В Министерстве просвещения России предложили увеличить штат психологов в школах, садиках и колледжах. Педагоги-психологи соглашаются: среди детей возрос уровень агрессии, и потребность в таких специалистах тоже увеличилась. Разбираемся, сколько сейчас создано реальных ставок для них и что думают об этой инициативе директора образовательных учреждений.
2–3 психолога на 500 учащихся
В Министерстве просвещения хотят изменить регламенты организации образовательной деятельности. В частности, утвердить нормативы по числу психологов в детских садах, школах и колледжах.
Сейчас четких требований по штатным единицам таких специалистов нет, есть лишь рекомендации Федеральной службы занятости от 1995 года. В документе говорится, что всё зависит от возможностей школ и садиков, но в каждом из них должно быть не менее одного психолога. Если же в учреждении более 500 учеников (воспитанников), то должно быть две-три ставки.
В Министерстве образования и науки Челябинской области уточнили 74.RU, что количество ставок психологов определяют сами руководители образовательных учреждений.
— На сегодняшний день это носит рекомендательный характер, но мы отслеживаем ситуацию. Фактически у нас по образовательным организациям не стопроцентный охват по педагогам-психологам, но так или иначе это единичные случаи, когда в школах отсутствуют эти специалисты, — объяснила начальник службы инклюзивного образования Минобра региона Марина Меркулова. — В основном это маленькие территории, малокомплектные школы. В крупных городах и районах психологи присутствуют. Мы ежегодно проводим мониторинг, определяем не только количество педагогов-психологов, но и смотрим их уровень квалификации.
Психологическая служба
Марина Меркулова сообщила, что сейчас в регионе создается психологическая служба для детей. Подростки смогут туда обратиться с любым вопросом, и психолог им поможет.
— В психологическую службу входят главный внештатный педагог-психолог Минобра и 50 муниципальных педагогов-психологов, — уточнила Марина Меркулова. — Они отслеживают как раз укомплектованность образовательных организаций специалистами. Задачи службы — методическое сопровождение коллег, курирование вопросов и акцентирование ведущих направлений деятельности психологов. Те направления, которые актуальны в нашем регионе, а, может, даже иногда в конкретном муниципалитете. У нас есть территории, в которых, допустим, востребованы проблемы профориентационной работы, где-то профилактика суицидальной направленности, где-то буллинг.
По словам специалиста Минобра, с марта в образовательных учреждениях Южного Урала разместили QR-коды в общедоступных местах. По ним можно обратиться за психологической помощью.
— Это региональный проект «Почта доверия» — один из инструментов психологической службы, — продолжила Марина Меркулова. — Ребенок может задать любой интересующий его вопрос по любой тематике, и в течение пяти дней он получит ответ. Отвечают как раз те 50 муниципальных педагогов-психологов. Потом ситуация мониторится, отслеживается, какие направления, в каком муниципалитете являются наиболее востребованными среди детей. Соответственно, эта информация анализируется и этот муниципальный педагог-психолог уже курирует работу педагогов-психологов в образовательных организациях.
«Не выдерживают нагрузки»
В Минобре отметили, что сейчас всё больше руководителей образовательных учреждений приходят к выводу, что нужно увеличивать штат психологов. Чем больше у них учащихся, тем больше должно быть специалистов. Так, например, в самой большой по численности челябинской школе № 116 в Чурилово (4900 учащихся) работают 6 педагогов-психологов.
— На следующий год мы думаем еще увеличить штат, я считаю, что психологи очень нужны и востребованы, — поделилась своим мнением с 74.RU директор школы № 116 Татьяна Трапезникова. — Работа выстроена так, что перед каждым специалистом стоит своя определенная задача. Кто-то работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, кто-то — с выпускниками, снимает у них тревожность перед экзаменами. Другие занимаются с младшим звеном, адаптируют их к переходу в среднюю школу. И, безусловно, постоянно проводится работа с родителями. Получается такой комплексный подход.
Но школа с шестью психологами в штате — скорее, исключение. В основном в школах Челябинска на 1300 учащихся приходится один психолог. С такой нагрузкой многие специалисты не выдерживают и увольняются. Плюс сказывается невысокая зарплата.
— В садике сейчас психолог получает почти 40 тысяч рублей, и это еще более-менее, ведь там порядка трехсот детей. А в школе он получает меньше учителей — в среднем 35 тысяч, — рассказал 74.RU на условиях анонимности педагог-психолог. — В школах проблема с психологами остро стоит, потому что детей много, а специалист один. Получается, он отвечает вообще за всё, но это невозможно. И многие, в особенности молодые специалисты, просто не выдерживают такой нагрузки и уходят. Тогда школа остается без сопровождения.
Идеальная модель
Педагог-психолог Центра психолого-педагогической комиссии Курчатовского района Мария Гракова подтверждает, что в образовательных учреждениях не хватает психологических служб.
— В образовательные организации нужно внедрять по несколько психологов, чтобы это прям была психологическая служба. У нас сейчас и суициды, и уровень агрессии среди населения возрос в разы просто, — говорит Мария Гракова. — Очень важна работа с родителями, их просвещение. Потому что мы понимаем, что голова — это всегда родитель. Когда мы работаем только с ребенком, мы совершаем бег по кругу. Большая работа должна проводиться в паре — социальный педагог и психолог, чтобы выходить на родителей, знать семьи, знать условия проживания детей, стили воспитания, которые в семье существуют. Когда психологическая служба сформирована в нужном объеме, тогда правильно распределена нагрузка и каждый психолог отвечает за свое направление. Если мы говорим о качестве психологического сопровождения, то это должно быть именно так.
Другие инициативы Минпросвещения
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны, в том числе в Челябинской области, введут новый стандарт образования. Детям начнут преподавать на основе единой программы, чтобы уравнять базовые знания. Мы спросили представителей Минобра региона, директоров школ и педагогов, что они думают об этой реформе.
Учителя, родители и дети смогут общаться только во «ВКонтакте» и «Сферуме». Пользоваться зарубежными мессенджерами теперь запрещено.
С нового учебного года в школах введут курс по начальной военной подготовке. Занятия будут внеурочными.