Криминал Кризис-2024 проблема Push, СМС — и деньги исчезли: у преподавателя колледжа увели 190 тысяч с накопительного счета в банке

Push, СМС — и деньги исчезли: у преподавателя колледжа увели 190 тысяч с накопительного счета в банке

Разбираемся, как потеряла крупную сумму жительница Златоуста и можно ли вернуть украденное

Жительница Златоуста лишилась 190 тысяч рублей после блокировки банковской карты

У преподавателя колледжа из Златоуста списали 190 тысяч рублей с накопительного счета в банке. Женщина уверяет, что никаких операций она не совершала и пароль никому не сообщала. В кредитном учреждении, по ее словам, отказали в возвращении исчезнувших средств и напомнили про фишинговые схемы. Разбираемся вместе с экспертами, что делать, если с банковского счета или карты пропали деньги, можно ли вернуть украденное и как в дальнейшем обезопасить себя от подобных неприятностей.

Возврат за отмененную поездку в Египет

В конце января жительница Златоуста Елена получила возврат от турфирмы за отмененную поездку в Египет. Деньги решила не снимать, а перевести на накопительный счет в том же банке.

Вечером 30 января на телефон ей поступило СМС с кодом, хотя в личный кабинет банка она не входила. Тут же пришло странное сообщение: «Уважаемый клиент, устройство Xiaomi подключено к Push-уведомлениям». При этом Елена пользуется айфоном. Следом еще одно — «В целях безопасности ваших средств операции по карте/счету в ВТБ Онлайн ограничены».

— Для снятия ограничений предлагалось звонить в банк. Я успокоилась: раз заблокировано — ничего не пропадет, на горячую линию звонить не стала. Решила на следующий день, после работы поехать в офис банка и тогда уже снять ограничения. Но на следующий день в 15:50 от банка приходит уведомление о снятии 190 тысяч рублей и 950 рублей комиссии за перевод на «Киви Кошелек», — поделилась своей историей Елена. — Вот тут я по-настоящему испугалась. Разве можно сразу с накопительного счета напрямую снять деньги? Обычно сначала нужно перевести деньги на карту.

Женщина тут же пошла в банк, заблокировала всё — и карты, и счета. И написала заявление о том, что совершен несанкционированный вход в ВТБ-онлайн, а деньги списаны без ее ведома. По словам Елены, сведений о СМС-кодах и номере карты, а также других данных личного кабинета она никому не передавала.

В банке заявление клиентки приняли и обещали рассмотреть до 7 февраля.

«Фактически деньги у меня списали уже после блокировки»

— Я когда в офисе банке об этом рассказывала, они там за голову хватались. Причем деньги списывались уже без каких-либо СМС, мне ничего не приходило, — продолжила Елена. — Я позвонила в банк и спросила, почему, несмотря на блокировку, деньги все-таки списались. Мне ответили: так снята блокировка. Кто ее снимал? Мошенники?

При этом в пятницу, 3 февраля, Елене позвонили из банка и сообщили, что у нее оформлен автоплатеж с переводом средств через каждые 7 дней.

— Какой еще автоплатеж? Из заблокированного кабинета? Оператор горячей линии ничего пояснить не смогла, лишь твердила, что информацией не владеет. Но мои негодования записала, — рассказала Елена. — Я в тот же день поехала в банк и закрыла автоплатеж, который я не открывала. Странно, что при обращении лично в офис сразу после снятия средств со счета мне про этот автоплатеж не сказали ни слова! И даже в закрытом кабинете, с закрытием всех карт 31 января этот автоплатеж был активен. Это как?

Также жительница Златоуста обратилась к своему сотовому оператору, чтобы взять детализацию звонков и СМС за 31 января — день, когда списали деньги. И в разговоре с менеджером услышала, что подобных обращений (детализация звонков и СМС для полиции) поступает очень много.

Что сказали в МВД

Также пострадавшая подала заявление в полицию. Там предложили отдать телефон на экспертизу.

В ГУ МВД по Челябинской области подтвердили, что обращение зарегистрировано в отделе полиции «Горный» ОМВД по Златоусту.

— Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту тайного хищения денежных средств по части 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ (кража в крупном размере). Организован ряд первоначальных проверочных мероприятий, которые позволят установить объективную картину произошедшего, — прокомментировали в пресс-службе регионального полицейского главка.

По части 3 статьи 158 УК РФ (тайное хищение средств с банковского счета или электронных денежных средств) предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 тысяч до 500 тысяч, либо принудительных работ на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом до 80 тысяч рублей.

Как ситуацию объяснили в банке

Банк провел проверку обращения клиентки и в ближайшее время предоставит по нему подробный ответ — лично ей, сообщили 74.RU в пресс-службе ВТБ.

— К сожалению, клиенты продолжают сталкиваться с фишинговыми схемами, когда злоумышленники получили доступ в онлайн-банк, например, настроив переадресацию СМС. Если операции подтверждаются проверочным кодом, то со стороны банка они считаются проведенными законно, без возможности возврата утраченных средств, — прокомментировали в пресс-службе ВТБ. — Стать жертвой мошенников можно, только передав им свои персональные данные, сообщив третьим лицам номер паспорта или телефона, установив на свой смартфон вредоносное ПО или перейдя по непроверенным ссылкам в интернете. В подобных случаях рекомендуем незамедлительно сообщать об этом в банк для блокировки доступа к личному кабинету банка и обращаться в правоохранительные органы.

Возможно, клиентка из Златоуста попала в такую ситуацию, предположили представители банка.

Фишинг (от fishing — рыбная ловля, выуживание) — интернет-мошенничество с целью получить идентификационные данные пользователей, то есть пароли, номера кредитных карт, банковских счетов и так далее. Клиент получает сообщение или письмо якобы от банка с предложением пройти по ссылке, переходит — и мошенники получают необходимую им информацию.

— Для исключения таких случаев мы рекомендуем всем пользователям установить и активно использовать на смартфоне/планшете антивирусное ПО. Это поможет уменьшить вероятность попадания вредоносных программ, предназначенных для перехвата приходящих от банка СМС-сообщений, компрометации персональных данных и карточных авторизационных данных, — добавили в пресс-службе кредитного учреждения. — ВТБ постоянно развивает инструменты борьбы с мошенниками, оперативно выявляя новые схемы, применяемые злоумышленниками. В частности, в ВТБ Онлайн существует раздел «Безопасность» с блокировкой любых карт и доступа к учетной записи при подозрении на мошенничество, также в нем можно изучить актуальные сценарии мошенничества и важность настроек безопасности.

В канун выхода статьи Елена сообщила, что в банке отказали в возврате списанной с ее счета суммы. Об этом ей сообщили на горячей линии ВТБ (личный кабинет у клиентки сейчас заблокирован. — Прим. ред.).

Что дальше

Если владелец банковской карты соблюдал правила ее использования, например, не хранил ПИН-код вместе с картой, не писал код на самой карте, не позволял никому делать ксерокопии или фотографировать карту, не сообщал посторонним лицам ее данные, то есть шанс вернуть похищенные деньги, отметили юристы.

— Если банк не докажет, что гражданин совершал действия на перевод денег, то банк будет обязан возместить весь ущерб клиента. Но если в ходе проверки будет установлено, что телефон был заражен не по вине банка, то потребитель будет вынужден дожидаться от полиции защиты через розыск преступника и взыскания с него похищенных денег, — объяснил адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.

За 11 месяцев 2022 года на мобильные устройства пользователей в Челябинской области совершено почти 340 тысяч атак, подсчитали в «Лаборатории Касперского». Заблокировано более 1,1 миллиона попыток переходов на фишинговые страницы.

Что касается моментального перевода средств с накопительного счета, то такое, как выяснилось, действительно возможно.

— Сразу с накопительного счета на сторонний перевести деньги можно, если режим счета предусматривает возможность частичного изъятия средств, — пояснили в пресс-службе Ассоциации развития финансовой грамотности.

В последнее время мы чаще писали о каких-то изощренных схемах интернет- и телефонных мошенников. Между тем даже простой почтовый спам и фишинг остаются действенными методами взлома чужих аккаунтов, кражи данных и денег.

Откуда мошенники берут личную информацию о нас, ранее объяснял эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов.

Мы разбирали три схемы, с помощью которых мошенники выводят деньги с карт.

Также почитайте историю детского тренера из Златоуста Павла Атажанова, он почти два года судится с банком, пытаясь доказать, что не оформлял кредит на 855 тысяч через онлайн-приложение. А пенсионерка потеряла 330 тысяч, оформляя «социальную помощь» на сайте-клоне банка.

В МВД подготовили инструкции с описанием основных признаков мошенничества. А вот советы от сотрудника угрозыска.

Столкнулись с необычным мошенничеством в интернете, телефонными аферистами? Присылайте сообщения, скриншоты переписки и записи разговора.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем