![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/dd/40/cedd40295e2c9fac28468833879a4567/656x426_1_20d4c8b5b6cdd9f66d217dc5b164d717@734x476_0xTylo60HP_2063893723710929222.jpg.webp)
Чешская марка Skoda объявила о запуске в начале 2024 года завода по производству автомобилей в Казахстане. Завод расположен в Костанае — в 150 километрах от границы с Челябинской областью. Партнером проекта стала компания Allur Company, которой принадлежит костанайское предприятие. Оно, кстати, всеядно: сейчас здесь выпускают JAC и Chevrolet, а ранее — Renault, Hyundai, Lada, Peugeot, Toyota, SsangYong.
Skoda анонсировала выпуск четырех моделей, и линейка во многом напоминает российскую: Octavia, Karoq, Kodiaq производились в Нижнем Новгороде, а уникальной моделью является только европейская версия Kamiq (она отличается от китайской, которую везут параллельным импортом).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/2f/2f/2d2f2f039aeaafd1611cd0422bc0eaf0/656x438_1:5723_0124d4c140648516cbb723c04ad1037c@1280x854_0x6ntLCPCp_5534695220583095426.jpg.webp)
Skoda ушла из России в 2022 году, а завод марки в Нижнем Новгороде был закрыт, и между ГАЗом и чешской компанией возникла даже судебная тяжба. Возвращение в Казахстан, где марка работала до 2021 года, преподносится самой Skoda как попытка увеличить долю на тамошнем рынке: в следующем году планируется открыть 15 шоурумов в Астане, Алма-Ате, Костанае и других крупных городах. Но не является ли этот шаг попыткой зайти в Россию через черный ход? Завод удобно расположен, а сам Казахстан входит в единое таможенное пространство.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/41/78/4c/41784c612f002f887ca81c7585a5b522/656x369_1:5723_7cdcc2c78341a9f7dcbb42aaa8fbfe8b@1280x720_0x2NvzF8kU_1832129209723789997.jpg.webp)
Судить об этом пока сложно. Если Skoda и вынашивает такие планы, они вряд ли первоочередные. Сжатые сроки запуска проекта означают, что речь идет, скорее всего, о крупноузловой сборке, поэтому особенных преференций такие машины не получат. В Казахстане есть собственная схема растаможивания машин, но их запрещено ввозить в Россию, хотя за этим не очень следят (вот разбор на примере Mitsubishi Montero Sport). Как бы то ни было, официальный ввоз таких Skoda в Россию сопряжен с изрядной таможенной нагрузкой или в Казахстане, или на нашей границе, а с учетом курсов валют такие Skoda получатся недешевыми.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/64/28/0764281cb86f39c23c0a8168693615f9/656x440_1:5723_1a68bc99008b912d5080334a39d7957b@1280x857_0xfDmLG33I_6672781477565815224.jpg.webp)
Сейчас ввезенные из Китая Skoda Octavia стоят от 2,5 миллиона рублей, что выглядит конкурентоспособной планкой, ведь за китайские модели сравнимого класса просят от 2,2 миллиона, а лифтбек «Москвич 6» (JAC A5 Plus) и вовсе оценили в 2,626 миллиона минимум. Цена Skoda Karoq сейчас начинается от 3,4 миллиона рублей, Kodiaq — от 4,5 миллиона, а вот оценить Kamiq сложно: из Китая импортируют принципиально другую модель. Поэтому при правильном маркетинге в России может возникнуть интерес к костанайским Skoda.
Пока с тамошнего завода в Россию едут в основном автомобили JAC, но спросом они не пользуются, в том числе потому, что две модели китайской марки выпускают в столице под брендом «Москвич». Так, «Москвич 6» повторяет рестайлинговую версию JAC J7.
А в Челябинске тем временем начались продажи супермощных английских спорткаров Lotus.