В редакцию 74.RU обратились несколько клиентов «Керамик Холла» — известной в Челябинске сети магазинов по продаже керамической плитки, керамогранита и мозаики. Еще летом у фирмы было не менее 5 торговых точек в разных районах города и склад на Троицком тракте. Но к ноябрю они прекратили работу, оставив ряд клиентов без денег и товара. Ущерб покупатели оценивают в суммы от 10 до 300 тысяч рублей. Они пишут заявления в полицию и готовят коллективный иск в суд. Но взять с владельца магазинов, вероятно, уже нечего — по заявлению Сбербанка бизнесмена начали банкротить после невыплаты крупных кредитов. Подробности — в материале 74.RU.
Фирма «Керамик Холл» появилась в Челябинске 14 лет назад. Ее директор Евгений Клюшин в 2016-м рассказывал в интервью, как пришел в этот бизнес, начиная с работы представителем завода по производству плитки, а потом открыл первый мультибрендовый салон для ремонтников. Уже тогда организация взяла ориентир на премиум-сегмент — проекты изысканных интерьеров для клиентов делал дизайнер. Уже после «Керамик Холла» к этому пришли и другие подобные фирмы в городе, уверял Евгений Клюшин.
Дорогой и редкой плитки для интерьера чаще всего не было в наличии. Ее фирма заказывала у производителей, обозначая клиенту срок поставки — от пары дней до нескольких месяцев. Люди вносили предоплату от 80 до 100%. Первые негативные отзывы о «Керамик Холле» в Сети появились еще в прошлом году, но касались только сроков поставки — клиент, по его словам, мог ждать оплаченный товар в два, три раза дольше обещанного в магазине.
По данным сервиса «Контур.Фокус», Клюшин Евгений Александрович является директором и учредителем в двух компаниях — ООО «Керамик Холл» и ООО «Керамик». Первая фирма отвечает за розничное направление, вторая — за работу с юрлицами. Обе организации прошлый год закончили в небольшом, но плюсе. «Керамик Холл» при выручке в 18,5 миллиона рублей получил чистую прибыль в 1,5 миллиона. «Керамик» сработал с чистой прибылью в 442 тысячи рублей при выручке в 19,8 миллиона.
«Скоро сдуются»
Этим летом появились первые сигналы о том, что клиенты после визита в магазин остаются ни с чем. Вот подборка самых эмоциональных мнений:
Ирина Князева 2 июля написала: «Обманывают покупателей!!! Магазин на грани закрытия, при заказе плитки продавец попросила деньги перевести лично ей на карту либо заплатить наличными, т. к. зарплату им не платят! Уже тогда надо было насторожиться, но мы всё равно заказали там! В итоге уже четыре раза переносят доставку. А наш кафельщик говорит, что не первый раз заказчики жалуются на «Керамик Холл» и деньги они не возвращают!»
Ольга Князева и ее отзыв от 8 августа: «Ужасная контора, две недели ждали кафель, в день доставки нам сообщают, что его вообще нет нигде и привезти не смогут. Подвели нас, а мы — строителей. Мало того, деньги не возвращают: 12 дней прошло, денег нет. Ни кафеля, ни денег. 38 тысяч крутят в своей фирме, и плевать, что людям нужно покупать другой. Кстати, они уже закрылись на МОПРа и Тополинке. Скоро совсем сдуются. В другой компании привезли кафель через три дня без проблем».
Обратившийся в редакцию 74.RU Вадим Юмагужин признался: жалеет, что увидел эти отзывы только месяц спустя после того, как внес предоплату.
— Решили мы сделать ремонт в ванной комнате. Выбор пал на отдел «Керамик Холл» в «ЧелСИ» на Новоградском проспекте. Сумма выходила 48 тысяч рублей, предоплата — 33 тысячи. Было это 29 августа, срок поставки — 1 октября. Месяц прошел, звонка от них нет, номера не отвечают, — рассказал он. — Еду в салон, где покупал плитку, а он закрыт с объявлением «Отдел временно не работает». Причем в соседних магазинах вспомнили, что «Керамик» съехал еще в начале сентября. Такая же ситуация в отделе на Красноармейской. Работники торгового комплекса сразу посоветовали писать заявление в полицию — недовольных клиентов там видели каждый день. Потом я уже посмотрел отзывы и, мягко говоря, испытал шок.
