Культура мнение Игра на ностальгии и Гармаш вместо крокодила. Чем плох «Чебурашка», бьющий рекорды новогоднего кинопроката в России

Игра на ностальгии и Гармаш вместо крокодила. Чем плох «Чебурашка», бьющий рекорды новогоднего кинопроката в России

Рецензия корреспондента MSK1.RU Никиты Куликова

«Чебурашка» собрал в прокате 2 миллиарда рублей за 5 дней

За десять дней 2023 года — с 1 по 10 января — фильм «Чебурашка» собрал более 3 миллиардов рублей. Такие сборы делают картину самой кассовой лентой российского производства.

Конечно, сегодня в российских кинотеатрах у «Чебурашки» просто нет конкурентов. Почему старый советский персонаж так популярен у российских семей — попробовал разобраться корреспондент MSK1.RU Никита Куликов. Публикуем его колонку.

Я давно слежу за тем, как в России прокатывают кино: и таких темпов и цифр, которые показывает «Чебурашка», мы еще не видели никогда. Самый кассовый российский фильм на данный момент — «Холоп» Клима Шипенко — собрал свои 2 миллиарда за 2 недели проката.

Вообще если быть честным, то идти в кино на «Чебурашку» я не планировал. Но оказалось, что на новогодних праздниках в этом году идти больше не на что.

Советские мультики про Крокодила Гену, Чебурашку и Шапокляк я, конечно, прекрасно помню. Думаю, что многих в кино ведет именно ностальгия: ведь это любимый и уже знакомый персонаж, а советские мультики выходили полвека назад — пора посмотреть на них по-новому. Если помните, в советской короткометражке «Крокодил Гена» Романа Качанова Чебурашку находят в ящике апельсинов (обращаться к оригиналу Эдуарда Успенского в случае с современным Чебурашкой нет совсем никакого смысла). Тогда зрители узнали, что он приехал в СССР из какого-то тропического леса. В начале 2023 года нам решили показать, что это за плантации апельсинов.

Зритель встречает Чебурашку среди деревьев и злых мужчин-рабочих, которых выбешивает вор апельсинов. Они кричат на Чебурашку на каком-то непонятном языке. Как мы поймем сильно позже, это был испанский. Внезапно в этом испаноязычном местечке начинается смерч, который уносит Чебурашку в Россию, незнакомую зрителям. Мы оказываемся в каком-то приморском городе (моря, конечно, мы не увидим), где дома построены в стиле советского ар-деко, а на улицах растут пальмы. Смерч обрушивает на городок настоящий ливень из апельсинов, а вместе с фруктами на землю падает и Чебурашка.

Вроде как это и есть завязка сюжета: история про «попаданца», который осваивается в новой для себя местности. Он случайно знакомится с угрюмым дворником Петровичем (конечно, его зовут Геннадий — крокодил в этой истории обладает человеческим лицом). В это время в городок приезжает еще и Римма — взрослая женщина, которая носит необычные головные уборы и управляет бизнесом — шоколадной фабрикой. Методы управления у нее, судя по поведению, сформировались где-то в 90-е. Оттуда же и несносный характер современной старухи Шапокляк.

Вся эта экспозиция длится минут тридцать — честно говоря, это очень затянуто даже для взрослых, которые робко смеялись над несколькими гэгами в начале. Детских восторгов от невнятно мямлящего Чебурашки в зале тоже слышно не было. Зато на протяжении всех двух часов этой истории прекрасно слышно, как рычит герой Сергея Гармаша — Гена. Напомню, крокодил в советском мультике вообще не рычал, зато этот просто раздражает.

Создатели фильма предлагают нам влюбиться в угрюмого и раздражающего старика Гену, которого Гармаш отыгрывает вполсилы, и довольно криво нарисованного CGI-Чебурашку. Буду рад узнать, что у кого-то правда получилось погрузиться в химию этого дуэта. Но в итоге более интересным оказывается наблюдать за семьей Геннадия Петровича: его дочь делает свои шоколадные конфеты и очень обижена на отца. Ее маленькое предприятие оказывается под угрозой из-за появления Шапокляк со своей фабрикой. Верный прислужник Риммы — назовем его по привычке Лариской — пытается нагадить локальному бизнесу, вспоминает анекдот начальницы: «Малый бизнес постоянно штормит, поэтому мы — большой» и пытается выкупить магазинчик с конфетами и завладеть рецептурой. Такая битва.

