
Не фотошоп. Сфотографировал на днях Rolls-Royce Wraith в спальном районе Челябинска (спасибо читателям за подсказку, поначалу принял его за Spectre)
Наш автожурналист Артем Краснов решил поднять вопрос о стоимости ДТП в современных реалиях: даже если вы ездите на скромной машине и не очень боитесь ее помять, всегда есть риск залететь на долги в 5, 10 и 20 миллионов рублей — как повезет. Приводим мнение Артема от первого лица.
Мне на днях позвонил хороший товарищ, одногруппник из ЮУрГУ, с просьбой поднять на 74.RU следующий вопрос.
«Темыч, ездить страшно, — сказал он. — ОСАГО покрывает лишь 400 тысяч, а сегодня любое мелкое ДТП, считай, миллион сразу».
Он человек небедный, владел разными машинами, занимается строительным бизнесом, и, может быть, поэтому умеет считать деньги.
«Сам посуди, неудачно приехал в какой-нибудь BMW за 20 миллионов, и всё, как в 90-е, „пошли квартиру смотреть“, — рассуждает он и, подумав, добавляет. — Да сейчас хуже, чем в 90-е, потому что средняя квартира в панельке стоит 5–6 миллионов, а тачки по дорогам ездят за 20 и 30 миллионов».
Он упоминает в том числе недавнюю историю с моей знакомой, которой грозит суброгация: взыскание ущерба страховой компанией. Сумма иска еще неизвестна, но, вероятно, речь о 3–4 миллионах.
Его тезисы у меня отзываются. С одной стороны, дорогие машины были всегда, и подобные риски существовали и 15 лет назад. Что изменилось? Машины резко подорожали, а лимиты по ОСАГО остались прежними — 400 тысяч. И если когда-то их почти хватало на компенсацию затоталенной иномарки класса Chevrolet Lacetti или Ford Focus, то сейчас по миллиону рублей просят за мелкое ДТП с престарелым праворульным «японцем».
Что такое 400 тысяч сегодня? Если стукнуться со средненьким китайским кроссовером ценой 3 миллиона, лимит можно выбрать, повредив фару, крыло, бампер, ну и что-нибудь по мелочи. Оптика у современных машин иногда карикатурно дорогая, равно как скакнули цены на запчасти и работы. Удар в среднюю стойку — это миллиона полтора-два, если повезет не нарваться на тотал (хотя тут важнее, чтобы люди не пострадали).
Риск влететь в Rolls-Royce местного олигарха существовал и десять лет назад, просто сейчас за стоимость того «Роллс-Ройса» покупают «китайцев», немецкий премиум часто переваливает за 20 миллионов, а «Роллс» на заглавной фотке стоит до 30 миллионов. А это больше, чем общий капитал многих семей, даже если они продадут квартиру, машину, дачу и все почки. Увеличилось расслоение общества, поэтому даже относительно легкие ДТП теперь действительно могут сломать жизнь. У нас, бывает, за погибшего в ДТП присуждают компенсацию морального вреда в 300 тысяч или миллион рублей, но за «железо» при этом можно отдать 10 миллионов. Понятно, что по теории вероятности скорее столкнешься с «Грантой» или «Солярисом», но и последний сегодня стоит 2+ миллиона.
Мы действительно уже одной ногой в 90-х, потому что ОСАГО не то чтобы стало бесполезным, оно утратило функцию защиты от социальной напряженности. Его просто недостаточно. С товарищем мы сошлись во мнении, что актуальный лимит ОСАГО должен быть 2–3 миллиона. Понятно также, что в этом случае доблестные страховые просто задерут до небес тарифы и опять получится криво. Тут уместно взглянуть на Белоруссию, где полис ОСГОВТС (аналог нашего ОСАГО) стоит в пределах 3–6 тысяч российских рублей, а лимит покрытия составляет ~1,2 миллиона рублей.
Другой вариант — обязать страховщиков продавать полисы ДСАГО, которые сегодня оформляют неохотно. ДСАГО хорошо своей добровольностью, относительно невысокой ценой и большими лимитами покрытия. Тяжелые ДТП случаются реже, поэтому и соотношение лимитов/премий при расширенной страховке интереснее.
Или совсем уж экзотический вариант — ограничить возможный лимит компенсации за ДТП без пострадавших разумной величиной, скажем, 3 миллиона рублей (что само по себе немало). Если кто-то может позволить машину за 35 миллионов, он должен принимать на себя и связанные с этим риски, хотя бы частично.
«Это, знаешь, как ходить по улицах в бриллиантах и брать по миллиону рублей с любого, кто тебя толкнул», — подытожил мой приятель.
В любом случае желаю нам всем не попадать в ДТП. Материальный ущерб — это одно, но есть еще травмированные и погибшие люди. И есть статья 1079 Гражданского кодекса о безусловной ответственности владельцев источников повышенной опасности: при наезде на пешехода, например, вне зависимости от его виновности, водитель обязан компенсировать ему причиненный вред. Я уж не говорю о прелестях пребывания в колонии: почитайте вот. Так что аккуратнее.
Обновлено 18.05.2025 в 09:29. В статью внесены изменения: автомобиль на фотографии — Rolls-Royce Wraith. Первоначально указывалось, что это Spectre. Благодарим читателей за указание на ошибку.

Редактор проекта «Авто»