«Энергетика для страны – это как кровь в организме человека. Она сама за себя агитирует, поэтому у нас проблем ни с набором, ни с трудоустройством нет», – говорит директор Уральского энергетического института УрФУ Юрий Бродов. УралЭНИН функционирует чуть больше одного года. Можно оценить некоторые итоги его работы за этот переходный период.
– Юрий Миронович, почему было решено объединить теплоэнергетический и электротехнический факультеты УГТУ-УПИ?
– Предпосылки для создания единого института были очень весомы. Во-первых, общие заказчики – энергетики, представители энергомашиностроения, электротехнической промышленности и так далее. Во-вторых, общее учебно-методическое объединение Министерства образования и науки РФ по энергетике и энергомашиностроению. Нам важно было устранить разделение на теплоэнергетиков и электротехников. Между собой мы договорились, что это будут энергетики: в институт вошли 14 кафедр, практически все – энергетической направленности.
Сегодня УралЭНИН – это свыше 4000 студентов разных форм обучения и около 400 сотрудников, из них 200 кандидатов и 58 докторов технических наук. Коллектив огромный и очень авторитетный – с точки зрения и преподавания, и научных исследований. В рамках 2012/13 учебного года мы должны завершить все переходные процессы. Уже в этом году, например, все студенческие праздники отмечали вместе.
– А каков был в прошлом году набор? Многие вузы почувствовали на себе «демографическую яму»…
– Энергетика для страны – как кровь в организме человека: она сама за себя агитирует, поэтому у нас проблем с набором не было и нет. В прошлом году был очень приличный конкурс: 2-3 человека на место по разным направлениям. Средний балл тоже достаточно высок, около 200. На очное обучение принято 330 человек, на заочное – примерно 250. 85% поступивших – из Уральского федерального округа, есть студенты из других регионов, из стран СНГ. Уверен, в этом году конкурс будет гораздо выше. Конечно, абитуриенты стремятся поступить на бюджет. Но мы принимаем достаточно много целевиков и контрактников.
– То есть предприятия обеспечивают себя будущими работниками…
– Да, и мы им в этом помогаем. Бригады наших преподавателей совместно с кадровыми службами предприятий-партнеров проводят оперативные совещания, ведут разъяснительную работу с потенциальными абитуриентами. И здесь есть сложности. Среди них много приезжих из маленьких населенных пунктов, там в школах уровень преподавания отличается от школ Екатеринбурга. Но это не вина ребят: они-то приходят к нам с горящими глазами, хотят учиться. Чтобы они закрепились в вузе и привыкли, проводим специальные мероприятия, организуем дополнительные занятия.
– А где еще присматриваете абитуриентов?
– Хороший пример – работа со 130-м лицеем Екатеринбурга, еще двумя-тремя сильными школами города. Здесь наши сотрудники участвуют в организации олимпиад в области энергообеспечения, энергосбережения, проводят консультации. Существуют конкурсы и олимпиады, которые дают кое-какие преимущества абитуриентам при поступлении. Отмечу и то, что теперь в составе университета есть специализированный учебно-научный центре (СУНЦ УрФУ): он дает принципиально другую подготовку, там очень много интересных ребят.
Профориентационная работа ведется в регионе, особенно на станциях – энергосистемах, предприятиях Газпрома. Сюда в течение года выезжают бригады наших преподавателей, готовят для поступления по физике, математике, русскому языку. География очень широкая, включает районы Севера – ЯНАО, ХМАО, республику Коми. Я бы назвал это Урало-Сибирским энергетическим регионом, и он гигантский.
Кроме того, мы непрерывно развиваем в последние годы заочное, в том числе ускоренное обучение. Например, люди, которые работают на производстве и имеют среднетехническое профильное образование, могут за 3,5 года получить высшее. Это важно, потому что в крупнейших монополиях страны принято решение о том, что люди на инженерных должностях обязаны иметь профильное высшее образование, а там очень много людей со среднетехническим образованием.
– То есть целевики рабочими местами обеспечены. А остальные?
– На выпускников УралЭНИН запросов на 40% больше, чем мы можем обеспечить. Энергетические службы есть везде: на макаронной или конфетной фабрике, тепловой или атомной станции, на любом крупном заводе. С целевиками понятно: 99% идут на предприятия, которые оплачивали им обучение. Многие из тех, кто учится на бюджете, к 3-4 курсу сами заключают договор с предприятием: это взаимовыгодно, поскольку предприятие гарантированно получает специалиста в определенный период, а студент знает, что его возьмут на практику и потом на работу.
– А кто ваши партнеры?
– Не так давно мы создали попечительский совет института, в который вошли руководители всех крупнейших энергетических предприятий региона. Это очень авторитетные люди, и в большинстве своем – выпускники наших кафедр.
Компании – это МРСК, МЭС Урала, Уральский турбинный завод, Уральский дизель-моторный завод, «Электротяжмаш». Предприятия Газпрома: «Газпром трансгаз Екатеринбург», «Газпром трансгаз Югорск», «Газпром трансгаз Ухта». Белоярская атомная электростанция – уникальный энергетический объект в нашей стране. На этих предприятиях наши студенты проходят практику, их специалисты у нас читают лекции. Кроме того, партнеры поддерживают наших студентов и аспирантов именными стипендиями и грантами: около 80 студентов дневного обучения (из 2,5 тысяч) получают именные стипендии. А выпускников берут на работу.
– То есть карьеру они начинают строить еще в студенчестве?
– И зарабатывать тоже. Потому что для этого нужно не только хорошо учиться, но и иметь заделы по научной работе, публикации и так далее. Ребята, которые участвуют в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на кафедрах, как правило, задействованы в хозяйственных договорах с промышленными предприятиями. А это значит, что они привносят какую-то полезную толику в дело и получают дополнительную зарплату от кафедры, на которой работают. Кроме того, мы уже много лет обеспечиваем возможность студентам-старшекурсникам получать второе образование: имея базовую техническую подготовку, они обучаются экономике, менеджменту, юриспруденции, вопросам экологии и так далее.
– Для этого нужна серьезная научно-техническая база…
– Определенным прорывом здесь стал переход на двухступенчатую систему обучения и появление магистратуры. Тут студенты уже готовят магистерские диссертации, им надо проводить самостоятельные исследования, и они пользуются учебно-лабораторной базой, современными информационными технологиями. У нас есть уникальные тренажеры по теплоэнергетическому и электротехническому направлению. На них учатся практически все наши студенты, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации.
– Для производства это прекрасно. А как быть с наукой?
– Тут есть нюанс: мы заинтересованы в подготовке кадров не только для промышленности, но и для себя. Аспирантура открыта по нескольким направлениям. Для нее положительным фактором стало появление магистратуры как промежуточного этапа, на котором идет отбор ребят для науки. Есть два диссертационных совета, базовые в стране – по теплоэнергетическому и электротехническому направлениям. Каждый год в институте защищается до 15 кандидатских и пять-семь докторских диссертаций. Это очень высокий показатель. По аспирантуре процент защиты тоже высок: если норма министерства образования 30%, то у нас около 50% аспирантов защищаются в срок. Нам нужны молодые преподаватели, профессора, доктора, заведующие кафедрами.
– Но для их воспитания нужны международные связи…
– Уральский энергетический институт – единственный в УрФУ, выигравший программу ШОС, и с этого года она должна начать активно развиваться. Пытаемся наладить контакты с Германией, Чехией. Продолжаем тесное сотрудничество с Монголией. Здесь есть пока проблемы организационного плана. А если мы хотим посылать своих ребят, нужно преодолеть еще один серьезный барьер – языковой.
– А сколько стоит обучение в институте?
– Сумма определяется университетом. В этом году базовая стоимость составила 84 тыс. рублей в год. Я считаю, правильным решение организовать так называемый коридор, то есть предусмотреть изменение суммы плюс-минус 15% с учетом разных факторов, требований конкретных заказчиков и традиций взаимодействия с ними. И если плата будет расти, это не должно пугать ни абитуриентов, ни родителей.
– А можно ли перейти на бюджет?
– У нас периодически освобождаются бюджетные места. Студенты, которые хорошо учатся и сдают без троек четыре сессии подряд, могут перейти на бюджет: это хороший стимул. Такая возможность существует и для студентов других вузов, если их вуз не в состоянии дать им что-то в плане учебы или науки: для ребят, которые хорошо учатся и занимаются перспективными исследованиями, она реальна.
– Поделитесь своим мнением относительно эксперимента Министерства образования и науки – частичного субсидирования студенческих образовательных кредитов.
– Это мировая практика, и ее следовало бы расширять, как мне кажется, следующим образом: у человека не получается попасть на бюджетное место, но он хочет учиться, следовательно, заключает с вузом контракт на платное обучение, получает кредит у государства и берет на себя обязательства вернуть эти деньги, когда окончит вуз. Учитывая значимость этого вопроса для страны в целом, должны быть льготные кредиты – с невысокими процентами. Это многих дисциплинирует: человек учится на оплачиваемом месте и платит сам, или родители, или предприятие. А за качество образования в нашем университете можно не переживать. Обращаюсь к абитуриентам: приходите к нам учится – вы об этом не пожалеете!
Интервью с директорами институтов Уральского федерального университета можно почитать здесь.
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19;
тел.: 8-800-100-50-44 (звонок бесплатный);
Urfu.ru.