Обидевшись на Гену и Чебурашку, старуха Шапокляк в советском мультике восклицает:

— Что?! Тогда я объявляю вам войну!

В России 2023 года такое невозможно представить: в нашей стране стремятся к политике мирного сосуществования. И никакой политики, конечно, нет в «Чебурашке». Если помните, в советском мультике маленький ушастик и его старший наставник хотели присоединиться к пионерам. В современной интерпретации героям просто хочется, чтобы от них отстали.

Не знаю, часть ли это проблемы: маленькому мне было легко себя ассоциировать с Чебурашкой, который нашел старшего друга, учил людей и животных вокруг дружить, а сам стремился вырасти и даже решил пойти в школу. Современный Чебурашка мало того что выглядит не очень мило, так еще и не знает, кто он такой, — имя Чебурашка он сам придумывает в конце картины. Говорить Чебурашка научится только к середине фильма, но и то только для того, чтобы пару раз неловко пошутить про мочу (и совсем неважно, что периодически эти шутки отсылают к советской классике). В советском мультике мы оказывались в реальности, где есть говорящий Чебурашка, есть понятный мир вокруг. Современный же Чебурашка оказался в советском дорогом санатории — получается, поехал в отпуск «на юга», где, конечно, встречает Федора Добронравова. Ну какой российский юг сегодня без Добронравова!

Конечно, в этом фильме есть и плюсы — должны же были создатели фильма потратить 850 миллионов рублей на что-то хорошее. Так, например, костюмы и декорации выглядят великолепно: они правда очень красивые и продуманные. Социально-бытовой пласт отношений героев — конфликт отца и дочери и терки бизнеса — тоже очень понятен зрителю. Отдельно отмечу, как круто «Чебурашка» работает с женскими персонажами: мало того что женой Геннадия была профессиональная крутая спортсменка, так еще и бизнес-конфликт выстроен вокруг двух сильных женщин — местной Шапокляк и дочери Гены. В одной из сцен создатели даже не побоялись аккуратно и забавно обсмеять феминитивы: «Получается, мы три мушкетера и две мушкетерки!» Никто не оскорбился.

Но все плюсы фильма разбиваются о то, что история Гены и Чебурашки построена не на химии между персонажами и не на новом прочтении знакомой истории, а на том, что зритель должен почувствовать ностальгию. Но мне было тяжело просто поверить в Чебурашку: я даже не мог представить, что в таком ярком, контрастном и неестественном мире нарисованный ушастик может выделяться. А когда у меня на секунду получалось принять правила этой игры, в кадре начинала играть музыка — так громко и неуместно, что скорее портила все милые моменты. Особенно это чувствуется на кульминационной сцене, в которой почему-то играет «Там нет меня» Севары. Параллельный, но при этом убийственно прямолинейный монтаж, под музыку, найденную, видимо, по запросу в поисковике «трагичная и грустная песня», — это просто плохая режиссура. И как только Дмитрий Дьяченко, снявших всех «Последних богатырей» вместе с «Диснеем» и любимую россиянами комедию «День радио», умудрился сделать «Чебурашку»? Ответ, видимо, заглушили строчки: «Там нет меня, где пароход в ночи надрывно прогудел, где понимает небосвод, что без тебя осиротел».

Короче, если вы вдруг окажетесь на «Чебурашке», постарайтесь получить удовольствие хоть от чего-нибудь в этом фильме. А если окажетесь в кино с детьми, узнайте, чем им так понравился этот ушастик. Вряд ли этот герой научит их чему-то, но ответа «он милый» будет достаточно. А когда снова придете домой, пересмотрите советскую классику — это тот случай, когда раньше и правда было лучше.

Уже посмотрели «Чебурашку»?

Да, очень понравился
Да, но не понравился совсем
Нет, только собираюсь
Не хочется на такое идти

Что еще почитать?

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем