СЕЙЧАС -2°С
Все новости
Все новости

Олег Табаков, народный артист СССР: «Если составить сборную команду актеров России драматического театра в возрасте от 35 до 55, боюсь, половина из них будут мои ученики»

ds

Поделиться

Поделиться

Неиспытывать симпатий к художественномуруководителю МХТ имени Чехова иМосковского театра-студии «Табакерка»,актеру, режиссеру и всенародному любимцуОлегу Табакову просто не возможно.Созданные им образы сопровождают насс детства – сначала кот Матроскин, потомСережка в «Чистом небе», Николай Ростовв «Войне и мире» Бондарчука, Шелленбергв «Семнадцати мгновениях весны», «ЛюдовикXIII»в «ДАртаньян и три мушкетера», князьДолгоруков в «Статском советнике»...Список можно продолжать и продолжать.Каждый из нас знает и любит своегоТабакова. А он –ради своего зрителяготов на многое, даже рискнуть здоровьем.Чтобы не сорвать гастроли по России, ондосрочно покинул больницу, куда егогоспитализировали с сердечной аритмией.И мы начали наш разговор с ОлегомПавловичем с вопроса о его самочувствии.

ОлегПавлович, самый первый вопрос, конечноже, о вашем здоровье. Как вы себячувствуете?

(К моментувыхода интервью актеру сделалимини-операцию в центре сердечнососудистойхирургии имени Бакулева – прим. ред. )

– Плановоеобследование закончилось, затем последуетмедикаментозное лечение. Ну, а… дальнейшееразвитие событий от господа бога зависит,поскольку год моего рождения 35-ый.

Выприслушиваетесь к советам врачей?

– Яприслушиваюсь, но поступаю так, каксчитаю нужным.

Как вывыбираете репертуар для гастролей?

– Вы знаете,принцип очень простой: премьеры, которыев городах и весях еще не видел. На гастролимы едем движимые не только культурологическимимотивами, но и алчностью заработка. Вовсяком случае это необходимость, дабысохранять ту независимость, которой мыобладаем. Например, для последних гастролей  мы выбрали пьесу «Женитьба Фигаро» для большой сцены. Идва спектакля – «Старший сын» и «Рассказо счастливой Москве» для малой сцены.Это премьеры, которые мы считаем болееинтересными, значимыми, уместными.

А еслибы не было материального момента, пьесыбыли бы другие?

– Нет, вызнаете, я вижу, что энтузиазм зрительский,рождающийся в течение спектаклей,окупает известные художественныеизъяны, например, «Фигаро».

А какиеименно изъяны?

– Я немазохист, и довольно высокого мнения осебе как о профессионале. Если бы ядумал, что предлагаю зрителю что-то некондиционное, я бы и на гастроли непоехал.

А вашзритель, какой он?

– Вы знаете,по этому поводу мне вспоминается однаистория, которая произошла в городеТольятти Самарской области нескольколет назад. По просьбам зала я вышел напоклоны после спектакля. В первых рядахсидела маленькая девочка между мамойи папой. Вот дедушка кланяется, онасидела-сидела, не выдержала и какзакричит: «Мама! Посмотри, он живой!»

На вашемюбилейном вечере ваши коллеги назваливас Аль Капоне. Театральная мафиясуществует?

– Ну-у-у, вызнаете, существует наверное в тойстепени, что и существует в средеживописцев, композиторов, так сказать,цеховая мафия. А если серьезно, то навечере, конечно, это сказано в шутку.Зачем это так серьезнорассматривать? Но количеству сцен мнеравных нету. Скоро на Гиляровскогоотстроимся, тогда вообще – ух!!! И вообще,у меня связи, вы ж знаете! (Смеется.)

К некоторымвашим спектаклям костюмы делал историкмоды Александр Васильев. Скажите, костюмпомогает арстистам?

– Таланливосделанный костюм помогает. Саша сделалнам дорогие и красивые костюмы. От этогои культура спектаклей – солидная.

Я давно знаюСашу Васильева. Вспоминается мне такойслучай – у меня была приятельница,довольно молодая, которая дружила сСашей. И вот однажды я ее подвозил кместу явки, так сказать. И он вылезал издома и вытаскивал для нее такие немыслимыестулья, этажерки… Так что у него, вызнаете, это все было с детства. Его отец – замечательный художник. Я вообще с этимсемейством связан. С мамой Саши –актрисой Таней Гулевич – я играл насцене в первом спектакле официальноорганизованного театра «Современник».Словом, Саша мальчик из хорошей семьи.Он мне невероятные смс-ки присылает!

ОлегПавлович, в Ижевске вы провели своегорода кастинг для школьников...

– Не тольков Ижевске, но и в других городах. Школаэта (Московская театральная школа ОлегаТабакова – Прим. ред.) сделана для того,чтобы попытаться на практике отсечь туприверженность коммерциализации,которой мы заболели довольно давно. Ичтобы дать возможность действительноодаренным людям проявить себя. В Омске,Красноярске, Новосибирске и в прочихгородах и весях отбираются люди вколичестве 120 человек, из расчета пятьчеловек на одно место, привозятся засчет школы в Москву. Сами понимаете,никакие родственники губернатора непройдут отбор. Если, конечно, они неталантливы.

Олег Табаковродился в 1935 году в семье врачей. Училсяв средней школе в Саратове, продолжилобразование в Школе-студии МХАТ. Будучустудентом, принял участие в созданиитеатра «Современник», работал в этомтеатре. Сначала актером, потом директором.Затем покинул этот театр. После сталактером Художественного театра иректором Школы-студии МХАТ. После смертиОлега Николаевича Ефремова сталзаниматься делами Художественноготеатра. В 1987 году был создан Московскийтеатр-студия под руководством Табакова.Женат дважды. «Безусловно, отстал в этоми от отца моего, и от сына... старшего».Детей четверо, внуков пятеро, младшейдочери 4,5 года

Что должныготовить страшеклассники, чтобыучаствовать в таких отборах? Чем можновас удивить?

– Стихи,прозу и басню... Как всегда, ничего нового.

Как выраспознаете действительно талантливуюмолодежь?

– Вы знаете,среди моих недостатков есть и способности.Я обладаю способностью довольнообъективно и с малым процентом погрешностиопределять то, что я называю энергоемкостьюребенка, абитуриента. Энергии одногохватит, чтобы покрыть ею это пространство,а энергии другого – хватит на то, чтобыпокрыть 10 таких пространств. Тут я неошибаюсь.

Есть лисреди абитуриентов, такие как, например,Евгений Миронов?

– Есть! Хотятак нельзя говорить, это нехорошо, такихкак Евгений Миронов нет.

Обращаютсяли к вам с просьбой – посмотреть земляка?

– Нет. У меняуже как-то так... (Задумывается.) Уменя клевреты (товарищи – прим. ред.)есть в разных местах, доносят, некоторыерекомендуют своих учеников. Тут понимаете,какая вещь... Ведь уже налицо и в силувозраста, и в силу послужного списка.Если составить сборную команду актеровРоссии драматического театра в возрастеот 35 до 55, такую дрим-тим, как говорятамерикосы, то, боюсь, половина из нихбудут мои ученики. Понимаете, я ведьвсем этим занимался и занимаюсь длясебя. А когда что-то делаешь для себя, ив стагнирующем капитализме, и в капитализмес нечелоческим лицом, коэффицентполезного действия ну в два-три разавыше, чем когда ты это делаешь для чужогодяди.

Вас несмущает, что не все ваши спектаклидемократичны для публики: многие немогут попасть на них и оценить их подостоинству?

– Я не сталбы это обсуждать. С одной стороны, еслия начну говорить на эту тему, то этобудет выглядеть ханжеством... С другойстороны, к сожалению, товарно-денежныеотношения стали все-таки основойвзаимоотношений наших людей. Я могусобощить вам, что кроме всего прочего,около 15% спектаклей во МХТе и Большомтеатре не стоят дороже 250 рублей. Спектаклина так называемой новой сцене (историяновой сцены такова: был один богатыйчеловек, царствие ему небесное. Онподарил мне миллион, чтобы я построилсебе дом. Я пораскинул, подумал… Такимобразом, у МХТ есть третья, новая, сценана 96 мест) цена билета всегда 250 рублей,что бы ни было. Мы показываем спектакливо дворцах культуры и вузах бесплатно.То есть до какой степени бесплатно?Билеты бесплатные, а местные комитетыоплачивают вывоз технических работников.А в Подвале? (имеется ввиду помещениеМосковского театра-студии под руководствомОлега Табакова, которое находится нацокольном этаже жилого дома вблизиЧистых прудов – прим. ред.) Процентоввосемь от наших 130 мест мы точно раздаембесплатно. Бывает так: приезжают времяот времени разные женщины и говорят,вот, мол, как хочется попасть на спектакль,а денег нет. Пускаем. Это нормально.Понимаете, мы крепко стоим на ногах ВПодвале уже, по-моему, шестой сезоннаполняемость зала 100 процентов.

Увас еще есть одна площадка...

– Оначужая, это площадка Художественноготеатра. Вы же видите, чтобы нормальнуюзаработную плату платить актерам, кроменашего зала в Подвале, мы играем и втысячниках, и там все время тоже аншлаг.

В МХТ?

– Нет,почему, не только, вот недавно «добрались»и до театра Фоменко, в ТЮЗе играем.

Вычасто выезжаете на гастроли за границу?

– Неслишком часто. У меня нет потребностииграть в Америке или Европе. Я, когдабыл молод, наездился. Меня «вытолкнули»в Европу в 1973 году. Я поставил в Англиипервый свой спектаель, после этого... Незнаю, меня не тянет на самом деле, не то,чтобы я кокетничал. А вот в Саратовтянет, в Новосибирск тянет, в Екатеринбургтянет, Самару – тоже тянет.

Слушаюваш голос и наслаждаюсь. Тут же вспоминаютсячудесные образы, которые вы создали вмультфильмах. Следите за развитиемроссийской мультипликации? Сейчас воточень популярен мультфильм «Маша иМедведь»...

– Недавноя закончил озвучение одного фильма,который делает отец одной из жен моегостаршего сына. И я там озвучиваю такогострашного человека, власть имущегомагната. Еще там есть героиня – девочка,такая хорошенькая, игрушки защищает, ещекого-то защищает.

Какназывается этот «ужастик»? Как его можноразыскать?

– Незнаю еще. Разыщите, это такой полнометражныйфильм будет.

– Олег Павлович, сейчас  весна, грипп и простудные заболевания вновь одолевают россиян. Что посоветуете тем, кто сейчас сидит дома с градусниками?

– Обливатьсяпо утрам и вечерам. Если серьезно, я вамтак скажу. Я ленивый, я люблю есть. Нокогда я хожу на ночь, перед сном, пешкомхотя бы минут сорок, то это оченьправильно. И никаких медикаментов, делов нас самих. Дело в том, насколько мысдаемся или не сдаемся. И все дела! Ничегодругого тут нет. Ерунда все остальное.

Фото: Видео Андрея СЁМОЧКИНА, монтаж Олега ЛАЕВСКОГО

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter