В Челябинске на бывшем заводе имени Колющенко, отметившем недавно 126-ю годовщину, начали разбирать старые корпуса возле дорожной развязки. Наш фотокорреспондент запечатлел работу спецтехники и то, что осталось от старых цехов. Мы узнали, почему сносят здания и что планируется построить на знаковой для города площадке.
Что сносят
В начале лета на старейшем промышленном предприятии Челябинска, где в годы войны выпускали «Катюши», а потом тяжелые автогрейдеры и погрузчики, начали сносить заводские корпуса. На это обратили внимание читатели и журналисты 74.RU.
Спецтехника рушит старые здания, расположенные со стороны железнодорожного вокзала и путепровода в Ленинский район. Часть из дореволюционных строений уже превратилась в свалку досок, шифера и кирпичей.
Кто и зачем занялся расчисткой территории? А самое главное — что будет с крупным машиностроительным предприятием Челябинска? Эти вопросы мы задали представителям компании «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ, бывший завод имени Колющенко).
На предприятии подтвердили, что ведут демонтаж трех зданий бывшего литейного производства, не используемых с 2014 года.
ЧСДМ входит в холдинг UMG («Объединенная машиностроительная группа»). На ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» работает более 500 человек. Учредитель — ООО «Машиностроительная группа» (с 30 марта 2022 года), управляет ООО «Строительно-дорожные машины» (с 27 февраля 2020 года). По данным сервиса «Контур.Фокус» за 2021 год, выручка ЗАО «ЧСДМ» понизилась до 1,7 миллиарда, чистая прибыль выросла до 75,8 миллиона рублей.
«Челябинские строительно-дорожные машины» (бывший завод имени Колющенко) ведет свою историю с 1898 года. Тогда создали «Товарищество «Столль и К», выпускавшее сельскохозтехнику. Во время Великой Отечественной войны завод производил знаменитые реактивные установки «БМ-13», известные как «Катюша». Затем выпускал гусеничные бульдозеры, самоходные скреперы, автогрейдеры. Сейчас завод специализируется на автогрейдерах тяжелого класса, фронтальных погрузчиках, снегоуплотнительных машинах и комплектующих к технике.
Миллиардные инвестиции
Как выяснил 74.RU, на освободившейся территории планируется возвести производственно-складские комплексы, предназначенные для выпуска новой серии погрузчиков.
— UMG Холдинг, включающий ЧСДМ, активно реализует стратегические планы развития. Особое внимание уделяется модернизации. Предусматривается строительство новых площадей общей площадью 30 тысяч квадратных метров. Проект включает реконструкцию текущих объектов, демонтаж устаревших зданий и создание современных производственных линий, — сообщили 74.RU в пресс-службе UMG. — Кроме того, запланировано возведение нового цеха для производства тонколистового металла.
Объем инвестиций в расширение производства достигает 1,6 миллиарда рублей, добавили представители холдинга.
Промышленный холдинг UMG — ведущий производитель строительно-дорожной и специальной техники, объединяет машиностроительные заводы «Эксмаш», «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины». Производственные комплексы и инженерные центры расположены в Твери, Челябинске и Брянске.
Холдинг «Объединенная машиностроительная группа» контролирует бизнесмен из списка Forbes-2021 Дмитрий Стрежнев. Тогда он занял 167 место в рейтинге «200 богатейших российских бизнесменов». Forbes оценил его состояние в $750 миллионов.
Также с 2020 года Дмитрию Стрежневу принадлежал автозавод «Урал» в Челябинской области. Но весной прошлого года он продал активы менеджменту. А сам, по данным источников, продолжил развивать бизнес в сфере строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники, сосредоточившись «на новых международных проектах в Казахстане и Узбекистане, не связанных с машиностроением».
Весной 2022 года директор «Объединенной машиностроительной группы» (куда входит ЧСДМ) Дмитрий Стрежнев обсуждал с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером развитие машиностроительных производств в регионе. Тогда Дмитрий Стрежнев поделился планами строительства «практически нового завода со значительным увеличением выпуска продукции».
В 2023 году ЧСДМ заключил СПИК (специальный инвестиционный контракт — Прим. ред.), который обеспечит производство фронтальных погрузчиков грузоподъемностью от 3 до 6 тонн.
— Этот шаг позволит компании занять ведущие позиции на рынке строительно-дорожной техники. Локализация производства в Челябинске сделает ЧСДМ ключевым поставщиком крупнотоннажной техники в России, — отметили в пресс-службе UMG.
Ранее сообщалось, что инвестпроект будет реализован в несколько этапов. В 2024 году завод начнет производство несущих рам, металлоконструкций погрузочного оборудования, балансиров и кабины с системой ROPS/FOPS. В дальнейшем челябинские машиностроители оснастят погрузчики отечественными двигателями, разработают карданную передачу и гидравлическую систему. Ожидается, что к 2028 году локализация производства фронтальных погрузчиков достигнет 80%.