Криминал хроника Охотились, словно на дичь: как в Челябинске в 80-х массово пропадали люди, а затем находили их истерзанные тела

Охотились, словно на дичь: как в Челябинске в 80-х массово пропадали люди, а затем находили их истерзанные тела

В городе действовала банда, сложившаяся из родственников и друзей

Во главе банды стоял 28-летний Игорь Колчин, но наказания он не понес

В конце 1980-х годов в Челябинске массово начали исчезать люди. Родственники заявляли о пропавших бесследно женщинах, мужчинах, а вместе с ними словно испарялись автомобили, личные вещи и украшения. Находить трупы начали лишь спустя несколько месяцев — в глухих местах, вдали от возможных свидетелей. Десятки человек были убиты одним способом, но из разного оружия. Тогда стало понятно, что в городе действует целая банда. Эту историю рассказали в одном из выпусков программы «Следствие вели» с Леонидом Каневским под названием «Лихоманки».

Для съемок выпуска в Челябинск приезжал ведущий программы Леонид Каневский

Первые жертвы

Пропадать в окрестностях Челябинска люди начали весной 1989 года. Одной из первых была Валентина Торбина. В город она прилетела из Москвы — в командировку. Попутно планировала навестить родителей. Но когда женщина спустилась с трапа самолета, она словно растворилась в воздухе.

— Всё, нет человека, пропал, — рассказывал Владимир Решетников, который в 1989 году был старшим следователем прокуратуры Челябинской области. — До дома в Челябинске она не доехала.

Валентина была на борту самолета, прилетевшего в Челябинск, но затем ее след потерялся

Первым делом обыскали территорию вокруг аэропорта, но никаких подозрительных следов найти не удалось. Пока шли поиски, случилась новая неприятность — исчез таксист Валерий Коротков. Выехал на работу в вечернюю смену, а после в назначенное время в гараж не вернулся. Прошла неделя — еще сигнал: без вести пропал автолюбитель, подрабатывавший частным извозом. Затем родные хватились девушки, потом родители не дождались сына. В списки пропавших попал и таксист Сергей Скрипников.

Сергей ушел на работу и не вернулся

Елена и Сергей Скрипниковы были счастливой парой, познакомились в студенческом стройотряде, через полгода поженились, жили дружно. Сергей работал в таксопарке, вместе с женой планировал ребенка.

— У меня даже в мыслях не было, что он мог уйти к другой женщине или еще что-то такое [произошло]. Я прекрасно понимала, что это что-то случилось, — вспоминала супруга пропавшего Елена Скрипникова.

Сергей пропал без предупреждения, и сердце у Елены было не на месте

Поиски исчезнувших людей не приносили успеха. Никто не видел, как именно они пропадали. Не было подозреваемых, примет и других данных.

— Проходило значительное время между их исчезновением и тем, когда начинали бить тревогу, — объяснял Виктор Эбингер, возглавлявший в 1989 году отдел уголовного розыска УВД Челябинского горисполкома.

Чудом выживший

Когда число пропавших выросло до 12, следствие получило важную информацию. Среди таксистов пошли слухи, что один из водителей подвергся нападению и чудом спасся. Милиция начала поиски уцелевшей жертвы.

— Перевернули полгорода — не можем его найти: ни дома, ни на работе, — рассказал Олег Вдовин, в 1989 году работавший оперуполномоченным управления уголовного розыска УВД Челябинского облисполкома. — Все водители такси удивлялись, что его нет.

Николая Давыдяева успели мысленно похоронить, но нашли живым

Спустя две недели пропавший Николай Давыдяев нашелся и рассказал удивительную историю. Версия с нападением оказалась домыслами коллег, но чудесное спасение действительно было правдой. Давыдяев ушел в отпуск в начале июня и должен был ехать из Челябинска в Уфу, но выпил лишнего в гостях у любовницы и проспал свой поезд. И именно этот железнодорожный состав угодил в страшную катастрофу под Ашой. Родные таксиста были уверены, что он погиб.

