Открытое около 25 лет назад главное здание Объединенного архива Челябинской области знакомо каждому жителю города, но кажется, что делать там простому смертному совершенно нечего. Но в архиве привечают гостей, и корреспонденты 74.RU выяснили, как много интересного скрывается за суровыми серыми стенами.
Бастион архива на Свердловском проспекте выглядит как режимный объект, и в какой-то степени это так и есть. Хранилища архива обычным челябинцам недоступны, а в некоторые уголки требуется особый допуск, например для работы с секретными документами.
— Главная задача архива — хранить, — говорит заместитель директора ОГБУК «Объединенный государственный архив Челябинской области» Николай Антипин, — но мы стараемся популяризировать работу с историческими источниками.
В архив регулярно наведываются экскурсионные группы, есть даже целый план работы со школьниками, которые приходят сюда на тематические интерактивные занятия в мини-музее.
— Есть занятие, например, про нашу чаеразвесочную фабрику, — говорит Николай Антипин. — Мы рассказываем, что там работали такие же дети, школьники пробуют себя в роли работников, отмеряют, взвешивают на старинных весах и так далее. Потом пьют чай.
Малая часть архива, в которую могут попасть все желающие, — читальный зал. Сюда по запросам привозят документы, выдача которых строго контролируется. Консультант не только приглядывает за работающими, но и помогает с запросами.
За первоисточниками в архив обращаются не только ученые или студенты-историки, но и те, кому интересна история семьи. Генеалогические запросы стали массовыми, и с недавних пор исследователям решили дать возможность работать над поиском корней самостоятельно. Самые старые метрические книги — церковные собрания записей о родившихся, умерших и вступивших в брак — уже оцифрованы, чтобы изучить их, даже не обязательно приезжать в архив.
Брачный обыск — это не то, что вы подумали: такой документ удостоверял, что жених и невеста, а также их крестные отец и мать не состоят в родстве.
Дореволюционное собрание в южноуральском архиве небольшое — всего на один этаж, а в целом хранилища занимают в общей сложности восемь из девяти этажей здания. Все документы рассортированы по принадлежности и годам.
Некоторые хранятся в виде экспонатов для экскурсионных групп, например, как роскошный подарочный «Рапорт товарищу Сталину» от челябинских предприятий.
Долгое хранение, конечно, идет на пользу не всем документам: периодически проверяя сохранность фондов, архивисты могут встретить и плесень, и рассыпающиеся страницы. Над восстановлением бумаг работает целый реставрационный отдел.
Самая опасная часть работы — это дезинфекция: всевозможные грибки для здоровья неполезны, а еще их легко разнести по всему архиву, если не соблюдать меры предосторожности. В подвал с «больными» нас не пускают, зато охотно показывают, как возвращают поврежденным документам первозданный вид — промывают, разглаживают, высушивают, восстанавливают утраченные фрагменты.
Как ни странно, легче всего поддерживать в сохранности самые старые документы.
— Бумага восемнадцатого века — это прелесть, такой потом уже не было, — замечает Николай Антипин.
С особой гордостью художник-реставратор Екатерина Федорова демонстрирует нам японскую бумагу для реставрации, такую тонкую и невесомую, что ее почти не видно на страницах.
— В основном мы используем бумагу плотностью девять граммов на метр, но недавно у нас появилось чудо. Три с половиной и два с половиной грамма на метр! — показывает она, выкладывая тонкие ленты на старую метрику.
В одно целое документы соединяют переплетчики. Труд, как и десятилетия назад, почти полностью ручной, они орудуют тяжелыми инструментами — гильотиной для нарезки картона, дрелями и так далее.
Даже с такими инструментами возможности реставрации не безграничны, поэтому в архиве много работают над копированием ценных источников. Заведующая отделом создания страхового фонда Анастасия Курилова показывает нам огромные «планетарные» сканеры, через которые пропускают старинные документы: обычный офисный вариант для такой работы противопоказан.
А еще в архиве занимаются созданием фотокопий, которые называют микрофильмами: для создания такого «фильма» страницы строго определенным образом нужно отснять на пленочный аппарат и собрать в единое целое. Так работают лишь с особо ценными документами, которые присылают в архив со всей области, например с документацией стратегических объектов.
В ближайшем будущем эти сложные механизмы может заменить современная система, говорит Анастасия: архив планирует купить принтер для пленки, который позволит печатать микрофильмы по обычным сканам.
Обновления в архиве, в общем-то, ждет многое. Из некоторых отделов только-только уехала на свалку мебель 70-х годов, скоро здесь планируют менять лифт, отслуживший свой срок с лихвой.
— Со страхом представляю, как мы без лифта будем таскать документы, — смеется Николай Антипов. — Но менять надо.
Когда-нибудь у архива должно появиться и новое хранилище фондов, потому что все существующие уже на грани переполнения, но решение этой задачи движется небыстро. Председатель госкомитета по делам архивов Сергей Иванов объяснил 74.RU, что строительство нового здания — проект на многие годы, даже если городские власти выделят госкомитету уже облюбованный участок. Проще купить уже готовое здание, но, увы, найти подходящее пока не получается.
Зато люди, которые здесь работают, совсем не кажутся покрытыми архивной пылью.