
Челябинка положила на счет 35 тысяч, чтобы заплатить за кредит. Но часть денег внезапно заблокировали
Ольга из Челябинска несколько лет ежемесячно платила по кредиту, но в октябре с ее счета списалась не вся сумма. В итоге у клиентки образовались просрочка и долг. По ее словам, в банке предложили заплатить еще раз, чтобы разблокировать «замороженный» остаток. Разбираемся, насколько законно блокировать часть платежа за кредит и требовать от клиента повторной оплаты из-за сбоя.
«Сумма заморожена»
Три года назад Ольга взяла на ремонт потребительский кредит — полтора миллиона рублей. С тех пор ежемесячно платит по 35 тысяч рублей. 27 октября, за день до списания очередного платежа по кредиту, Ольга внесла на счет 35 тысяч рублей. Но списалась только часть.
«Смотрю в приложении: платеж списался, а денег не хватает. Зачислилось 29 с копейками, остальная сумма заблокирована, — рассказала Ольга. — Всегда плачу без всяких задержек, ни единой просрочки не было, никаких сложностей до этого момента. Позвонила на горячую линию, мне сказали, что все окей, к концу дня она спишется, не переживайте».
Но на следующий день клиентка обнаружила, что в приложении образовался долг — как раз на зависшую сумму с указанием «просрочка один день».

«Снова звоню на все горячие линии — меня пинают с одного специалиста на другого: „Да, мы видим, да, сумма заморожена, да, ничего сделать не можем — обратитесь в отдел взыскания“. С пятого раза какой-то ведущий специалист сказал, что нужно еще раз внести сумму в размере задолженности. Тогда через несколько дней „замороженную“ часть разблокируют, и я смогу ее вывести. Возникает вопрос, почему я должна еще доплачивать? — возмутилась Ольга. — А если у меня нет таких денег? Я своевременно вношу ежемесячный платеж — почему из-за сбоя в банке должна что-то доплачивать? Почему должна тратить свое время и дополнительные деньги, чтобы решить их проблему?»
Клиентка отправила претензию на сайт «Альфа-Банка» и обратилась в СМИ, чтобы, по ее словам, привлечь внимание руководства кредитного учреждения. Она получила уведомление, что обращение взяли в работу, срок рассмотрения — до 31 октября включительно. При этом долг за просрочку продолжает расти с каждым днем, беспокоилась Ольга.
«Вопрос решен»
Редакция 74.RU направила запрос в «Альфа-Банк» с просьбой объяснить, в чем причина блокировки части платежа за кредит, почему для устранения проблемы с клиентки требуют внести новую сумму сверх ежемесячного платежа и как можно избежать подобных проблем в будущем, в том числе другим клиентам.
Во второй половине следующего дня (после отправки запроса СМИ. — Прим. ред.) Ольга получила обнадеживающий ответ от банка — о том, что доплачивать ей ничего не придется.

Представители «Альфа-Банка» также прокомментировали ситуацию для 74.RU.
Уточнять причины блокировки части кредитного платежа клиентки в банке не стали.
«Вопрос с погашением в данный момент решен. Просрочки больше нет. Никаких платежей по данной истории с нее взыскано не будет. Банк с клиентом на связи», — сообщили в пресс-службе «Альфа-Банка» в ответ на запрос 74.RU.
«Выглядит как нарушение прав клиента»
В действиях банка очевидно нарушение и стремление получить с клиента дополнительные деньги, единодушно высказались юристы.
«Действия банка незаконны. При оплате услуг, а предоставление кредита — это банковская услуга, путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед исполнителем (банком) по оплате услуг считаются исполненными с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации (абзац 2 ч. 3 ст. 16.1 закона „О защите прав потребителей“), — прокомментировал управляющий партнер адвокатского бюро „Юг“ Юрий Пустовит.
Блокировать операции по счету банк может только в случаях, прямо указанных в законах, например, в 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов…», добавил юрист.
«Если банк блокирует внесенную должником денежную сумму и не засчитывает ее в счет кредита, то банк тем самым считается „отказавшимся принять предложенное должником надлежащее исполнение“ (статья 406 Гражданского кодекса). В этом случае должник ответственность за просрочку платежа не несет», — указал Юрий Пустовит.
«Клиенту необходимо подать официальную жалобу в банк, а также в ЦБ РФ. Если не удастся урегулировать вопрос путем переговоров, обратиться в суд», — описал алгоритм действий управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.
Частичная блокировка свидетельствует скорее о техническом сбое, предположили эксперты.
«Блокировка финансовых операций носит временный характер и должна иметь обоснование. Однако блокировка части внесенной суммы кредита без объективных на то оснований и без уведомления клиента выглядит как нарушение прав клиента по договору банковского обслуживания, — отметил адвокат, партнер INTELLECT Дмитрий Загайнов. — Если клиент внес 35 тысяч рублей, а банк списал только 29 тысяч, заблокировав остаток суммы без объяснения причин или без последующего списания оставшейся суммы в срок, то в последующем не вправе требовать повторного внесения той же суммы, если деньги уже находятся на счете клиента».
Если при этом формируется просрочка платежа, то банк обязан компенсировать потери, которые понес клиент, — например, в случае начисления пеней или штрафа за период образовавшейся просрочки, добавил юрист.
Что делать клиенту в такой ситуации
обратиться в банк с письменным запросом о причинах блокировки суммы и требованием предоставить разъяснения с подтверждающими документами;
если банк не снимает блокировку и требует внести сумму на счет повторно, обжаловать действия банка в Центробанке или суде по основанию нарушения договора кредитования и прав потребителя финансовых услуг.
Напомним, клиенты банков в Челябинской области периодически сталкиваются с непонятными ситуациями. Так, ранее пенсионерка внесла более 90 тысяч рублей через банкомат, но на счет они не поступили. После публикации 74.RU ей вернули всю сумму. Другой скандал: у челябинца заблокировали карту и отказались возвращать деньги со счета. Ранее еще одной жительнице города банкомат выдал на 20 тысяч меньше. Позже эту сумму вернули.



