Национализированные из-за незаконной приватизации в 1990-х предприятия необходимо оперативно выставлять на продажу, а бывшим владельцам дать приоритет выкупа — «право первой ночи». Об этом деловому изданию РБК заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
— На мой взгляд, важно то, что государство сейчас получает (в том числе в казну забирает), — все «ошибки приватизации», — не держать в казне, а выставлять на приватизацию достаточно быстро, в том числе, может быть, давая возможность бывшим собственникам, условно говоря, право первой ночи, по независимой оценке приобретать эти активы, если они того пожелают, — предложил Александр Шохин.
По словам главы РСПП, желающие воспользоваться таким правом уже есть, они руководствуются сугубо экономической логикой.
— Я знаю несколько случаев, когда даже те, у кого актив забрали в силу того, что в 1990-е годы было что-то не так, они готовы заплатить за этот актив второй раз, поскольку они много вложили в это дело и им, что называется, дешевле доплатить, чем терять актив, — объяснил Александр Шохин.
По итогам декабрьской встречи с крупным бизнесом президент Владимир Путин поручил правительству совместно с РСПП до 1 апреля 2025 года рассмотреть вопрос о «порядке исчисления срока исковой давности» при оспаривании сделок приватизации, сообщил РБК. По мнению Александра Шохина, в законе о приватизации следует указать, что норма Гражданского кодекса о 10-летнем пресекательном сроке в сделках с приватизацией начинает отсчитываться с момента перехода прав собственности (а не с момента, когда Генпрокуратура или другие органы власти об этом «узнали». — Прим. ред.).
О том, что изъятие бизнеса у крупных игроков может тормозить инвестиции в другие компании, президент РСПП Александр Шохин ранее заявлял на Русском экономическом форуме в Челябинске. А председатель комитета по налогам, банкам, финансам Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Алексей Овакимян рассказал, что СПП и РСПП во взаимодействии с федеральными органами власти готовят предложения, направленные на защиту бизнеса от деприватизации.
Напомним, в прошлом году несколько крупных челябинских холдингов были изъяты в пользу государства. Это крупнейший российский производитель ферросплавов — Промышленная группа ЧЭМК, крупнейший отечественный производитель вина «Ариант» и крупнейший российский и пятый в мире производитель макарон — АО «Макфа».
Первыми национализировали ЧЭМК и «Ариант» — основанием для исков Генпрокуратуры к семьям Антиповых и Аристовых стало нарушение порядка приватизации. Подробнее об этом можно почитать в наших материалах.
Затем «Макфу», «Первый хлебокомбинат» и другие активы изъяли у экс-губернатора Михаила Юревича и бывшего депутата Госдумы Вадима Белоусова (об этом мы тоже много писали). Именно экс-владельцы «Макфы» дважды предлагали властям выкупить свои активы. В мае прошлого года, когда еще шел судебный процесс об изъятии «Макфы», адвокаты семьи экс-губернатора Михаила Юревича сообщили о готовности выкупить предприятие за 10 миллиардов рублей плюс ежегодно перечислять миллиард на нужды СВО. А в декабре 2024-го семья Юревича в ходе другого суда предложила за мировое соглашение уже 20 миллиардов рублей.
При этом в октябре прошлого года Конституционный суд запретил применять сроки давности при обращении активов в пользу государства, но это касается именно антикоррупционных исков прокуратуры. Юристы объяснили, как это отразится на практике.