Экономика подробности Россиянам предложили работать 6 дней в неделю. Как это оценили предприниматели и простые челябинцы

Россиянам предложили работать 6 дней в неделю. Как это оценили предприниматели и простые челябинцы

Таким образом в стране хотят ответить на санкции и создать условия для технологического прорыва

В России долго обсуждали сокращение рабочей недели, а теперь предложили шестидневку

Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» предложила ввести в России шестидневную рабочую неделю. Обращение направлено главе Минтруда Антону Котякову, сообщила газета «Известия». Шестидневка поможет повысить прочность экономики в условиях антироссийских санкций и совершить технологический прорыв, уверены авторы инициативы. Мы спросили, что об этом думают челябинские предприниматели, представители профсоюзов и экономисты.

Что предложили

В бизнес-ассоциации заявили о возросшей нагрузке на экономический сектор из-за ограничительных мер со стороны недружественных стран. Хотя до первой волны санкций в 2014 году российская экономика входила в пятерку крупнейших в мире.

— В настоящее время потребность нашей финансово-экономической системы в дополнительных инвестициях сохраняется, — говорится в письме Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти».

Увеличение рабочей недели поможет повысить прочность экономики, достигнуть технологического и промышленного прорыва, укрепить экономический суверенитет и сократить зависимость от иностранных институтов, уверены авторы обращения. Они напомнили, что во время Великой Отечественной войны люди трудились по 6–7 дней в неделю. Пятидневку с восьмичасовым рабочим днем установили только в 1967 году.

В качестве примера шестидневки представители «Аванти» привели Иран и Непал. Кроме того, указали на Бельгию и Турцию, где допускается занятость до 48 часов в неделю.

Как работаем сейчас

Стандартная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов, указано в российском Трудовом кодексе.

Как правило, персонал предприятий и компаний трудится пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, по 8 часов в день. Там, где нужно обеспечить работу в непрерывном режиме, используют сменный график «два через два», и в этом случае рабочий день больше 8 часов, положенных при пятидневной неделе.

Самый распространенный в мире формат рабочего графика — пятидневная неделя (40 часов).

Между тем последние пять лет в коридорах российской власти обсуждалась противоположная идея — сократить рабочую неделю. В 2019 году Федерация независимых профсоюзов России внесла ее в Минтруд. Представители ФНПР отмечали, что это одно из самых популярных из возможных изменений в трудовое законодательство. Кроме того, с тремя выходными уже работают в прогрессивных странах.

Тогда же о сокращении рабочей недели высказался премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. К сокращению рабочего времени и расширению досуга работников приводит технологический прогресс, отметил он, выступая на Международной конференции труда. Как пример Дмитрий Медведев привел тогда Генри Форда, сто лет назад сократившего рабочую неделю с 48 до 40 часов и получившего «впечатляющий рост производительности труда». А также новозеландскую компанию, у которой на четырехдневке на 20% выросла производительность труда (в пересчете на один час рабочего времени) и снизился уровень стресса сотрудников.

— Постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью, хроническим стрессом. Люди подчас просто сгорают на работе. Всё это приводит к снижению производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях, — предупредил тогда Дмитрий Медведев (цитата — по ТАСС). — Весьма вероятно, что будущее — за четырёхдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта.

Летом 2019 года большинство челябинцев — 91% — выступило за переход на четырёхдневную рабочую неделю. Такие результаты показало исследование, проведённое в июне специалистами портала по поиску работы Зарплата.ру.

При обсуждении сокращенной рабочей недели обычно говорили об уменьшении дней. Весной этого года предлагали сокращать уже не дни, а рабочие часы. И мы разбирались, почему депутаты так много говорят о сокращении рабочей недели, но никак не осуществят эти планы.

Мнения «за» и «против»

Увеличение рабочих дней действительно является необходимым условием для технологического рывка, подтвердили многие предприниматели.

— Мы работаем с компаниями по всему миру — закупаем сырье за рубежом. Вижу, что везде в развивающихся странах, у тех, кто хочет быть впереди, — шестидневная рабочая неделя. Это и Китай, и Турция, и Сербия. Все работают в субботу, иногда это не полный рабочий день — до 15–16 часов, но тем не менее расслабляться некогда, — рассказал гендиректор ТД «Леди Прима» Денис Силин. — Что касается нашей компании, работаем непрерывно, без выходных, кроме трех праздничных дней в году. Но, конечно, на производстве и в складских подразделениях предусмотрена сменность: работа «два через два», «с восьми до восьми». Да, для развития России и производства, поднятия зарплаты нужно работать больше.

«Трудиться поменьше могут позволить себе немногие, мы еще не заработали на это»

Руководитель «Центра развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб в целом согласен с предложением ассоциации «Аванти».

— Россия — самая отдыхающая страна в мире. У нас такое количество праздников, длинных выходных, что невозможно достигнуть нормальной производительности труда, о которой все мечтают. Особенно, если будем думать, как еще уменьшить число рабочих дней. Пока мы не настолько технологически развитое государство, у нас ручной труд или количество проведенного на рабочем месте времени равно ВВП страны. Если рабочих дней будет больше, и зарплата поднимется, и производительность вырастет, и, значит, страна и все мы станем богаче, — уверен Станислав Твердохлеб. — Да, это несколько не соответствует последним трендам. Но в нынешних условиях 4-дневная рабочая неделя приведет как раз к обратному — упадет производительность и ВВП. Сейчас и так людей не хватает, компетенций не хватает. Мы столкнемся с тем, что еще больше обострится нехватка кадров.

Ни в коем случае нельзя уменьшать рабочую неделю до 4 дней, а увеличивать до 6 — желательно, считает руководитель «Центра развития промышленных инноваций». Но, по его мнению, вводить это надо постепенно, без резких движений, чтобы общество, предприниматели и работники смогли перестроиться и привыкнуть.

— В условиях острейшего кадрового голода экономика расти не может. Шестидневная рабочая неделя была введена в СССР в 1931 году, когда стране нужен был индустриальный рывок, и отменена она была только в 1967 году, когда большое поколение, рожденное в первые послевоенные годы, пополнило ряды рабочей силы. В наших нынешних условиях, с плохой демографией и огромным потенциалом роста внутреннего производства всё упирается в кадры, — отметила руководитель аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова.

«Заставить работать шестой день — выход, который нравится, конечно, только работодателю. Но это выход»

Четырехдневная рабочая неделя, о которой много говорили недавно, может иметь потенциальные преимущества, не отрицают эксперты. Это мотивация к повышению производительности предприятий, улучшению баланса между работой и личной жизнью сотрудников, снижение затрат для компаний и прочие.

— Короткая рабочая неделя может быть нецелесообразна для предприятий, отстающих по производительности, а попросту — не готовых к такому сокращенному времени. Неготовность, как можно догадаться, существует на подавляющем большинстве российских предприятий и логична с начала процессов индустриализации в стране. Шестидневка была исторически обычным явлением во время роста индустриализации, посмотрите опыт того же США до 1953 года, — объяснил председатель комитета по промышленности регионального отделения общественной организации предпринимателей «Опора России» Павел Золотов. — Преимущества шестидневной рабочей недели — увеличение производительности производства, а также возможностей для трудоустройства и получения дохода. Однако продолжительный рабочий день также может негативно сказаться на здоровье и благополучии работников и со временем привести к выгоранию и снижению качества работы.

На политику в отношении рабочего времени часто влияют социальные, культурные и экономические факторы. Так что не существует единственного «наилучшего» универсального подхода, добавил Павел Золотов.

Не является сторонником подобной идеи (перехода на шестидневку — Прим. ред.) и гендиректор челябинской компании «МБ» Денис Константинов.

— Понятно, что предприятия сейчас столкнулись с большим спросом на трудовой ресурс. Но в современных условиях существуют другие способы решения этой проблемы. Самые прогрессивные лежат в сфере технической модернизации. Они связаны не с увеличением трудового времени, а с сокращением количества сотрудников и повышением производительности труда, — отметил Денис Константинов. — Вот где я вижу возможности для повышения экономического суверенитета государства.

Шестидневка и четырехдневка — обе хуже?

Заявления, затрагивающие триггерные моменты, делаются скорее для привлечения внимания, предположил другой предприниматель.

— Всё, что касается трудового законодательства, праздников и выходных, — крайне сложно меняется. Можно вообще пропустить мимо ушей. Потому что это делается не для того, чтобы что-то поменять, а просто пошуметь, — поделился скепсисом директор интернет-компании INTEC Ярослав Голуб. — Всё зависит от геополитической ситуации. Если начавшийся в прошлом году конфликт разрастется до глобального, то не будет вариантов, кроме как ввести шестидневную рабочую неделю, национализировать предприятия и законодательными мерами принудить людей работать, сколько потребуется. Это сценарий, который называется военная экономика. Если всё пойдет по более мягкому варианту, то радикальных мер применяться не будет.

Как и многие предприниматели, Ярослав Голуб считает, что большое количество праздников негативно влияет на экономику. И по большому счету все сотрудники платят за это недополученной зарплатой.

— В то же время шестидневная неделя — это перебор, тяжело даже психологически. И четырехдневку вводить не нужно, на самом деле, она мало кому подойдет. Производительность труда тут же упадет на 20% — даже к гадалке ходить не надо, — добавил Ярослав Голуб. — Сокращенную рабочую неделю могут использовать айтишники, представители других профессий, но в очень узких нишах. Но это совершенно другой мир. Если же экстраполировать всё это на обычных людей, которые трудятся на заводах, в торговле и так далее, ничего не изменится. Просто будут меньше работать и меньше получать. А потом как бы еще сокращать работников не пришлось.