Принимал деньги до последнего
Оставшиеся ни с чем покупатели создали группу в мессенджере, где обмениваются информацией и поддерживают друг друга. Суммы ущерба у всех разные — одни оплатили плитку для небольшого санузла, а кто-то собирался отделывать большие площади в загородном доме. Стопроцентная оплата на внушительные суммы происходила у юридических лиц.
Руководитель фирмы по поставкам оборудования (он не захотел себя называть. — Прим. ред.) заказал плитку для отделки офиса на 300 тысяч рублей. По его словам, когда все сроки поставки вышли и переговоры зашли в тупик, директор «Керамик Холла» Евгений Клюшин попросил клиента удалить из 2ГИС отзыв о несостоятельности фирмы, в ответ прислал гарантийное письмо, но и по нему не выполнил обязательств.
— Мы сделали заказ еще в марте 2022 года. Нас кормили завтраками, а Клюшин откровенно признавался, что к осени хотел рассчитаться со старыми клиентами, и с нами в том числе, деньгами с новых предзаказов. Ему было важно, чтобы люди шли, и он даже просил пострадавших удалять негативные комментарии, чтобы о ситуации знало как можно меньше людей. В обмен я попросил прислать гарантийное письмо, что он и сделал. Правда, на этом всё и закончилось. Осенью мы обратились в арбитражный суд с иском, — рассказал директор пострадавшей компании.
Банкротство и перспективы для пострадавших
Еще одним неприятным известием для пострадавших клиентов стала информация о процедуре банкротства директора «Керамик Холла» Евгения Клюшина как индивидуального предпринимателя. Соответствующее решение Арбитражный суд Челябинской области принял еще 22 июня. Судя по документу арбитража, который есть в распоряжении редакции, с иском о несостоятельности к бизнесмену обратился Сбербанк: в 2022 году Евгений Клюшин перестал платить по трем займам. Кредиты были выданы с 2018 по 2020 год, общий долг — 5 миллионов рублей.
В решении суда перечисляется имущество ИП, которое было в залоге у банка: два грузовика «Хендай» и складские запасы керамической плитки на 4 миллиона рублей. Большинство обратившихся к нам пострадавших приобретали плитку в его магазинах уже после этого решения.
— В отделе полиции «Курчатовский» зарегистрировано порядка 10 обращений граждан на действия организации по невыполнению обязательств. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК (мошенничество с причинением значительного ущерба). Проводятся необходимые следственные действия, — сообщила руководитель пресс-службы управления МВД по Челябинску Любовь Гайнуллина.
По словам пострадавших, сам Клюшин от правоохранительных органов не скрывается и был несколько раз в полиции.
Мы пытались связаться с директором компании по телефону, но он не берет трубку. Не выходит на связь предприниматель и с пострадавшими покупателями уже несколько недель. Написанное корреспондентом 74.RU сообщение в мессенджере он прочитал, но оставил без ответа.
О том, есть ли шанс у покупателей вернуть деньги, мы спросили юриста Вячеслава Курилина. Он выразил осторожный оптимизм по этой ситуации.
— Если этого имущества хватит для удовлетворения залогового кредитора — Сбербанка, то и остальные кредиторы смогут получить свои части пропорционально тем суммам, которые должны им. И не имеет значения, кто стал первым. Важно еще то, сколько удастся выручить на продаже имущества. Одно дело продавать недвижимость и автомобили, где суммы прогнозируемые, а вот со складскими запасами, с товаром в обороте — есть ли эта плитка в заявленных объемах, какое у нее состояние. Часто заявленных сумм нет при продаже имущества, — заключил он.