— «Вы представляете, я практически заново родился», — вспоминает слова Давыдяева оперативник Олег Вдовин. — «Поэтому я две недели пил беспробудно».

Тем не менее, ценную информацию Давыдяев все-таки дал. Рассказал, как однажды поздним вечером видел остановившееся у обочины по дороге из аэропорта такси. От машины вглубь леса уходила женщина. «Она вела себя очень странно», — сообщил таксист. — «Шла, безвольно опустив голову, будто заговоренная».

Страшные находки

В середине 1989 года тела пропавших без вести начали находить в лесах, вдали от населенных пунктов. На труп Сергея Скрипникова случайно наткнулись мальчишки, игравшие в лесу.

— Опознать было просто невозможно, вместо головы… Лицо практически отсутствовало. Я его узнала по наколке на руке, — рассказала супруга погибшего Елена.

У жертв были жуткие повреждения от выстрелов
Машины такси были сожжены

Эксперты-криминалисты, работавшие с телами, определили — все жертвы были убиты с невероятной жестокостью одним и тем же способом. В них стреляли, используя самодельные патроны. Вместо дроби неизвестный использовал шарики от подшипников, а пыж (один из элементов) заворачивал в кусочек полиэтилена. Для жертвы это оборачивалось чудовищными повреждениями.

— Было полголовы снесено, что свидетельствовало о том, что это результат ближнего выстрела, — рассказал о повреждениях одной из жертв бывший сотрудник областной прокуратуры Владимир Решетников.

При этом эксперты установили, что стреляли в людей из двух разных ружей. Неужели в городе действует целая банда? Но как ей удается заманить людей в глухие места?

Новые жертвы

Тем временем нападения на людей не прекращались. В пригороде нашли убитых из дробовика автолюбителей, машины были угнаны — позже нашли только обгоревшие остовы. Затем жертвами банды становятся ехавшие в Челябинскую область жительницы города Фрунзе — тетя и племянница. Их тоже нашли убитыми в лесу.

Этих женщин застрелили, как и других жертв

Родственники рассказали, что с собой женщины везли гостинцы — икру, сервелат, несколько баночек паштета. Но на месте преступления продукты не обнаружили. Их прихватили преступники?

Число жертв увеличилось до 16, и серию циничных убийств поставили на контроль в ЦК КПСС, МВД и прокуратуре Союза. Руководители оперативно-следственной группы еженедельно отчитывались о проделанной работе.

«По улицам ходит вооруженный человек»

В городе росло напряжение, а милиция реагировала на каждый подозрительный сигнал. И вот однажды на пульт дежурного службы 02 поступил срочный вызов: «По улицам ходит вооруженный человек». Звонившие рассказали, что гражданин с обрезом пугал жителей и угрожал им расправой.

Милиция настигла неизвестного в тот момент, когда он собирался открыть стрельбу. Дебошира скрутили и доставили в отделение. Им оказался некто Евгений Гончаров.

Евгений Гончаров перепил и пошел на улицу с обрезом

Изъятый у Гончарова обрез отправили на экспертизу, но специалисты установили — ничего общего с оружием неизвестной банды нет. Обрез изготовили из пневматической винтовки ИЖ-22 и приспособили для стрельбы строительно-монтажными патронами. Впрочем, выйти на свободу это Гончарову не помогло. Дожидаясь ответа за проделки, он остался в СИЗО.

Чрезвычайные меры

Поиски преступников продолжались, а банда всё не останавливалась. И тогда сыщики пошли на неординарные меры.

— Крышу автомобилей начали покрывать флуоресцирующим раствором, флуоресцирующими красками, — рассказал оперативник угрозыска Олег Вдовин

После нового исчезновения территорию вокруг Челябинска на небольшой высоте облетал вертолет. Пилоты высматривали отблеск краски на крыше автомобиля, хотя найти зачастую удавалось лишь обгоревшую груду железа.

Ввели в Челябинске и исключительные меры безопасности. На постах ГАИ стали проверять весь без исключения автотранспорт. На дорогах дежурили передвижные засады.

Стрельба на посту

История получила новый поворот осенью 1989 года, когда убийство произошло на одном из постов рядом с поселком Октябрьским. Начиналось всё безобидно — инспекторы ГАИ Шейхисламов и Деревянных остановили мотоцикл с двумя людьми, и парень за рулем оказался изрядно навеселе.

— Отстранили от управления, составляли административный протокол, — рассказал Олег Деревянных, работавший инспектором ДПС в 1989 году.

Инспекторы разделились. Олег Деревянных заполнял бумаги в служебном автомобиле, стараясь не прислушиваться к мольбам мотоциклиста, сидящего к тому моменту на заднем сиденье, и его приятеля, стоящего рядом с машиной возле открытого окна. Ренат Шейхисламов тем временем продолжал дежурить на дороге и увидел, как со стороны Копейска показались «Жигули». Инспектор остановил машину и попросил у водителя документы. Тот для проверки вылез из салона.

— Когда он [водитель «Жигулей»] предъявил документы, оказалось, фотография отклеена от водительского удостоверения, находилась отдельно, — рассказал Олег Деревянных.

Шейхисламов насторожился, ведь просто так фотография отклеиться не могла, но водитель «Жигулей» повел себя уверенно и спокойно: «Сейчас достану из бардачка паспорт, и вы сами во всем убедитесь». Вот только из салона мужчина вынырнул не с документами, а с обрезом. Шейхисламов метнулся под прикрытие машины, но часть заряда зацепила инспектора, и он упал. Второй выстрел был направлен в Олега Деревянных.

— Откинулся на спинку сиденья, прогремел выстрел, — вспоминал о тех событиях сам инспектор. — Вывалился из машины. Пока вываливался, достал пистолет из кобуры.

Но преступник уже свернул в лес и скрылся. Пришлось связываться с дежурным ГАИ и вызывать помощь. Напарник был ранен, но не очень серьезно — пострадали рука и плечо. На мотоциклисте — ни царапины, а его приятелю, стоявшему возле машины, выстрел угодил точно в грудь, убив наповал. Вскоре на место прибыли патрульные машины, но найти беглеца по горячим следам не удалось.

Новые подозреваемые

Впрочем, совсем безрезультатным эпизод на посту не был. Важную находку милиционеры сделали в салоне автомобиля, брошенного преступником. Это были водительские права: одни, с отклеенной фотографией, на имя Евгения Содомского, вторые — с нормальным фото — на имя Игоря Колчина.

Отрабатывать сыщики начали обоих — оба оказались сотрудниками кооперативного такси, и оба пропавшими. Впрочем, Содомского вскоре удалось найти — убитым, а Колчина по фотографии опознали раненый сотрудник ДПС и его напарник.

Евгений Содомский был еще одной жертвой банды
А Игорь Колчин оказался ее главарем

Игорю Колчину на тот момент было 28 лет. Среднее образование, женат, есть маленький ребенок. Но биография — не идеальна, он уже дважды судим за кражи. Колчина объявили в розыск, начали отрабатывать его семью. Особое внимание обратили на брата Владимира, который тоже работал в кооперативном такси.

— Когда его задержали, он никаких показаний не давал. Мол, я ничего не знаю, с братом разбирайтесь, мы живем отдельно, — вспоминал Вадим Лунёв, в 1989 году работавший старшим оперуполномоченным по особо важным делам управления уголовного розыска УВД Челябинского облисполкома.

Владимир Колчин рассказывать что-либо отказался

Семейный подряд

Зато расколоть удалось супругу беглеца — Людмилу Колчину. Ее милиционеры задержали и отправили в камеру предварительного заключения, подсадив участливую соседку. Колчина, не выдержав, поделилась с женщиной своей бедой, а затем поддалась на уговоры и все рассказала следователю.

— На второй день она заговорила, написала собственноручно [признания] по всем преступлениям, о которых она знала, — рассказал старший оперуполномоченным по особо важным делам Вадим Лунёв.

Людмила Колчина была в курсе всех преступлений — муж рассказывал ей обо всем

Оказалось, что свое первое нападение Колчин совершил еще в 1986 году. Вечером на улице несколько раз ударил какую-то женщину отпиленной половинкой гантели, забрал все, что у нее было. Затем напал на работницу трамвайного депо, в котором на тот момент трудился. Правда, взять у убитой ему было нечего.

Убийство в депо было громким, но сразу найти Колчина не удалось

А в начале 1989 года Колчин сколотил банду, в которую вошел его брат Владимир и приятель Малахов. Сестра Малахова была невестой Владимира и знала о нападениях, как и Людмила Колчина. Чуть позже к банде присоединился и Гончаров — тот самый задержанный ранее с обрезом уличный дебошир. Он оказался двоюродным братом Малаховых, тоже участвовавшим в убийствах.

Игорь Колчин (сверху) был главным, его брат Владимир (слева) и приятель Олег Малахов тоже помогали с нападениями. В курсе всего была и невеста брата Елена Малахова

Приказы Колчина остальные члены банды исполняли беспрекословно.

— У него была такая способность — оказывать такое психологическое воздействие на людей, что никто не смел возражать, — рассказывал Борис Кунин, работавший судьей Челябинского областного суда в 1980 годы.

Посвящены в детали были и женщины. Людмила Колчина на допросах заявила, что боялась мужа, потому и не выдала его. Но свидетели говорили о другом. Женщина с радостью носила добычу, принесенную мужем — украшения и вещи, отмытые от крови жертв.

— Женщины участвовали в распределении [награбленного], помогали кое-что сбывать иногда, морально поддерживали, — перечислял судья Борис Кунин. — Нередко выезжали на преступления вместе с ребятами.

Убивал, помучив перед смертью

Все участники банды уже были задержаны, но главарь продолжал скрываться. Поймать его помог брат Владимир, рассказал, что Игорь прячется в лесу за водохранилищем.

— Нас предупредили, что он будет вооружен, вплоть до того, что у него есть граната, — рассказал глава уголовного розыска Виктор Эбингер.

Операцию по задержанию бандита в итоге провели чисто, оказать сопротивление он не успел.

Колчина взяли вслед за остальными
Он был невероятно жесток с жертвами

За бандой Колчина числилось 31 преступление. Только на совести главаря оказалось 15 оборванных жизней. Убивал он с невероятным садизмом. Любимой забавой было связать жертву по рукам и ногам, заставить ее прыгать в лес и стрелять, словно в дичь. Часто своим жертвам Колчин дарил надежду на освобождение, но все равно убивал. Именно так расправились и с Сергеем Скрипниковым.

— Я, говорят, в него выстрелил 12 раз, а он бежит и прыгает как козел, — вспоминал слова Колчина старший опер Вадим Лунев. — «Мне даже интересно стало, а потом он упал».

Суд приговорил братьев Колчиных и Олега Малахова к высшей мере наказания — расстрелу. Евгений Гончаров получил 13 лет заключения, Людмила Колчина и Елена Малахова — по семь лет лишения свободы. Но на руку бандитам сыграл распад Советского Союза. В начале 1990-х суды начали смягчать многие приговоры, и челябинским бандитам тоже повезло. Малахов, уже сидевший в комнате смертников, вместо расстрела получил 15 лет заключения, а женщинам снизили срок до четырех лет колонии.

Не успел дождаться возможности смягчения лишь Игорь Колчин. Он покончил с собой в одиночной камере следственного изолятора.

Хотите больше криминальных историй времен СССР? Рассказывал Леонид Каневский об убийстве трехлетней девочки в Челябинске. Ее забрали прямо из детского сада и отравили с помощью конфеты.

Знаете, как сложилась судьба членов банды после освобождения? Свяжитесь с редакцией.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем