![Может ли автопилотируемая «Тесла» ездить по снегу? Да, и весьма хорошо В России тесловский автопилот работает в урезанном режиме, но на севере Канады показывает впечатляющие результаты | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/2b/42/bc2b42c686dea7afd07dbec4e04c52c9/656x370_1:5723_3db4ab2292a1e3bd825a9666401ffe68@1500x844_0xPKR6SNwB_3469554772850902304.jpg.webp)
В России тесловский автопилот работает в урезанном режиме, но на севере Канады показывает впечатляющие результаты
Чем меня поразили последние версии «тесловского» автопилота FSD v13 — это их уверенной ездой по заснеженным канадским дорогам с невидимой разметкой. Я отсмотрел несколько часов видео с бортовых камер и должен признать, что умение машины ориентироваться по колеям и едва видимым обочинам впечатляет. Именно неприспособленность ранних автопилотов к сложным условиям считалась основной причиной невозможности их использования в России, но, кажется, проблема близка к решению. Помимо «Теслы» автопилоты высокого уровня делают китайские компании, например, Avatr, пришедший в Россию официально. Ниже — небольшой обзор лучших автопилотов 2025 года. Что интересно, подходы «Теслы» и китайцев радикально отличаются, и чья концепция победит — неясно.
Что умеет «Тесла»
Автопилот Tesla ходит в подающих надежды уже много лет, а Илон Маск регулярно обещает запустить полностью автономные машины года этак с 2016-го. После ряда смертельных аварий с автопилотируемыми «Теслами» компании пришлось переквалифицировать свою систему в автопилот второго уровня, то есть требующий непрерывного контроля водителя, и, казалось бы, тема зашла в тупик. Но нет.
С выходом в конце 2023 года системы FSD v12 стало ясно, что большой прорыв достигнут. С этой системой «Теслы» перестали вести себя как напуганные ученики автошколы, которые ждут до потери пульса, прежде чем выехать на главную дорогу или повернуть налево. Поведение машин стало естественным даже в запутанных ситуациях, например, при езде по парковке, где машины и люди идут вперемешку и довольно хаотично. Однако система FSD v12 всё же требовала вмешательства в управление, скажем, за тридцатиминутную поездку блогер-тесловод экстренно брался за баранку раза три-четыре. Присутствовали и глюки, например, иногда машина могла вдруг без явной причины сбросить скорость на пустой трассе.
Счастливое число 13
Версия FSD v13 — еще один шаг на пути к универсальному автопилоту. «Тесла» полностью переобучила систему, используя данные с камер автомобилей, которыми управляли живые водители. Упрощенно говоря, FSD v13 копирует поведение реального водителя, как никакая другая система до него. Это, кстати, чувствуется: на видео с бортовых камер заметно, что FSD v13, например, может проехать под знак Stop без обязательной остановки, если поперечная дорога пуста (прямо как реальные люди).
![Теоретически автопилот «Теслы» готов к российским условиям, но для полноценного запуска потребуется тщательная калибровка системы: светофоры, знаки и некоторые ПДД у нас отличаются от американских | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/80/19/c380198ad027eda816ca1068e8cc44da/656x438_1:5723_95f77bd70ea690065250bdb12d2dfe40@1500x1001_0xIbWnah7h_0054471281418925512.jpg.webp)
Теоретически автопилот «Теслы» готов к российским условиям, но для полноценного запуска потребуется тщательная калибровка системы: светофоры, знаки и некоторые ПДД у нас отличаются от американских
Но главное — улучшились возможности «селфдрайва» в сложных условиях, например, на полностью заметенных дорогах. В YouTube есть уже тонны видео такого рода, и вот, например, проезд снежного перевала в Колорадо в режиме автопилота. Система не идеальна, и водителю всё равно приходится иногда брать контроль на себя, но всё же 99% ситуаций автопилот отрабатывает самостоятельно. Сама «Тесла» заявляет о шестикратном снижении вмешательства человека по сравнению с предыдущей версией.
У китайцев — другой путь
Тесловский автопилот полагается исключительно на визуальную информацию с восьми камер. Система «видит» примерно то же, что и живой водитель, обрабатывая данные по нейросетевым алгоритмам.
Китайцы используют гораздо более сложный подход. Например, Avatr 11 с системой автопилота Huawei Qiankun ADS помимо 11 камер высокого разрешения имеет три лидара, три радара и сонары. Что это за зверинец?
