Знаменитый Торговый центр на Каслинской, в конце года перешедший в собственность Челябинской области, стирает следы прежних владельцев. В начале января заменили вывеску, недавно перестал работать сайт. Первый советский гипермаркет, который называют символом города, замер в ожидании перемен. По данным 2ГИС, здесь «прописаны» 85 компаний. Часть из них работают в этом здании не один десяток лет. Первые коммерсанты встали за прилавки в 90-х годах прошлого века, когда страна переходила от плановой экономики к рыночной. Для одних работа в главном магазине Челябинска стала яркой вспышкой в предпринимательской карьере, для других — пропуском в новую жизнь и крупный бизнес. Вспоминаем, кто из известных челябинских предпринимателей стартовал в Торговом центре.
«Дешево купить, дорого продать и не перепутать»
В 1991 году тогда еще в государственном Торговом центре забурлил рынок и появились первые арендаторы. Бывшие сотрудники НИИ Александр Сафронов и Андрей Зуев тоже ринулись в торговлю и открыли отдел вычислительной техники. Бизнес шел ни шатко ни валко. Зато в другой секции ТЦ — всегда столпотворение, заметили инженеры. Оказалось, там торговали импортным алкоголем — спиртом Royal, водкой Rasputin, ликером Amaretto и прочими напитками из 90-х.
— Мы заняли деньги и заказали в столице машину спиртного, — рассказывал 74.RU один из основателей компании «Мавт» Александр Сафронов. — Как тогда говорили, настоящий мужчина разбирается в футболе, женщинах и алкоголе. Главное — дешево купить, дорого продать и не перепутать.
В то время не было ни лицензирования, ни акцизных марок — торгуй, как хочешь. А спрос в стране, всё еще сидящей на талонах, огромный. Вскоре компаньоны открыли еще один отдел, второй, третий, четвертый — там же, в Торговом центре. Затем начали покупать недвижимость под магазины в других местах. Через несколько лет занялись оптовой торговлей. В итоге из маленького отдела по продаже спиртного вырос крупный дистрибьютор и значимый игрок алкогольной розницы уральских регионов.
Основатели ГК «Мавт» — Александр Сафронов (умер в сентябре 2009 года) и Андрей Зуев, здесь же работают их сыновья — Петр Зуев и Вячеслав Сафронов. Компания выступает дистрибьютором алкоголя, также действуют две розничные сети — «МАВТ-Винотека» и «МАГНУМ-Винотека». По данным «Контур.Фокуса», за 2023 год выручка торговой компании «Мавт» составила 2,1 млрд рублей, чистая прибыль — 30,9 млн рублей. «Мировые Вина» выручили 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 144,5 млн рублей, «Про-вайн» получил выручку 2,8 млрд рублей и чистую прибыль 79,7 млн рублей.
В 2018 году «Мавт» купил у екатеринбургского предпринимателя Ильи Борзенкова сеть алкомаркетов «Магнум».
В Челябинской, Свердловской, Курганской областях и Тюмени насчитывается 103 магазина под этим брендом. В 2022 году ретейлер засветился на скандальных торгах, на которых Комбинат общественного питания закупал премиальные вина. Ранее «Мавт» выступал поставщиком алкоголя по госзакупкам управделами губернатора.
Совладельцы «Мавта» Андрей Зуев и Зоя Сафронова ведут бизнес и с депутатом гордумы Виталием Рыльских. Их общая компания «Стройград-плюс» занимается венчурным инвестированием.
Каждая пятая бутылка — их
Еще один дистрибьютор — «МТ-сервис» — в 1996 году начал алкогольный бизнес с открытия отдела в Торговом центре. Компания специализировалась на поставках вина из Молдавии. Основатель «МТ-сервис» Алексей Машкауцан — тоже инженер, работал на Станкомаше. А когда началось кооперативное движение, пошел в бизнес. Вместе с Романом Миниахметовым они превратили «МТ-сервис» в крупного игрока со складами в Челябинске и филиалами в области.
В 2003 году запустили сеть магазинов «Винная Карта», в лучшие для компании времена действовало 38 точек. К 2005 году «МТ-сервис» контролировал 15–20% регионального оптового рынка алкоголя. То есть каждую пятую бутылку спиртного в среднем ценовом сегменте привозила именно эта компания.
Подножку «МТ-сервису» поставила, скорее всего, сеть «К&Б», которая начала формироваться в 2006 году. Если «Мавт» делал ставку на элитный алкоголь, то «МТ-сервис» работал как раз на массового потребителя. А двум дискаунтерам на одной кухне ужиться трудно.
В 2016 году компании «Продторг» и «Винторг», принадлежащие семье Машкауцан, лишили лицензий на продажу алкогольной продукции. А владельцами активно интересовались силовики — вплоть до обысков и возбуждения уголовного дела. В ноябре 2020 года суд признал «МТ-Логистик» (оптовая торговля напитками) банкротом. В конце прошлого года налоговая служба приняла решение исключить из ЕГРЮЛ (то есть ликвидировать) компанию с 11 декабря 2024 года.
Также Алексей Машкауцан вместе с сыном занимается управлением недвижимостью. Их компании «Трейд-Урал 2» принадлежит Дом Агапова на улице Цвиллинга, 16. Поначалу исторический особняк хотели снести, потом долго реконструировали. По требованию общественников здание вернули в список объектов культурного наследия. Владелец планировал разместить в здании кофейню и офисы. А весной 2022 года памятник архитектуры выставили на продажу за 100 миллионов рублей.
Поехал за машинами — привез обувь
Больше 25 лет проработала в Челябинске корпорация «Уралобувь». Магазины сети можно было встретить по всему городу — от Кировки до ЧТЗ и Северо-Запада. А первый обувной салон открылся в 1992 году в Торговом центре под вывеской «Образ». Запустил его челябинский предприниматель, который в октябре 1991 года оформил что-то типа современного ИП — частное индивидуальное предприятие Кузьмина М. Ю.
Двадцатичетырехлетний парень мечтал открыть свое дело. Как и многие начинающие предприниматели, он поехал в Тольятти менять металл на автомобили. А домой вернулся совсем с другой идеей.
— Увидел в городе красивое здание из стекла и бетона. Им оказалась обувная фабрика. Зашел, познакомился с коммерческим директором и договорился поставлять обувь в Челябинск, — вспоминал потом Михаил Кузьмин. — Так началась корпорация «Уралобувь».
Обувные салоны были мультибрендовыми. В основном торговали продукцией российского и китайского производства экономкласса и среднего сегмента. Считается, что именно «Уралобувь» внедрила открытые витрины. Раньше покупатель должен был дождаться продавца, указать на выбранную модель на полке, озвучить нужный размер и только потом получить ботинки или туфли на руки. Привычная ныне свободная примерка тогда воспринималась как инновация. А еще «Уралобувь» паковала покупки в фирменные пакеты, что тоже казалось шиком зарубежного сервиса.
Компания выросла до 12 салонов, в ней трудились 150 сотрудников, а оборот, по оценке владельца, составлял 15 миллионов долларов. После кризиса 2014-го продажи резко упали. К осени 2015 года «Уралобувь» закрыла 10 торговых точек, в двух последних устроила распродажу.
Владелец заявил, что продал компанию. По словам Михаила Кузьмина, сделка прошла еще в феврале 2015 года. К началу 2016-го долгожитель местного обувного рынка покинул последние площадки.
Экс-владелец «Уралобуви» потом занимался другими бизнесами. Окончил московскую школу управления «Сколково», вступил в Ассоциацию независимых директоров, продвигал бизнес-обучение. Последние пару лет Михаил Кузьмин практикует «боевой цигун» (в переводе с китайского ци — это энергия, гун — работа, мастерство, то есть управление энергией).
От отца к сыну
Долгожитель челябинского обувного рынка — сеть обувных салонов «Гончаров» зашла в Торговый центр в 2003 году. В дальнейшем количество «фамильных» отделов в этом комплексе то увеличивалось, то сокращалось. Знакомая многим вывеска до сих пор встречает покупателей ТЦ.
Сеть сделала ставку на импортную обувь — от Германии и Франции до Польши, Румынии и, конечно, Китая. В лучшие времена в Челябинске действовало 15 магазинов. Сейчас, по данным 2ГИС, работает пять именных точек. Сеть обувных салонов «Гончаров» оформлена на индивидуального предпринимателя Виктора Сухорукова, директором в бизнес-справочниках указан его сын Олег Сухоруков.
По словам экспертов, тем же собственникам принадлежат другие обувные точки под разными названиями, например «Немецкая обувь», Giovanni и D.shoes. Самая крупная из них — обувной супермаркет «Мегаобувь», который в 2011 году открылся в пристрое к Торговому центру (в советские времена там был ресторан. — Прим. ред.). По данным «Контур.Фокуса», владельцем «Мегаобуви» является Виктор Сухоруков.
«Самым тяжелым был 1998-й»
В середине 90-х годов в Торговом центре заработал салон мужской одежды Onegin. Мужские костюмы пользовались спросом, поэтому отдел расширялся. Было время, когда одновременно действовали два магазина на Северо-Западе и еще два — в разных уголках Торгового центра.
Владелица салона Onegin Татьяна Чистякова занимается бизнесом с 1996 года. По ее словам, самым тяжелым был 1998 год
— Но ничего, выжили и продолжили работать. В Торговом центре, несмотря ни на что, есть свой поток покупателей. Едут со всей области, много постоянных клиентов. Поэтому я все закрыла, а здесь отдел оставила, — рассказала Татьяна Чистякова. — Раньше у нас, в основном, импорт был, конечно. Сейчас Италия и Германия — только в остатках.
Татьяна Чистякова, как и многие арендаторы Торгового центра, с тревогой слушает сообщения о судьбе уникального здания.
— Мы все, конечно, за то, чтобы оставили торговлю, — печалится она, вспоминая про обещанное властями перепрофилирование ТЦ в общественно-выставочное пространство.
Продал гараж и открыл зубной кабинет
Покупатели спешили в Торговый центр и с удивлением взирали на рекламные листовки, которые им раздавали встречавшие на первом этаже молодые парни. Красочный флаер обещал бесплатную консультацию стоматолога. Так весной 2002 года заработал кабинет стоматолога, впоследствии превратившийся в известную сеть клиник «Белый кит».
К тому времени частных стоматологий в Челябинске было немного. Основатель ГК «Белый кит» Егор Хребтов успел поработать в одной из таких клиник, а также получить экономическое образование. Дипломной работой стал бизнес-план открытия стоматологической клиники.
— Я тогда продал гараж, занял немного денег у мамы. На первом этаже Торгового центра со стороны Свердловского проспекта был медпункт. Взяли его в аренду, сделали ремонт, получили лицензию, купили стоматологическую установку и открыли первый кабинет. Называлось это всё «Новая стоматология „Белый Кит“». Сам я работал и руками, и как администратор, и как маркетолог, и как руководитель. В общем, и жрец, и жнец, и на дуде игрец, — смеется Егор Хребтов. — Чтобы привлечь народ, печатали флаеры с бесплатными консультациями, шли с товарищем прямо в торговый зал и раздавали их каждому встречному. Представьте, приходите вы в магазин, какой-то мальчик дает вам в руки купон и говорит: «Пойдемте, мы вам зубы вылечим». Самое интересное, что срабатывало, удавалось народ привлечь!
Ни интернета, ни особого маркетингового продвижения тогда не было. Но владелец зубного кабинета не забывал о рекламе — по телевидению гоняли ролики с китами, выпрыгивающими из воды, заказали сайт.
— C нами тогда начинала работать врач, с которой я до сих пор общаюсь и дружу, — Асия Кубеевна (гендиректор сети стоматологий «Гранд Успех» Асия Истлеева. — Прим. ред.), потом она открыла свою клинику, — вспоминает Егор Хребтов. — Второй сотрудник, который у нас с самого начала, — Наталья Голубкова (сейчас заведующая профилактическим отделением. — Прим. ред.). По сути, тогда было всего два врача и один ассистент.
Кстати, с выбором места Егору Хребтову помогла мама — в то время она работала директором Торгового центра. И это тоже отдельная история о том, как менялись судьбы людей. Доцент Любовь Хребтова работала на кафедре ракетостроения ЧПИ (ныне ЮУрГУ). В 90-х годах у преподавателей вузов резко сократились зарплаты, многие пытались работать челноками — привозить товары из-за границы. Но там были свои трудности.
— Помню, она съездила один раз в Польшу, привезла кроссовки и костюмы «АБИДАС». Потом выяснилось, что продавцы обсчитали их на злотых, дали не ту сдачу. В общем, не ее это было, мама закрыла для себя эту историю. В 1997 году Семен Мительман позвал ее директором по экономике в Торговый центр, к 2002 году стала гендиректором. Как раз при ней была первая после советских времен реконструкция купола Торгового центра, — отметил Егор Хребтов.
Стоматологический кабинет проработал в Торговом центре пару лет. В 2004-м владельцы ТЦ сменили директора. Стоматологов тоже попросили съехать — пришлось срочно искать новую площадку. Впрочем, это не помешало зубному кабинету превратиться в сеть стоматологических клиник.
От ресторана до отеля
Бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга, а ныне питерский отельер Василий Кичеджи начинал карьеру в челябинском Торговом центре. В постперестроечные годы, с 1988-го по 1995-й, он был заместителем гендиректора комбината питания ТЦ (кафе, бар и ресторан).
В начале 90-х годов госпредприятия переводили на рыночные рельсы. Процесс начали с торговли и сферы услуг. Магазины — большие и малые — превратились в акционерные общества. Василий Кичеджи получил свои акции, купил у других и в итоге стал хозяином крупного ресторана в центре Челябинска.
Затем Кичеджи переключился на ЧТЗ — активно скупал и брал в доверительное управление акции тракторного гиганта. К собранию акционеров, назначенному на ноябрь 1995 года, Василий Кичеджи собрал 51% и взял власть на заводе в свои руки. При нем ЧТЗ переименовали в «Уралтрак» и обанкротили. Потом Василий Кичеджи уехал в Москву, возглавлял столичный департамент транспорта и связи, работал вице-губернатором Санкт-Петербурга по СМИ и культуре.
После ухода из власти Василий Кичеджи активно занялся семейным бизнесом. Компания его жены купила бывший офис Балтийского банка в Питере — исторический особняк «Дом с обелисками» в Мучном переулке. После реконструкции в здании заработал отель «Богема» с рестораном и фитнес-центром.
От приватизации до национализации
В июле 1992 года прошла конференция трудового коллектива Торгового центра. На этом собрании решили создать акционерное общество открытого типа «Челябинский торговый центр». Тогда же утвердили новый устав, разрешавший «коммерческую работу». Позже сотрудникам раздали акции — их количество зависело от стажа работы.
Треть акций ТЦ продавали на ваучерном аукционе, то есть ваучеры меняли на акции торгового предприятия. Одни из первых челябинских кооператоров Александр Аристов и Юрий Антипов покупали акции и на торгах, и у сотрудников. Так крупнейший челябинский гипермаркет перешел в частные руки.
С приватизацией Торгового центра им помогал руководитель брокерской фирмы «Профинвестсервис» Семен Мительман, ныне глава группы компаний «Микар», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области.
До 2009 года некоторая доля акций Торгового центра была у работавших в тандеме Семена Мительмана и Виталия Рыльских. Потом владельцы контрольного пакета — Аристов с Антиповым — выкупили оставшуюся часть.
В 2020 году Аристов с Антиповым разделили бизнес-империю. К тому времени Торговый центр юридически был филиалом АО «Кузнецкие ферросплавы» (входило в УСМК, в 2023 году активы переведены в АО «Компания Эталон», принадлежащее семье Юрия Антипова). В феврале прошлого года Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ к АО «Компания Эталон», Юрию Антипову и его жене Людмиле о возврате в собственность государства ЧЭМК, Серовского завода ферросплавов и «Кузнецких ферросплавов». Кто бы мог подумать, что история совершит кульбит и через 30 с лишним лет Торговый центр вновь станет государственным.
Экс-владельцы продолжают обжаловать в судах изъятие бизнеса. О передаче Торгового центра государству власти сообщили 23 декабря. На ЧЭМК заверили, что это был добровольный шаг. Почитайте репортаж из Торгового центра — в нем много боли от продавцов-старожилов.