Утро в младенческой группе детского сада № 142 Магнитогорска начинается как и в любой другой: родители кучкуются на входе, персонал встречает детей. Исключение — это возраст крох, которых в садик приносят на руках. Воспитанникам тут от нескольких месяцев до года.
Пока мамы распаковывают малышей из зимних комбинезонов и меняют памперсы, те держатся спокойно и затем легко идут на руки к воспитателям. Их на маленькую группу из десяти человек — двое. Плюс всегда на подхвате младший воспитатель. Большая часть грудничков прошли адаптацию и легко переносят полный день с 08:00 до 16:00.
— Через две недели они обычно уже не плачут. Сначала страдают, а потом им уже интересно, — поясняет воспитатель Анна Телкова.
Вкусно пахнет овсяной кашей — грудничков ждет завтрак. А пока корреспонденту проводят небольшую экскурсию. Из непривычного в группе — большой манеж и комната для грудного вскармливания. Таких детей здесь сейчас нет, но был малыш, которого мама не сразу отлучила от груди.
— Мамочка прибегала каждые два часа. Кормила его и в кроватку перекладывала. Сейчас в основном искусственники, — говорит воспитатель Алина Жаманбаева.
Малышей усаживают на стульчики в столовой, у каждого свой. Воспитатели разделяются: одна кормит с ложечки самых маленьких, вторая следит за малышами, которые уже умеют держать ложку.
— Здесь всё по СанПиНу: в баночках пюре из телятины, курицы, индейки, рыбы, фруктовое и овощное. Основное питание у ребят — это молочная смесь. Прикорм по возрасту вводим — желточек, хлебушек, печенье, — перечислила заведующая Елена Журавлева.
После завтрака у малышей развивающие занятия. Наш корреспондент попал на музыкальное. И оно, похоже, одно из любимых у грудничков. Едва в ноутбуке педагога заиграла мелодия, малыши начали подползать к центру ковра.
— Особенность занятий с такими маленькими детками есть. Мы только приобщаем их к музыке, благодаря ей успокаиваются ребятки, у них настраивается внимание, они испытывают положительные эмоции. На музыкальных занятиях мы используем музыкальные игрушки. Погремушки, например. На пальчики мы надеваем разные игрушки. Также на занятии делаем упражнения, которые включают массажные моменты, — рассказала музыкальный руководитель садика Татьяна Караулова.
К каждому воспитаннику свой подход. Одна малышка много капризничает, потому что недавно в группе. Ее долго укачивают в люльке. У других младенцев режим уже выработан, поэтому они засыпают в положенное время. Поэтому сончас в младенческой группе дробный. Пока одних детей убаюкивают в спальне, у других по плану прогулка. Одеть пятерых-шестерых грудничков быстро, чтобы те не вспотели, тяжело. На помощь воспитателю и нянечке приходят две сотрудницы детского сада. Вчетвером получается быстрее. И вот первый младенческий отряд уже выкатывают в колясках на улицу.
Самое тяжелое для воспитателей — когда наступает пора прощаться с подросшими малышами и их переводят в ясли.
— Привыкаем, конечно. Жалко расставаться. Привыкаем к ним, и они к нам. Родители просят, чтобы мы в ясли с ними пошли. Но мы не может оставить других малышей. Узнают ребята, бывает, на прогулке: машут и просятся обратно, — рассказала Анна Телкова.
Младенческая группа в детском саду № 142 появилась в ответ на запрос родителей. В 2019 году садик получил субсидию по программе регионального Минобра.
Перед запуском группы персонал детского сада прошел обучение, рассказала заведующая Елена Журавлева:
— Мы провели мониторинг готовности педагогического состава к организации образовательного процесса с такими маленькими детьми. Был закреплен персонал за данной возрастной группой: педагог, педагог-психолог, младший воспитатель, музыкальный руководитель. Мы все прошли курс повышения квалификации по организации образовательной деятельности детей младенческого возраста. Мы были подкованы к принятию детей такого возраста.
Перенимать опыт в Магнитогорск приезжали сотрудники муниципального детского сада из Снежинска и частного — из Челябинска.
— Было сложновато в методическом плане. Во всех программах стоял возраст с полутора лет, и исходя из этого, согласно приказу управления образования, на базе нашего детского сада был создан ресурсный центр как опорная площадка с привлечением еще шести детских садов, — пояснила заведующая Елена Журавлева. — И мы разрабатывали с нуля все пособия, прорабатывая все моменты. С 2022 года мы направляли заявку, чтобы наше учреждение признали региональной инновационной площадкой. В 2022 году мы получили такой статус по направлению «Раннее физическое развитие детей». Тема нашего проекта — «Здоровьесберегающая среда для детей младенческого возраста».