![](https://n1s1.hsmedia.ru/da/10/f1/da10f15f8c178892882f4cdd51496b9a/656x438_1:5723_11c8b7c0629e490d3609f5e96d3693b2@1280x854_0xAmHfRdSt_3080282979005537427.jpg.webp)
АВТОВАЗ продолжает борьбу с дилерскими наценками, пытаясь снизить роль автоцентров в продаже машин, и самая яркая тенденция — это выход марки Lada на маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Мегамаркет». Получается, что Lada теперь можно купить через интернет примерно по той же схеме, что и какой-нибудь утюг или смартфон из Китая. Можно ли сэкономить таким способом и насколько он безопасен — все-таки суммы немаленькие. Мы позвонили по объявлению на WB под видом покупателя и проконсультировались у юриста.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/10/20/ca10201dfa9dd7161a72edc1357fad76/656x306_1_b10dcdda4699580c6b96213b84d82b84@1048x488_0xMVjeEv4u_3621428249635363502.jpg.webp)
Вообще онлайн-витрина АВТОВАЗа работает с 2022 года. По идее производителя сервис должен сэкономить время покупателя и зафиксировать стоимость автомобиля. В 2024 году АВТОВАЗ делает еще один шаг к «ограждению» клиентов от дилера. Модели Granta, Vesta, Niva появились на маркетплейсах, правда, в тестовом режиме. Первым «Ладу» принял «Мегамаркет», развернув проект в Самарской области. Спустя месяц присоединился Wildberries, но только в Сочи. Третьим автомобили стал предлагать в Волгоградской области Ozon. Роль посредника на каждой площадке выполняет только один дилер. На Wildberries — ООО «Форвард-Авто», на Ozon — ООО «Трансавто». Кто торгует на «Мегамаркете» — в пресс-релизе АВТОВАЗа не уточняется.
«Всё равно нужно связаться с дилером»
Проверяем новую схему продаж от АВТОВАЗа. Звоним по объявлению на Wildberries под видом клиента и интересуемся белой «Вестой» SW Cross. Цены на маркетплейсах и онлайн-витрине одинаковые, в чём тогда заключается отличие покупки на этих торговых площадках?
На звонок отвечает Артур из Сочи, который представился менеджером по продажам ООО «Форвард-Авто».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/71/b5/5871b5aa28aabe61db9237c0272394a6/656x299_1_46bed37f2ed85a014bab4cf07a82b1ee@1177x535_0xgkG1gIWN_0369186604978601126.jpg.webp)
— Особо разницы никакой, — говорит Артур. — Если приедете сразу к нам, вы можете увидеть автомобиль на месте и забрать в тот же день. Там мы с вами определимся по параметрам, что вам необходимо. В салоне можем дать всю консультацию с нашей стороны и предложить тест-драйв. С точки зрения ознакомления с машиной автосалон, конечно, интереснее. Вы же можете заказать через любую платформу.
— Дополнительные опции нужно отдельно устанавливать через дилера?
— Да, автомобили, которые покупаются через маркетплейс, придут без них. Всё равно придется с дилером связываться клиенту. С завода, например, автомобиль приходит без дополнительного антикора, ковриков, тонировки и так далее.
Предоплата — 100%
Процедура покупки выглядит следующим образом:
вы бронируете и оплачиваете автомобиль через платежную систему маркетплейса;
заявка попадает к дилеру, менеджер звонит вам и просит паспортные данные для подготовки договора купли-продажи (ДКП) и оформления ЭПТС (электронный паспорт технического средства);
на следующий день вы всё равно едете в автосалон, забираете покупку, документы и сами едете регистрировать автомобиль в ГАИ.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/ad/39/1ead39b338e41ad01f30d8c0df9cd22d/656x289_1_34f5571d83d6b29d4b6ab80d1b467b79@1146x504_0x0Q87Jky6_6524449639546111306.jpg.webp)
Это очень схоже с онлайн-витриной АВТОВАЗа. За небольшим исключением, о котором почему-то молчат менеджеры. Автомобиль через любой маркетплейс продается по полной предоплате, то есть нужно перечислить сразу 1–2 миллиона рублей и подождать несколько дней.
— Что делать, если возникнут проблемы?
— Всё идет по стандартной системе Wildberries. Вы проводите оплату, деньги хранятся у маркетплейса. Мы их не увидим, пока не подпишем ДКП и не передадим вам автомобиль, — объясняет представитель сочинского дилера. — Если захотите отказаться от покупки — деньги сразу вернутся на карту.
А как на практике?
Юрист Ирина Зайцева говорит, что согласно статье 26.1 части 4 закона «О защите прав потребителей» (дистанционный способ продажи товара), покупатель может отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/0e/4a/cd0e4a6585c90575a41c5573e56c53cb/656x374_1_29fcc000e23a94f2f4ab5dad23aa643d@1449x824_0xHMP6t0gL_7805341653487673423.jpg.webp)
Дилер, конечно, может запросить исключение определенной суммы, расходов на доставку товара покупателю. Но в нашем случае это вряд ли возможно: автомобили, которые выставляются на платформу, уже находятся в салоне. Издержки по логистике включены в итоговую стоимость автомобиля.
Маркетплейсу на возврат денег дается срок в 10 дней. Далее потребитель может обратиться в суд, потребовать неустойку в 50% от всей суммы и один процент за каждый день просрочки. Можно указать два ответчика: дилера и платформу. До суда, конечно, можно не доходить. Проще написать в поддержку и решить вопрос в досудебном порядке, считает юрист.
Гарантия и бонусы
Анонсируя продажи на маркетплейсах, на АВТОВАЗе подчеркнули, что гарантийная политика не меняется: три года или 100 000 километров пробега.
Из плюсов отметим, что при заказе даются бонусы от маркетплейса. Их можно потратить при следующей покупке. Так, наша Vesta за 2 010 900 с «Мегамаркета» принесет 80,5 тысячи бонусов. Ozon дает меньше — 50 тысяч — и то при покупке автомобиля на механике. Выходит своего рода кешбэк.
Сотрудничая с маркеплейсами, АВТОВАЗ рассчитывает расширить круг потенциальных покупателей. По словам руководства завода, новое поколение автомобилистов предпочитает общаться с продавцами в мессенджерах, собирать авто в конфигураторе и меньше появляться в автосалонах. Поэтому российский автопроизводитель верит, что перевод продаж в «цифру» постепенно уменьшит роль дилера. Эксперимент планируют расширять на всю Россию.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/8d/bc/ec8dbc1dec5c8ce102761782a9925e2b/656x410_1_2728e8e48a10b2d8a3cdc3fd9f9bb417@1469x916_0xhuPj58Im_8338697956533214138.jpg.webp)
Приживется идея АВТОВАЗа или нет — покажет время. С одной стороны, по мнению генерального директора Wildberries Татьяны Бакальчук, покупатели уже готовы приобретать автомобили в привычной для них онлайн-среде. С другой, предоплата в сто процентов выглядит странно.
К слову, автомобили на маркетплейсах — явление не новое. В 2023 Ozon и «Деливери Кар» (официальный дилер Chery) запустили продажу авто по той же схеме. Тогда, по мнению Антона Ганжы, заместителя директора АО «Чери автомобили рус», покупать автомобили в приложении решались лишь исключительные люди.
Кстати, серьезно сэкономить можно, покупая Lada Vesta в Белоруссии: дисконт составляет 300–400 тысяч рублей. У дилеров Lada появились кроссоверы Xcite X-Cross 7. А скоро начнутся продажи Lada Largus.