Что шестидневка, что четырехдневка — сомнительные идеи, не стоит менять сложившуюся систему, резюмировал Ярослав Голуб.

«Может привести к несчастным случаям»

Инициатива предпринимателей о переходе на шестидневную рабочую неделю крайне неуместна сейчас, отреагировали представители профсоюзного движения.

— В условиях повышенной нагрузки уже около года работают оборонные предприятия. По опыту Челябинской области можно сказать, что увеличение дохода несомненно повысило мотивацию работников, однако уже сейчас этого становится недостаточно. Имеет место профессиональное выгорание, а как следствие — отток людей с этих предприятий, растет их потребность в отдыхе и оздоровлении, в отпуске и снижении нагрузки. Постоянная работа в условиях повышенной нагрузки может, в том числе привести к увеличению несчастных случаев на производстве. А это несет за собой тяжелые социальные последствия, — отметил председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Олег Екимов. — Высокопроизводительный труд в отдельных странах, отраслях и предприятиях уже сегодня позволяет сокращать количество рабочих часов. Важно понимать, что повышение количества рабочих часов не равнозначно росту производительности труда.

«По всему миру наблюдается тенденция к сокращению, а не повышению рабочего времени»

По мнению главы регионального отделения Федерации профсоюзов, предложение Ассоциации «Аванти» противоречит поручению Минтруда, которое в 2019 году дал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. А затем, на посту зампредседателя Совета безопасности России, премьер-министр предложил начать постепенный переход на четырехдневную рабочую неделю в рамках эксперимента на уровне региона или группы компаний.

Профсоюзы поддерживают постепенный переход на четырехдневную рабочую неделю: он должен быть ступенчатым, чтобы в отдельных случаях избежать безработицы. В то же время зарплата сотрудников должна быть сохранена в прежнем размере, а производительность — остаться на том же уровне.

— Увеличение рабочей недели повлечет за собой цепочку сложнопрогнозируемых последствий. Например, не все работодатели смогут оплачивать трудовым коллективам дополнительный рабочий день, что может привести к социальному напряжению. Возрастет нагрузка на образовательные учреждения — прежде всего, на детские сады. Возможно увеличение количества больничных, а это — нагрузка на здравоохранение, — добавил Олег Екимов.

Cейчас, в условиях повышенной нагрузки на предприятия оборонно-промышленного комплекса, основное внимание всех сторон социального партнерства — профсоюзов, власти, работодателей — должно быть направлено на разработку и реализацию мероприятий, которые обеспечат поддержание работоспособности сотрудников, сочетание работы с семейной нагрузкой, организацию послесменной реабилитации работников. А также мероприятий, которые поспособствуют снижению утомляемости, риска травматизма и аварийности, заключил председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Олег Екимов.

Чем опасны эксперименты с рабочим временем

Эксперименты с продолжительностью рабочей недели ни к чему хорошему не приведут, добавил экономист.

— Стандарт пятидневной рабочей недели не просто так утвердился сейчас в большинстве стран мира, вне зависимости от конфессиональной принадлежности населения, политического и социального строя, уровней благосостояния и производительности труда. Вероятно, он является оптимальным для того, чтобы человек успевал восстановить силы перед новой рабочей неделей и заняться личными делами, — указал эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Клюкин. — Если же количество выходных дней сократить, люди будут вынуждены заниматься личными делами в рабочее время, да и работать, вероятно, смогут менее интенсивно.

Кроме того, у работников останется меньше времени на потребление, что негативно скажется на спросе, подчеркнул эксперт.

— Особенно серьёзные потери понесут индустрия общественного питания и развлекательные учреждения, сфера услуг, туризм выходного дня. Увеличение же количества выходных чревато падением производства, — отметил Артём Клюкин.

В конечном счете, самая эффективная политика в отношении рабочей недели — это та, которая ставит во главу угла благополучие и производительность работников, а также отвечает потребностям и целям предприятий и отраслей, резюмировали эксперты.

На российский рынок труда серьезно повлияла спецоперация, частичная мобилизация и их последствия. Прошлым летом президент России Владимир Путин подписал закон, изменивший условия работы компаний с госзаказами — уже тогда юристы предполагали, что это может привести к сверхурочной работе.

Ранее мы рассказывали, кому дают бронь и как частичная мобилизация повлияла на рынок труда. Различные варианты есть в Копейске, Миассе, Златоусте. Также разбирали, как предприниматели оценили кадровые проблемы и обещанную поддержку со стороны государства.

Как вы относитесь к переходу на шестидневную рабочую неделю?

Нормально, буду больше зарабатывать
Ужас, один выходной — это какое-то крепостное право
Без разницы, сколько работать, лишь бы платили хорошо
У меня и так шестидневная рабочая неделя
Просто хочу посмотреть результаты
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем