На прошлой неделе Nissan подтвердил, что прекратил гарантийное обслуживание проданных в России автомобилей. История типична для времени: после ухода иностранных автобрендов, кроме китайских, вопрос с гарантией стал одним из самых острых. Каждая марка вырабатывала свою стратегию, и в целом вопрос удалось решить. Мы спросили челябинских автодилеров, какова ситуация сейчас.
Renault достались АВТОВАЗу
В момент ухода Renault объявила, что гарантийные обязательства подхватит АВТОВАЗ в лице дочерней компании «Лада Имидж», так и получилось: сейчас, по словам дилеров, схема отлажена и для клиентов мало чем отличается от прежней.
— Дилеры Renault продолжают поддерживать гарантию на автомобили, только если раньше мы все затраты предъявляли дистрибьютору Renault, «Автофрамосу» или Renault Россия, сейчас мы работаем с компанией «Лада Имидж», которая является структурой АВТОВАЗа, — рассказывает директор послепродажного обслуживания компании «Сатурн» Сергей Мещеряков. — Это уже обкатанная практика. И по стране крайне мало ситуаций, когда кому-то отказывают в гарантии: это чаще инициатива конкретного дилера, которого потом покарают.
Однако процесс взаимодействия наладился не сразу, и был довольно длительный переходный период.
— На протяжении почти пяти месяцев в прошлом году дилеры Renault делали гарантию на свое усмотрение, и им за это не платил никто, просто под обещание, что АВТОВАЗ возьмет на себя обязательства, — говорит Сергей Мещеряков. — Но сейчас все процессы настроились, абсолютно все технические службы работают в стандартном режиме, наши гарантийщики обращаются в структуры АВТОВАЗа, предъявляют гарантийные ремонты. АВТОВАЗ или принимает, или отказывает, как абсолютно любая марка. Спорные моменты решаются через отдельные службы технического контроля. То есть всё работает, как с любыми иномарками.
Специалист отмечает проблему с доступностью запчастей и комплектующих, что порой сказывается на сроках ремонта. Он подчеркивает, что к принятию решения о гарантийном ремонте это обстоятельство отношения не имеет.
Бывшие автоцентры по продаже Renault в Челябинске сейчас представляют марки «Москвич», Omoda и Chery, однако в каждом из них осталась сервисная зона Renault.
— Это согласовано со всеми китайскими дистрибьюторами, а также с АВТОВАЗом, — продолжает Сергей Мещеряков. — Всё работает, как прежде: приезжают аудиты, контролируют качество оформления документов, проверяют принципы принятия решений. Для владельцев Renault ничего не изменилось, разве что в шоуруме теперь стоят новые, кому-то еще неизвестные бренды.
Volkswagen и Skoda работают через партнера
Компании Volkswagen и Skoda после ухода из России также не бросили клиентов, но использовали другую схему, о которой 74.RU рассказал исполнительный директор автоцентра «Гольфстрим» (дилер VW) Сергей Калашник:
— Компания, которая реализует гарантийные обязательства, называется «Евразия Ассистанс». Вообще эта компания осуществляет страховые выплаты за ремонт, и VW Group Rus, когда еще работал на территории России, пользовался услугами этой организации. Была программа DasWeltAuto: в дилерском центре продавали автомобили б/у с гарантией от этой организации. Компания АГР (принадлежит «Авилон», выкупившей бизнес VW в России) заключила с ними договор о предоставлении гарантийных обязательств. Условия гарантии похожи на заводскую, то есть для клиентов никаких проблем нет.
Компания «Евразия Ассистанс» предлагает услугу, которая хорошо известна покупателям бытовой техники, — расширенную гарантию. Фактически это форма страховки от поломки, когда клиент вносит определенную сумму, а затем получает компенсацию в виде ремонта. В случае с гарантийными VW финансовые вопросы «Евразия Ассистанс» и АГР решили между собой, то есть клиентам ничего доплачивать не нужно.
На автомобили VW и Skoda действует двухлетняя гарантия (или 100 тысяч км), то есть для автомобилей, проданных до начала СВО, она уже близка к завершению.
Nissan использует отработанный принцип
До кризиса японская компания в составе альянса Renault-Nissan владела АВТОВАЗом, поэтому после ее ухода с рынка вопрос с гарантийными обязательствами решился так же, как в случае с Renault, — компенсационные выплаты делает дочерняя структура АВТОВАЗа «Лада Имидж».
В группе компаний «Регинас», которая много лет представляет Nissan в Челябинске, пояснили следующее:
— Владельцам можно обращаться в те же технические центры «Регинас»: на Свердловском тракте, 5р и на Братьев Кашириных, 141а. Мы продолжаем исполнять гарантийные ремонты, как и раньше. Условия по обслуживанию поменялись для всех дилеров, как для старожилов вроде «Регинаса», так и для новых игроков. Сроки исполнения в основном связаны с более длительной логистикой, а для новых игроков усугубляются процессом переобучения сотрудников по стандартам Nissan.
Азиатские марки сохраняют гарантию
Дилеры Hyundai и KIA, входящие в автокомплекс «Регинас», также подтвердили сохранение всех гарантийных обязательств.
— На нашем рынке доля парка автомобилей Hyundai и KIA очень велика, и все мы заинтересованы в полноценном обслуживании этого парка. Мы продолжаем их гарантийное обслуживание, как делали всегда, — отметили в компании.
Корейские бренды не спешили уходить с российского рынка и не делали громких заявлений, как Renault или Nissan. Весной появились сообщения о готовящемся уходе Hyundai и продаже завода под Питером, но официального подтверждения нет. Дилеры предлагают практически всю линейку автомобилей и полный пакет сервисного обслуживания.
Автопарк гарантийных автомобилей Hyundai и KIA обширен: в последние годы обе марки были в лидерах продаж, а гарантия на ряд моделей достигает 5 лет.
Аналогичным образом сохранила гарантию на свои автомобили, например, Toyota. По официальным заявлениям компании, все обязательства, включая гарантийные, продолжают действовать.
Мы уже рассказывали, что на автомобили, ввезенные параллельным импортом, гарантия, как правило, не распространяется. Ряд импортеров дают на такие машины собственную дилерскую гарантию, но ее условия обычно отличаются от заводской: меньше срок и пробег до окончания. Параллельный импорт с августа 2023 года стал еще дороже из-за возросших утильсборов.