промышленной палатой. Естественно, мы обсуждали и разрешали многие проблемы. Со временем в недрах бизнес-клуба стали зарождаться вопросы, решить которые без городской администрации было нереально. Стали искать приемлемую форму. В этот момент в городе стали зарождаться некоммерческие партнерства, эта форма и оказалась очень перспективной.
– Список партнеров вашего НП, если я не ошибаюсь, еще не окончательно сложился?
– Мы определили сферу нашей деятельности. Кадры – это проблема, актуальная практически для всех. Может, эта самая актуальная на сегодня проблема. Но прием новых членов НП продолжается, для них мы организуем открытые встречи в библиотеке Крашенинникова. На последнюю встречу пришли даже представители микробизнеса (Это компании численностью менее 15 человек). Это очень показательно.
– Разве у малого бизнеса нет своих объединяющих организаций?
– Есть отраслевые партнерства, например, НП «Красивая планета», есть Опора России, другие организации. Но они решают другие вопросы. Мы являемся межотраслевым и межрегиональным объединением. У нас уже есть секция среднего и крупного бизнеса. Назревает необходимость в секции малого и микробизнеса.
– Ваше движение находит какую-то поддержку, или вы пока первопроходцы?
– Сейчас активно развивается программа стратегического рекрутинга и государственный проект «Кадры для модернизации страны». Суть их в специализированной деятельности учебных заведений по насыщению кадрами предприятий и организаций. Мы в свою очередь также имеем и развиваем партнерские отношения с учебными заведениями нашего города.
– Насколько ваше экономическое образование помогает в работе? Были ли у вас провальные в финансовом отношении проекты?
– Вот такого, чтобы замыслили и ошиблись в прогнозах, не было. Мы всегда продумываем каждый проект, ориентируем его на определенную аудиторию. И не завышаем наших ожиданий. Другое дело, благотворительные или полублаготворительные проекты. Бывает, что обучаем в Школе элитных менеджеров бесплатно людей, которые оказались в стесненных жизненных обстоятельствах. Но это все решается индивидуально.
– У вас в городе много конкурентов? Как складываются с ними отношения?
– Конкуренты – это те, кто работает в том же сегменте, с той же аудиторией и с тем же продуктом. А продукт тренинговой или консалтинговой деятельности – это личность тренера. В программах каждого тренера очень много авторского, того, что идет из его опыта.
– Получается, Академия продает как продукт вашу личность?
– Я автор многих программ. Но, кроме меня, в Академии есть и другие тренеры. Например, стресс-менеджмент. Или Школа больших продаж – их ведут люди, нами выращенные. Люди, которые работают по нашим серьезным внутренним стандартам.
– Трудно быть публичным человеком? Человеком, которого узнают?
– Вот что на самом деле трудно, так это бывать в магазинах и прочих сервисных заведениях. Часто бросается в глаза небрежность персонала, неправильное отношение к клиенту очень негативно влияет на бизнес предпринимателей города. Упущенная прибыль в таких случаях бывает просто огромна! Я вижу такие моменты и мысленно «включаюсь в работу».
– Это ваша автоматическая реакция? Наверное, от нее устаете?
– Конечно, автоматическая! Расслабиться и отвлечься в магазинах получается не во всех.
– А если есть на отдых пять минут, то это..?
– Релаксации. Существует масса техник 2-5-минутных релаксаций. В крайнем случае, просто посижу наедине с самой собой.
– Елена Николаевна, ваша семья не протестует против вашей загруженности на работе?
– Нет. Они мои единомышленники. Часто обсуждаем вместе какие-то проблемы.
– А ваши дочки? Им хватает маминого внимания?
– Ну конечно, хочется каждую минутку проводить с ними! Они такие интересные. Все прекрасно владеют словом, отличные сочинения пишут, стихи. У нас дома все время какие-то показательные выступления, видеосъемки, концерты. Они многому научили меня и продолжают учить.
– Вы не задумывали проект по развитию способностей детей?
– На самом деле, задумывалась об этом. Это востребовано и актуально. Может, когда-нибудь дойдут руки и до этого. Например, когда стану бабушкой.
– Это еще нескоро. А ближайшие ваши задачи?
– Продолжать свою миссию. Миссию по объединению людей, по их информированию, обучению и мотивации.
– Финансовый кризис не помешает этой миссии?
– Да у нас уже иммунитет на кризисы! Все равно внутри каждый уверен, что мы выкарабкаемся. Даже те, над кем реально нависла угроза.
– Над кем она нависла?
– Ни для кого не секрет, что в кризис многие компании чувствуют себя под угрозой. Например, те, кто занимается продажей товаров народного потребления, особенно продажей предметов роскоши, а также бизнесы, которые зависят от аренды. Но кризис – это фактор, который подстегивает. Не разрешает расслабиться и отложить что-то «на потом». Заставляет заниматься обучением персонала и улучшением производства. И это хорошо!