![Автомобили Avatr теперь можно купить в России официально: бренд представляет материнская компания Changan. Цена на электромобиль Avatr 11 стартует от 7 млн рублей | Источник: пресс-служба компании Avatr](https://n1s1.hsmedia.ru/42/23/ce/4223cef583a23a22184360cbacea92a3/656x369_1_d438d57408af31b978908b4afd785c22@1680x945_0xzzeNOqGz_8857065247210337637.jpg.webp)
Автомобили Avatr теперь можно купить в России официально: бренд представляет материнская компания Changan. Цена на электромобиль Avatr 11 стартует от 7 млн рублей
Лидары — это источники лазерного излучения, которые по отраженному сигналу вычисляют расстояния до объектов, позволяя строить 3D-карты местности. В помощь им действуют радары: они дают не столь детальную картину, зато могут обнаружить препятствие в темноте или густом тумане. Сонары (ультразвуковые датчики) используются для «ближнего боя» — парковки и тесных разъездов. Потенциал у китайской системы в теории выше, ведь она снабжает «мозги» автопилота информацией, которая обычному водителю недоступна. Зато «тесловский» подход проще, дешевле, и его удобнее интегрировать в машину.
Медийного шума от «тесловских» систем больше, но китайский автопилот тоже впечатляет: например, вот ролик проезда Avatr 11 по китайскому мегаполису без вмешательства водителя. Меня особенно впечатлило поведение машины в аварийной ситуации на моменте 36:28 — обратите внимание на спокойствие владельца, который даже не взялся за руль. Белая машина в правой полосы агрессивно подрезала автопилотируемый Avatr, но он отреагировал грамотно: сбросил скорость и отклонился влево, насколько позволяло место.
Совсем без водителя
И «Теслы», и китайские автопилотируемые автомобили могут ездить совсем без водителя, правда, пока в режиме парковки. У Tesla, например, есть режим вызова машины, чтобы она подъезжала с дальнего конца парковки к выходу из супермаркета. Аналогично Avatr может самостоятельно заехать на многоуровневую парковку и встать на свое место или выбрать другое свободное.
Многие из этих систем близки к автопилоту пятого уровня, который не требует надзора со стороны человека, но формально относятся ко второму уровню (непрерывный контроль водителем). Причина скорее не техническая, а законодательная: де-юре за любое ДТП по-прежнему отвечает водитель. И все эксперименты с ездой без рук проводятся на свой страх и риск.
Автопилотируемые такси Waymo ездят по Техасу с 2018 года, по Калифорнии — с 2024-го
Впрочем, дочка Google, компания Waymo, с 2018 года предлагает полностью автопилотируемые такси на базе Jaguar i-Pace. Сначала компания освоила пригороды Остина, затем переместилась в Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Ареал таких машин пока ограничен, но манера их езды довольно естественна, пусть неспешна. Частота мелких аварий оценивается как одно ДТП на 160 тысяч километров, что вполне сопоставимо с результатами очень аккуратного живого водителя.
Без автопилота нет будущего
Для Tesla внедрение автопилота — практически вопрос выживания. Много лет компания ставила на электромобиль ценой до $25 тысяч (в народе его прозвали Tesla Model 2), но отказалась от идеи — нерентабельно. Вместо «двойки» прошлой осенью презентовали Cybercab без руля и педалей, который Илон Маск обещает запустить в ближайшие годы (в случае с «Теслой» это может означать срок от года до пяти). Отсутствие конкретики о проекте Cybercab наводит на мысли, что проект находится на ранней стадии, но в любом случае «Тесла» близка к созданию автопилота пятого уровня.
![Tesla Cybercab не имеет руля в принципе. Показанный в октябре 2024 года явно далек от серийного производства | Источник: пресс-служба компании Tesla](https://n1s1.hsmedia.ru/e7/ed/35/e7ed35f308cbc1384b70703c8a2bb0a3/656x435_1_d208c890f2bf8d3e075d03dc6284eb37@760x503_0xRXnX9Jzf_1208539699630237355.jpg.webp)
Tesla Cybercab не имеет руля в принципе. Показанный в октябре 2024 года явно далек от серийного производства
А что в России?
Большую работу в этом направлении делала компания «Яндекс»: ее автопилотируемые такси на базе Hyundai Sonata ездили по Москве и совершали пробег до Казани. Но судить о качестве российского автопилота сложно: в отличие от Tesla или Avatr, его нельзя оценить независимо на частной машине. После начала СВО новостей о российском автопилоте стало совсем мало, а часть «беспилотной» команды «Яндекс» перебазировалась из Израиля в США и работает под вывеской Avride. Одно из последних сообщений «Яндекса» на тему — планы по запуску автопилотируемых такси в Ясенево.
Верите ли вы, что лет через 10 автопилот станет привычным явлением?
Еще одна тенденция — переход на электромобили. В Китае по итогам прошлого года достигнут паритет между продажами классических машин и электрических. Электромобили популярны в премиум-сегменте российского авторынка: например, Zeekr 001 и соплатформенный ему Lotus Emeya.