Спрос на автомобили в июле восстановился после регулярного снижения в течение трех месяцев — с марта по июнь 2024 года. Полных данных еще нет, но, по оценкам издания «Коммерсант» на основе еженедельной статистики, в июле будет продано 130 тысяч легковушек, что выше показателей июня и мая, хотя не дотягивает до уровня марта и апреля.
Как и во время весеннего пика, связанного с введением в апреле новой схемы оплаты утильсбора, спрос на автомобили растет на фоне негативных ожиданий. Прежде всего они связаны с планами правительства радикально увеличить утильсбор на автомобили. Так, для машин с моторами объемом 1–2 литра в октябре 2024 года он возрастет с 300 тысяч до 556 тысяч рублей, а с 1 января 2025 года — до 667 тысяч. То есть средняя китайская иномарка добавит к цене примерно треть миллиона, не считая инфляции и прочих факторов. После этого по плану правительства утилизационный сбор будет индексироваться ежегодно, и для указанного сегмента машин достигнет 1,172 миллиона рублей к 2030 году.
Второй повод для тревоги — вероятное повышение ключевой ставки Банка России уже в июле 2024. Это почти наверняка скажется на стоимости автокредитов. Опрошенные изданием РБК эксперты склоняются к мнению, что 26 июля 2024 года ставка ЦБ РФ будет повышена с 16 до 18%. Это необходимо из-за большого отклонения инфляции от прогноза Банка России. В июле она составила около 9,2% (в годовом выражении). Для сравнения: в прошлом году инфляция была 7,42%. Прогноз Банка России на 2024 год — 6,5%.
В первом полугодии 2024-го было продано 719 тысяч машин, так что прогноз в 1,5 миллиона по итогам года пока выглядит реалистичным. Возможное снижение спроса в конце года после увеличения утильсбора может быть компенсировано за счет большей активности в августе-сентябре.
Также в 2025 году вырастут акцизы на топливо и автомобили. При этом стоимость китайских машин снизилась весной 2024 года и пока держится на этом уровне.