
Надеюсь, что в автосалон за новой машиной я вернусь еще нескоро (хотя противники «китайцев» есть и в моем окружении)
Который год «китайцы» занимают больше половины рынка новых машин в России, соревнуясь с российским автопромом. Самые свежие данные «Автостата» — 54,5% (и это еще доля сократилась по сравнению с прошлым годом). Журналист 74.RU Артем Краснов год назад писал, что не готов к покупке нового автомобиля — и его останавливает не только цена. Его коллега Татьяна Стриганова тогда уже ездила на новом Changan CS35. В авторской колонке она рассказывает о плюсах и минусах этой модели.
Мы в тупике на «Матизе»
Если вы кликнули на статью из-за громкого заголовка и ожидаете увидеть здесь проклятья в сторону моей машины, то не тратьте время. По законам жанра так надо, хотя цитата в самом начале — чистая правда, просто прочитайте текст до конца.
Машину мы выбирали весной прошлого года, и вопрос этот не просто назрел. На купленном в 2010 году Daewoo Matiz уже как полгода не работал спидометр (из сопутствующих плюсов — и километры на счетчике не прибавлялись, застыв на отметке в 112 тысяч). «Матиз» в последние пару лет мы активно использовали вместе с мужем, поэтому и замену ему присматривали сообща.
Итак, февраль–март 2024 года. Бюджет — 1,8 миллиона рублей, часть суммы — в кредит. Мой выбор пал на «Москвич», муж смотрел двух-трехгодовалую «Весту» еще с импортными компонентами. Почему-то Haval или Chery, подходящие нам по бюджету, он даже не рассматривал, и я ему доверяю в этом вопросе. Приходим в дилерский центр «Москвича» и смотрим желаемое — я в восторге (после «Матиза»-то!) от тест-драйва, даже цвет выбрала — голубенький такой. Потом идем на парковку и смотрим вариант мужа — сданную в трейд-ин кем-то Lada Vesta Cross. Он рад, а у меня в голове закипает протест: машина еще с запахом прежнего владельца то ли за 1,7, то ли 1,9 миллиона рублей.

Был и такой вариант
Мне хотелось плакать после просмотра его фаворита, ему — от моего. Мы в тупике и до сих пор на «Матизе». Прошло пару дней, и на сайте бесплатных объявлений всплывает Changan CS35. Цена — как у нового «Москвича». Первая реакция — это какая-то замануха. Но нет, офис продаж через дорогу от нашей редакции, мы сходили и все проверили. Купили через пару дней, даже без тест-драйва.
«Теперь придется есть только макароны»
Кстати, цена на машину за год практически не изменилась — вот вам скриншот недавнего объявления из салона на проспекте Ленина, в котором мы и покупали машину. И сумма эта действительна только при заключении кредитного договора и сдачи старой машины в трейд-ин. Без них, как и в прошлом году, цена около 2,6 миллиона рублей. Из дополнительных затрат только КАСКО — 120 тысяч рублей. Причем покупка этого полиса обязательна только в первый год кредита, сейчас у меня только ОСАГО (8127 рублей на трех водителей). Никаких карт рассрочки, поддержки на дорогах, которые нам предлагали как обязательную часть покупки в других автосалонах.

Единственная разница — наша машина 2023 года выпуска, а сейчас продают более свежие модели
Покупка машины, так совпало, случилась сразу после моего дня рождения. Друзья шутили:
— Ну, сейчас жизнь изменится!
— Как именно?
— Теперь придется есть только макароны.
Но рацион наш спустя год практически не поменялся. Платеж по кредиту в 49 тысяч рублей (кредит взят в «Альфа Банке» на пять лет) мы с мужем покрываем без проблем. Бывает, вносим досрочные платежи. Уже сдвинули срок «расплаты» на ноябрь 2026 года. Конечно, есть понимание, что 22% годовых — это негуманно, но ругать систему в этом случае бессмысленно. Непонятно, когда ставки вернутся к нормальным значениям и что будет с ценами на машины к тому времени.
Неделю машину обклеивали антигравийной пленкой от сколов, тонировали задние стекла. Свою первую поездку я не запомнила — просто комфортная и быстрая машина. По сравнению с «Матизом» штрафов с камер стало приходить больше. Стыдно в этом признаваться, но только в этом году было штук пять за превышение скорости на 5-10 километров в час. Муж ездит, вроде, быстрее, но штрафов у него нет.

Где-то в начале пути

В багажник, в принципе, влезает все самое необходимое. При необходимости можно сложить задние сидения
Расход топлива, ТО и ремонт после ДТП
Несмотря на странный совет в инструкции к машине использовать 92-й бензин, мы льем только 95-й, чтобы проблем с турбированным мотором не было. Их пока и нет. Но мнения относительно безоблачного будущего машины расходятся. У меня есть хороший знакомый, ремонтирующий машины. Он и свою часто загоняет на ремонт — сейчас он владелец подержанного (год выпуска не спрашивала) «Гелика». Он убежден, что все мы пожалеем о покупке «китайских игрушек» через год-другой.
Но вернемся к основной теме. Расход в городе составляет 8-9 литров на 100 километров, по трассе он падает до 6-7 литров. Сложно поверить, но это уровень «Матиза».
Зимние шины нам обошлись в 39 тысяч рублей. Зиму, кстати, они отработали как надо — все шипы на месте. И машина прекрасно держит дорогу в зимний период.
Среди других расходов — техническое обслуживание у официального дилера. «Нулевое» ТО на пяти тысячах километров пробега нам обошлось в 14 тысяч рублей, первое на 15-и — тоже 14 тысяч. Через полторы тысячи километров будет второе ТО на 25 тысячах пробега, и оно нам обойдется уже 28 тысяч рублей. Я специально позвонила в сервисный центр, чтобы узнать, что входит в эту сумму: замена масла в двигателе, замена масляного фильтра, прокладка сливной пробки, антифриз, фильтр воздушный, фильтр кондиционера, свечи зажигания.

На дальние расстояния мы пока не ездили, в основном ближайшие к нам города — Миасс, Златоуст
Было у нашей машины и маленькое (но очень неприятное) ДТП. На заправке под сугробом я не заметила высокий бордюр и помяла нижнюю часть бампера. Пострадали только пластиковые элементы «юбки» бампера, но внутрь машины вдавился датчик системы экстренного торможения, кронштейны погнулись. Кстати, датчик болтался на проводах, но работал! В итоге мы решили все починить без страховой компании — заказали такую же часть бампера на сайте объявлений за 5500 рублей, а установил нам все знакомый мастер бесплатно.
Кстати, другие детали на нашу модель легко найти в интернете, и стоят они не заоблачных денег.
Пора, наконец, подводить окончательный итог и озвучить тот самый минус. К машине за год и два месяца нареканий в техническом плане у нас не было. Она очень хорошо идет по трассе, но вот о внедорожных вылазках, даже самых безобидных, придется забыть.
Мы пару раз ездили за грибами в район Полетаево. Безобидная, вроде бы, лужа на грунтовой дороге может стать серьезным препятствием. Причем на «Матизе» я там не застревала, а Changan сел в эту лужу и беспомощно крутил колесами несколько минут. При пробуксовке у него включается система блокировок с жутким звуком — прямо как из преисподней. Этот рык можно, конечно, отключить в критической ситуации, и машина вырулит, но это не точно. То же самое было на лесной дороге в районе Увильдов — мы едва выбрались с парковки — хотя грязи там не было, только смоченная дождем трава и маленький подъем в гору. В общем, передний привод создан только для города и очень лайтовых поездок за его пределы.
Вспоминая этот опыт, мне было очень страшно перед зимней поездкой на гору Егоза под Кыштымом. Кто там был, знает, что перед горнолыжкой метров 800 идет крутой подъем по грунтовой дороге. Воображение начало рисовать неуправляемый кроссовер на полпути к точке назначения, но все обошлось. Я начала подъем и не останавливалась, пока не заняла свое парковочное место. Благо, у тех, кто двигается наверх, там приоритет.

Волнений было больше — машина без проблем забралась в гору, главное — не тормозить
Недавно мой коллега из тюменской редакции сделал похожий обзор на недавно купленный Haval.
Купили бы себе китайский автомобиль?

В далеком 2005 году начинала работу журналистом на сайте 74.RU. В Челябинске уже тогда были проблемы с достройкой метро, экологией и власти думали, как запустить троллейбусы в Чурилово. Было классно ездить с мэром Юревичем по городу и слушать, как он матерился при проверке ремонта дорог. Челябинск с того времени меняется к лучшему, но уж очень медленно. Друзья, давайте ускорим этот процесс! Пишите мне на почту о коррупции, застройке зеленых зон или о чем-то хорошем.