Агентство «Автостат» опубликовало данные о майских продажах автомобилей. Мы сравнили их с результатами предыдущих лет и нанесли на инфографику. Хорошим ли был минувший месяц для авторынка? Смотря с чем сравнивать: например, на фоне мая 2022 года, когда все заводы России стояли, продажи автомобилей взлетели аж в 2,6 раза. Но такой «прогресс», естественно, преувеличен эффектом низкой базы, и относительно докризисных лет (например, 2021-го) майские продажи этого года упали вдвое.
Показательны и результаты отдельных моделей, которые мы сравнивали с последним нормальным годом — 2021-м. Если раньше пятерка самых популярных машин формировала лишь около 30% рынка, то теперь — более 40%, что говорит о сокращении видового разнообразия. Лидером осталась бессменная Lada Granta, и ее продажи относительно 2021 года даже выросли: сказалась ее безальтернативность. Ведь из новых машин ценой до 1,65 млн рублей можно купить лишь «Гранту» и еще пару отечественных вездеходов — уазики да «Нивы». Новая Lada Vesta присоединится к ним в ближайшее время, но пока она выпала из числа лидеров рынка.
Если до начала СВО в топ-5 моделей всегда были Hyundai Solaris и KIA Rio питерской сборки, то теперь там прописались три китайских кроссовера: Haval Jolion, Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro. А вообще доля китайских автомобилей приближается к невероятным 50%, обгоняя даже отечественные бренды. Иномарки некитайского производства занимают теперь менее 20% рынка.
Накануне мы просили трех экспертов оценить ситуацию с продажами автомобилей и перспективы снижения цен: прогнозы их скорее пессимистичны. Цены в самом деле не радуют, и особенно печально, что даже родной АВТОВАЗ установил абсурдный прайс на обновленную Lada Vesta. А вот обзор российских автозаводов, многие из которых теперь контролирует государство.